Файл: Контрольные вопросы Что такое коэффициент обеспеченности расчетной скорости.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 12
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цель работы: Определить транспортно-эксплуатационное состояние рассматриваемого участка автомобильной дороги, выявить степень соответствия оцениваемых показателей нормативами и назначить мероприятия по ремонту автомобильных дорог
Контрольные вопросы:
-
Что такое коэффициент обеспеченности расчетной скорости?
Представляет собой отношение фактической скорости одиночного автомобиля обеспечиваемой на каждом характерном участке дороги к расчетной скорости для данной категории дороги— базовая скорость.
-
Назовите основные состояния автомобильной дороги
0 - Не установлено;
1 - Сухое;
2 -Мокрое;
3 - Загрязненное;
4 - Свежеуложенная поверхностная обработка;
5 - Заснеженное;
6 - Гололедица;
7 - Обработанное противогололедными материалами;
8 - Со снежным накатом;
9 - Залитое (покрытое) водой;
10 - Пыльное.
-
Назовите критерии определения состояния автомобильной дороги
1) первичное обследование, которое проводится один раз в 3-5 лет со дня проведения первичного обследования;
2) повторное обследование, которое проводится ежегодно (в год проведения первичного обследования повторное обследование не проводится);
3) приемочное обследование, которое проводится при вводе автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) в эксплуатацию после строительства или реконструкции и завершении капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги (участка автомобильной дороги).
Постоянные параметры и характеристики автомобильной дороги:
ширина проезжей части и земляного полотна;
габарит приближения;
длины прямых, величины углов поворотов в плане трассы и величины их радиусов;
протяженность подъемов и спусков;
продольный и поперечный уклоны;
высота насыпи и глубина выемки;
габариты искусственных дорожных сооружений;
состояние элементов водоотвода;
состояние элементов обустройства дороги и технических средств организации дорожного движения;
-
Чему равен обобщенный показатель качества и состояния дороги?
Дорога полностью соответствует нормативным требованиям, когда
-
Какие показатели учитывают частные коэффициенты обеспеченности расчетной скорости?
Для получения итогового значения коэффициента обеспеченности расчётной скорости и комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дороги определяют частные коэффициенты обеспеченности расчетной скорости, учитывающие ширину основной укреплённой поверхности и ширину габарита моста – КРС1; ширину и состояние обочин – КРС2; интенсивность и состав движения – КРС3; продольные уклоны и видимость поверхности дороги – КРС4; радиусы кривых в плане и уклон виража – КРС5; продольную ровность покрытия – КРС6; коэффициент сцепления колеса с покрытием - КРС7, состояние и прочность дорожной одежды – КРС8; ровность в поперечном направлении (глубину колеи) – КРС9; безопасность движения – КРС10.
Часть 1
Оценить состояние участка двухполосной дороги 3 категории на основном протяжении длиной 2000 метров с интенсивностью движения 3000 авт/сутки, ширина укрепленной поверхности – 6,25, ширина обочины – 0,5, продольный уклон – 50, видимость 100 м, поперечный уклон – 20, радиус кривой в плане – 600 м, ровность по толчкомеру – 100 см/км, коэффициент сцепления – 0,3, глубина колеи под уложенной на выпоры рейкой – 9 мм, годовое число ДТП на 1 км дороги – 1,5 ДТП/км. Фактический уровень содержания дороги – «допустимый». При обследовании участка установлено, что 2000 м имеют коэффициент дефектности соответствия = 0,4, остальной участок – 0,6.
1.Определение частного коэффициента Крс1
Коэффициент Крс1 учитывает ширину основной укрепленной поверхности и ширину. В расчет принимается чистая, фактически используемая для движения ширина укрепленной поверхности В1ф.
Расчет ведется с учетом различных значений ширины проезжей части, ширины краевой укрепленной полосы и ширины полосы загрязнения на разных участках по формуле (2.3) с использованием таблицы 2.2-2.5 [1]:
В1ф=В+2ау-2вэ,
где В – ширина проезжей части, м;
ау – ширина краевой укрепленной полосы, м;
вэ – ширина полосы загрязнения, м.
Ширину полосы загрязнения с каждой стороны для осенне-весеннего периода принимаем по табл. 2.2 [1]. Для III категории дорог при укреплении обочины гравием ширина полосы загрязнения составляет 0.3м.
В1ф=6,25+2*0.5-2*0.3=8.6м.
Коэффициент Крс1 для двухполосных дорог (III категория) при интенсивности движения 3600авт./сут. соответственно составляет (табл.2.3 [1]):
Крс1=0,77
2. Определение частного коэффициента Крс2
Коэффициент Крс2 учитывает ширину и состояние обочин. В общем случае в состав обочины входят краевая укрепленная полоса, укрепленная полоса для остановки автомобилей и прибровочная полоса.
По таблице 2.6 [1] с учетом типа укрепления обочин (слой щебня или гравия) находим:
Крс2=1.00
3. Определение частного коэффициента Крс3
Коэффициент Крс3 учитывает интенсивность и состав движения на дороге. Согласно формуле (2.6) [1]:
Крс3=Крс1- ΔКрсN,
где ΔКрсN – снижение коэффициента обеспеченности скорости за счет
интенсивности и состава движения (табл.2.7) [1].
Интенсивность и состав движения принимают по результатам наблюдений в теплый период времени. При построении зимнего графика следует взять данные для зимы.
Состав движения оценивают коэффициентом β, равным отношению количества грузовых автомобилей и автобусов к общей интенсивности.
За характерный по интенсивности участок принимают отрезок дороги, на котором эти показатели отличаются от таких же на соседнем отрезке на15-20%.
Снижение коэффициента Крс1 за счет интенсивности и состава движения (β по заданию 0.5) составляет (табл.2.7 [1]):
ΔКрсN = 0,14
Крс3=Крс1- ΔКрсN=0,77-0.14=0.63
Крс3=0.63
4. Определение частного коэффициента Крс4
Коэффициент Крс4 учитывает продольные уклоны и видимость поверхности дороги. Его определяют для расчетного периода года и фактического расстояния видимости поверхности дороги при движении на спуске. Смягчение уклона за счет вертикальных кривых не учитывается. Коэффициент Крс4 принимают по табл. 2.8 и 2.9 [1]. Из двух значений выбирают наименьшее и заносят в линейный график оценки состояния дороги.
На рассматриваемом участке дороги выделено 16 элементов по уклону. Используя таблицу 2.8 [1] находим Крс4: Крс4=1.1.
Определяем Крс4 по видимости поверхности дороги (табл.2.9 [1]): Крс4=0.85.
Их двух значений выбираем наименьшее:
Крс4=0.85
5. Определение частного коэффициента Крс5
Коэффициент Крс5 учитывает радиусы кривых в плане и уклоны виража. Определяется по таблице 2.10 [1]. В длину характерного участка включают длину круговой и переходной кривых. Кроме того, при радиусах 400м и менее включают зоны влияния по 50м в оба конца. В промежутках между смежными участками (где кривые отсутствуют) принимают Крс5=КПн (табл.1.1 [1]).
По таблице 1.1 [1] для III категории дороги на основном протяжении находим КПн=0.83.
Крс5=0.83
6. Определение частного коэффициента Крс6
Коэффициент Крс6 учитывает ровность поверхности. Определяется по таблице 2.11 [1]. В расчет принимается худший из показателей ровности для различных полос на данном участке.
На заданном участке дороги выделено три элемента по степени ровности по толчкомеру (см. табл.1.1). Согласно таблице 2.11 [1] получаем:
Крс6=0,42
ПК0+00-ПК10+00 0.89
ПК10+00-ПК20+00 0.61
ПК20+00-ПК30+00 0.42
7. Определение частного коэффициента Крс7
Коэффициент Крс7 учитывает условия сцепления колеса автомобиля с покрытием, определяется по табл. 2.12 с использованием фактических значений коэффициента сцепления. В расчет принимается наиболее низкий из коэффициентов сцепления по полосам движения на данном участке.
На данном участке дороги коэффициент сцепления ф60=0.3. По табл.2.12 [1] находим:
Крс7=0.75
8. Определение частного коэффициента Крс8
Коэффициент Крс8 учитывает состояние и прочность дорожной одежды. Величину Крс8 определяют по формуле (2.10) [1] с использованием результатов обследования дорожной одежды в теплое время. При составлении сезонного зимнего графика можно принять Крс8=КПн (табл.1.1) [1]. Коэффициент Крс8 определяется по формуле (2.10) [1]:
Крс8=ρ*КПн,
где ρ – показатель, учитывающий состояние покрытия и прочность дорожной
одежды (табл.2.13 [1]);
КПн=0.83 (табл.1.1 [1]).
9. Определение частного коэффициента Крс9
Коэффициент Крс9 учитывает грузоподъемность мостов. Определяют его в зависимости от фактической расчетной грузоподъемности моста по данным испытаний или по данным ИПС-мост в соответствии с табл.2.14 [1].
для III категории дороги и Н-18 Крс9=1,0
10. Определение частного коэффициента Крс10
Коэффициент Крс10 учитывает безопасность движения. Определяют его на основе сведений о ДТП по величине коэффициента относительной аварийности. В качестве характерных по безопасности участков выделяют отрезки дороги длиной по 1км, на которых за последние 3 года произошли ДТП. Для каждого такого километра вычисляют относительный коэффициент аварийности по формуле (2.11) [1]:
И=(ДТП*106/365*N*n)*(ДТП/1млн авт. км),
где ДТП – число ДТП за последние (n) лет (n=3);
N – среднегодовая суточная интенсивность движения, авт/сут.
В порядке исключения при отсутствии сведений за предыдущий период допускается определять величину (И) по данным о ДТП за последний год.
На участках, где за последние 3 года не отмечено ни одного ДТП, принимают Крс10=КПн. Значение Крс10 для участков, где были ДТП, определяют по табл.2.16 [1].
При наличии хотя бы одного ДТП по причине неудовлетворительных дорожных условий величину Крс10 для данного километра принимают в 2 раза меньше, чем в таблице. Это снижение аннулируется только после выполнения работ по устранению недостатков дороги
, послуживших причиной ДТП, и не учитывается, если к моменту оценки указанные работы были выполнены.
ПК10+00-ПК20+00 2 ДТП И=0.51 Крс10=0.85
11. Определение показателя инженерного оборудования и обустройства Коб
Состояние инженерного оборудования и обустройства оценивается коэффициентом дефектности соответствия Дио. Под дефектностью соответствия понимают отсутствие, недостаточное количество или несоответствие требованиям параметров, конструкции и размещения инженерного оборудования и обустройства дороги.
Итоговый коэффициент дефектности соответствия Дио определяют для каждого километра дороги. Далее по табл.3.1 [1] в зависимости от Дио находят Коб и заносят в линейный график оценки качества автомобильной дороги.
На заданном участке дороги объектов инженерного оборудования нет. Дио=0, по таблице 3.1 [1] определяем для III категории дороги:
Коб=0,97
12. Определение показателя содержания автомобильной дороги Кэ
Показатель К3 определяют в зависимости от оценки содержания дороги, выполненной в соответствии с ВН 10-87 «Инструкция по оценке качества содержания (соответствия) автомобильных дорог».
Используя среднее значение балла за год, предшествующий периоду обследования дороги, и в табл. 4.1 [1] находят значение показателя К3.
В соответствии со среднегодовой оценкой содержания по табл.4.1 [1] находим:
Кэ1=1,07
13. Общая оценка качества и состояния автомобильной дороги
Результаты расчетов представляем в виде линейного графика оценки качества и уровня содержания дороги [приложение 1]. График содержит полную информацию о параметрах дороги по результатам обследования, а также все частные коэффициенты обеспеченности расчетной скорости и обобщенные показатели. При попикетной оценке дорога (участок дороги) разбивается на элементы (участки) с минимальным коэффициентом обеспеченности расчетной скорости (выборка идет по вертикали). В данной работе таких участков получилось три (см. строку КПд приложения 1).
Для каждого элемента участка рассчитывается:
-
Рассчитываем обобщенный показатель качества и состояния дороги (участка дороги) по формуле (1.3) [1]:
Пд=КПд*Коб*Кэ,
где КПд – комплексный показатель, который рассчитывается по формуле (2.2) [1]: