ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 49
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
БИЛЕТ №9 1) Треб-я к совр-му уроку условно можно разделить на 4 группы: дидактич-е, психологические, санитарно-гигиенич-е, воспитат-е. 1) дид-е треб-я к уроку - четкое опред-е образ. задач каждого урока, оптимизация содержания с учётом соц. и личностных потреб-й; внедр-е новейших технологий познав-й деят-ти; рациональное сочет-е разнообр-х видов, форм и методов; творч-й подход к формир-ю структуры урока; 2. Псих. треб-я к уроку - учитель должен изучать и учит-ть на уроке психолог-е особ-ти каждого уч-ся: его мышления, памяти, в частности внимания. Психическое сост-е уч-ля и уч-ся влияет на рез-ты урока. Настроение уч-ля, его собранность, внимат-ть или раздраж-ть перед-ся уч-ся и влияют на результативность их учеб. труда. Поэтому учитель должен отлич-ся самооблад-м и самоконтролем, чтобы преодол-ть отриц-е психическое состояние на уроке – неувер-ть, скованность или, наоборот, излишнюю самоувер-ть, игривость, повыш-ю возбудимость. 3. санитарно-гигиенические требования к уроку – соблюд-е в классе гигиен-х треб-й – соотв-го темпер-го режима, надлежащих норм освещения и т.п. - залог здоровья детей. 4. Воспит-е требования к уроку – опред-е воспит-х возможностей учеб. материала, деят-ти на уроке, формир-е и постановка реально достижимых воспит-х целей; постановка только тех восп-х задач, которые вытекают из целей, и содерж-я учеб. работы; восп-е уч-ся на общечел-х ценностях, формир-е жизненно необх-х качеств: аккуратности, ответст-ти, внимат-ти, честности. 2) Чел-к стан-ся личностью только в процессе соц-зации, т. е. общения, взаимод-я с другими людьми. Вне чел-го общества духовное, соц., психич-е развитие происх-ть не может. Реальная действит-ть, в условиях которой происх-т развитие чел-ка, наз-ся средой. На формир-е личности влияют разнообр-е внеш. условия, в том числе географ-е, соц-е, школьные, семейные. Огромное влияние на развитие чел-ка, особенно в детск. возр., оказывает домаш. среда. В семье обычно проходят первые, решающие для станов-я, развития и формир-я годы жизни человека. Ребенок — обычно довольно точное отраж-е той семьи, в которой он растет и развив-ся. Семья во многом определяет круг его интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентиров. Семья же предост-т и условия, в том числе матер-е, для развития природных задатков. Нравст-е и соц. качества личности также заклад-ся в семье. Школа, класс, друзья — след. концентр близкого окруж-я подраст-го чел-ка. Их влияние на стан-е и развитие личности весьма значит-но. Усвоение различных соц. ролей явл-ся важнейшей составляющей процесса соц-зации личности. В процессе стан-я и разв-я ребенок может осваивать как позитивные соц. роли, так и негат-е. К позит. относят роли члена семьи, члена коллектива, потреб-ля, гражданина и др. К негат. отн-ся роли бродяги, ребенка-попрошайки, воришки и т. д. Освоение ребенком механизма ролевого повед-я обеспеч-т ему успешную включ-ть в соц. отнош-я. Этот процесс приспос-я индивида к условиям соц. среды наз-ся соц. Адаптацией. В сфере общения происходит расширение круга взаимод-я, усвоение норм и правил повед-я, принятых в обществе, овлад-е различными его формами, приемлемыми в соц. окруж-ии ребенка и в обществе в целом. |
БИЛЕТ №13 1) Метод проектов – пед. технология, ориентир-ая не на интеграцию фактич-х знаний, а на их примен-е и приобр-е новых. Проект - это совок-ть опред-х действий, документов, замысел для созд-я реального объекта, предмета, созд-я разного рода теорет-го продукта. Сегод-яя пед-ка проявляет всё больший интерес к деятельностным технологиям обуч-я, ведущее место среди которых занимает метод проектов, позвол-й развить специф-е проектные умения: -распознать проблему и преобразовать её в цель предстоящей работы; -определить перспективу и спланировать необходимые шаги; -найти и привлечь нужные ресурсы; -оценить достигнутые результаты и проанализировать допущенные ошибки; Таким образом, проектная деят-ть даёт обучающ-ся возможность наряду с теор-ми знаниями приобретать новые умения и добывать новые знания. В основе м. проектов лежит идея о направл-ти учебно-познав-ой деят-ти школьников на рез-т, который получ-ся при реш-ии значимой проблемы. 2) Восп-е — это целенапр-й процесс, способст-ий развитию и формир-ю нравст-х качеств личности.Социализации - усвоения человеком ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу. Процесс воспитания – целенапр-й процесс, его цель – накопл-е необх-го для жизни в обществе соц. опыта, формир-е принимаемой обществом системы ценностей. Взаимод-е человека с обществом обозн-ся понятием "социализация", которое широко исп-ся в пед-ке. Однако его содерж-е не явл-ся стабильным и однозначным. Восп-е в отличие от соц-зации, происх-ей в условиях стихийного взаимод-ия человека с окр-й средой, рассм-ся как процесс, сознательно контр-мый социализации (семейное, религиозное восп-е). Одно из самых сущест-х различий, имеющих место во всех периодах возрастного развития личности - это то, что восп-е выступает своеобразным механизмом управл-я процессами социализации. Формир-е личности - это процесс, и рез-ты соц-зации, восп-я и саморазвития. В рез-те восп-я, самовосп-я и позитивного влияния других соц. факторов происходит естест-й процесс интеграции ребенка, т.е. его социализация. |
БИЛЕТ №71)Методы обучения – это способы совместной деят-ти обучающих и обучаемых, направ-е на достиж-е ими обр-х целей. Методы обучения отражают во взаимосвязи способы и специфику обуч-й работы препод-ля и учеб. деят-ти уч-ся по достиж-ю целей обуч-я. Ср-ва обучения - все приспос-я и источники, которые помогают уч-лю учить, уч-ку - учиться, т.е. то, что помогает организовать позн-ю деят-ть уч-ся. Это слово уч-ля, учебники, учеб. пособия, книги, справоч. лит-ра, технич-е ср-ва обуч-я. Классиф-я методов обуч-я: - словесные методы (рассказ, беседа, лекция, работа с книгой) позволяют в кратчайший срок передать большую по объему инф-ю, поставить перед уч-ком проблемы и указать пути их реш-я. Рассказ – устное повеств-е изложение материала. Треб-я: только достоверные факты, яркие и убедительные примеры, четкая логика излож-я, эмоц-ть, простота и доступность языка. Беседа – диалоговый метод, при котором учитель путем постановки, продуманной сист. вопросов подводит уч-ков к пониманию материала. По тематике бывают вводные, беседы-сообщения, закрепляющие. По форме и кол-ву участников – индивид-е, фронтальные. Дискуссия основана на обмене взглядов по предмету. Лекция– монологический способ излож-я объемного материала. Ср-ва обучения. Простые средства: а) учебники, материалы; б) виз-е ср-ва – картины, модели, реальные объекты и пр.Сложные средства: а) механич. визуальные приборы – микроскоп и пр.; б) аудиальные ср-ва – магнитофон, радио, проигр-ль; в) аудиовизуальные – ТВ, видео, кинофильм; 2) Девиантное поведение – это устойч. повед-е личности, отклоняющееся от наиболее важных соц. правил и норм общества и причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности. Работа с родителями, семьей предст-т собой очень важный, сложный и необх-й для профилактики и коррекции отклон-ся от нормы повед-я детей вид деят-ти педагога, психолога, соц. педагога, а также спец. психолого‐пед-х служб и институтов. Как отмечалось выше, семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формир-е откл-й в повед-ии детей и подростков, поэтому работа по профилактике и коррекции этих откл-й должна провод-ся целостно, комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей. Для того чтобы вовремя предотвр-ть негат. последствия девиаций, а также для коррекции повед-я, необх-мо выработать некий алгоритм действий, который поможет привести в систему работу с детьми такой категории. Алгоритм действий: 1) Групп. изуч-е класса (выявить детей с откл-ся повед-м; 2) Диагностика наруш-й и заполн-е диагностич-й карты; 3) Анализ получ-х данных. Выявл-е причин откл-й через запол-е методик, которые даны в «справочнике кл. рук-ля».; 4) Опред-е основных напр-й работы с детьми, родителями, педагогами по типу нарушения 5) Планир-е индивид. и групп. работы с детьми, родителями, педагогами, всех участников образ-го процесса. |
БИЛЕТ №12 1) Компетентностный подход – совок-ть общих принципов опред-ия целей образ-ия, отбора содержания образ-я, организации образ-го процесса. К числу таких принципов относятся след. положения: - смысл образования закл-ся в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта. - смысл организации образ. процесса закл-ся в создании условий формир-я у обучаемых опыта самост-го решения познав-х, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. В теории компет-го подхода выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. Компетенция - Соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу. Компетентность — наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деят-ти в заданной предметной области. Цели образ-я с точки зрения компет-го подхода закл-ся в следующем: - Науч-ся учиться, т.е. научиться определять цели познав-й деят-ти, выбирать источники инф-ии, находить оптимальные пути к цели, оценивать рез-ты и самост-но организов-ть свою деят-ть. - Научиться объяснять явления действит-ти, их сущность и причины, используя соотв-ий научный аппарат. - Научиться ориент-ся в ключевых проблемах. - Научиться ориент-ся в мире духовных ценностей. - Научиться решать проблемы, связанные с реализацией разнообразных соц. ролей. 2)Соц. восп-е – это целенап-е создание матер-х, духовных, организ-х условий для развития человека. Цель соц. восп-я– формир-е личности человека, готового к выпол-ю общест-х функций труженика и гражданина. Субъекты соц. восп-я – это соц. институты, оказыв-ее на личность воспит-ее влияние. К субъектам соц. Восп-я относ-ся семья, школа, учеб. коллектив, СМИ. Организация соц. опыта осущ-ся через организ-ю быта и жизнед-ти коллективов; организ-ю взаимод-я членов организ-ии. Соц. опыт - единство умений и навыков, знаний и способов мышления, норм и стереотипов повед-я. Индивид-я помощь - это сознат-я попытка содейст-ть человеку в приобр-ии знаний и навыков, необх-х для удовл-я своих позитивных потребностей и интересов, и удовл-я аналогичных потребностей других людей. |
БИЛЕТ №17 1) Под проектир-м поним-ся процесс создания объекта предстоящей деят-ти.Под учебно-воспит. ситуацией поним-ся совок-ть обстоятельств учеб. взаимод-я и взаимоотношений, обуч-х и обучаемых, которые требуют принятия реш-я и соотв-х действий или поступков со стороны участников. Основными эл-ми учебно-воспит. ситуации являются: 1) цели восп-я; 2) объекты восп-го воздействия; 3) субъекты воспит-го воздействия, которые приводят в движ-е пед. ситуацию, переводя ее в пед. задачу и решая ее. Форма взаимод-я в воспи-и: 1) сотруд-во –взаимод-е в учебно-восп. ситуации, при котором 1 чел-к способен уловить сост-е другого. В основе сотруд-ва лежит содействие партнеру, забота о его благополучии независимо от своего настроения.; 2) конфронтация, открытое (скрытое) неприятие позиций прот-х сторон по причинам объективно-субъективного характера, позитивное разреш-е ситуации. Формы организации и проявл-я воспит-го процесса: ситуации стимулир-я; сит. успеха; конфликт. ситуации; ситуации риска; ситуации критики и самокритики; ситуации помощи и взаимопомощи; ситуации угрозы наказ-я; 2) Восп-е — это передача накопл-го опыта (знания, умения, этические нормы) от старших пок-й к младшим. В узком смысле воспитание понимается как направленное воздействие на человека с целью формир-я у него опред. знаний, нравственных ценностей, подготовки к жизни. Воспитание — это процесс и рез-т воспит-й работы, напр-ой на реш-е конкрет. воспит-х задач. Пед. Взаимод-е - взаимная активность, сотруд-во педагогов и воспитуемых в процессе их общения, т.е. процесс, происходящий между воспитателем и воспитанником, в ходе учебно-восп-й работы и направленный на развитие личности ребенка Воспит-й процесс - процесс взаимод-я всех включ-х в него субъектов. Чтобы достичь целей восп-я, педагог в ходе пед. взаимод-я должен соблюдать ряд условий: а) постоянно поддерживать у воспитанника желание приобщаться к миру человеч. культуры, укреплять и расширять его возможности; б) предоставлять каждой личности условия для самост. приобр-я нового опыта творч. жизнед-ти; в) создавать условия для поддержки самооценки воспитанников; г) способст-ть становлению «Я-концепции» личности воспитанника; |
БИЛЕТ №61) Все образ-ые учреждения по направленности и содержанию работы можно подразделить на несколько типов. По организационно-правовым формам выделяют: 1) гос-ые; 2) негос-ые; 3) муниц-ые образ-ые учреждения. В России сущ-т след. типы образ. учреж-й: 1) дошкольные; 2) массовые, общедоступные школы; 3) учреж-я проф. образ-я; 4) школы-интернаты и т. д. К дошкольным образ-м учреждениям относ-ся:1) детские сады; 2) детские ясли; 3) развив-е центры и т. д. В структуру общеобраз-й школы входят: 1) начальная; 2) средняя; 3) старшая школы. Лицеи и гимназии отлич-ся от обычных школ более серьезным подходом к изучению разнообр-х предметов. Учреж-я проф. образ-я подразд-ся на след. виды: 1) учреж-я нач-го проф. образ-я – подготавливают специалистов по отдельным профессиям на базе средн. общего образ-я; 2) учреж-я среднего проф. Образ-я – подготавливают специалистов среднего звена на базе общего или нач-го проф. образ-я; 3) учреждения высшего проф. образ. – готовят различных специалистов на базе среднего и среднего проф. обр.; 4) учреждения послевузовского проф. образ. – готовят специалистов научной, пед. квалификации на базе высшего проф. образ-я. Лица с огранич. возможностями здоровья – это лица, имеющие физ-е и психич. недостатки, которые препятствуют усвоению образ-х программ без создания спец. условий для получ-я обр-я. Основные категории детей со спец. образ-ми потребностями: 1) дети с нарушением слуха; 2) с нарушением зрения; 3) с нарушением речи; 4) с нарушением опорно-двигательного аппарата; 5) с умственной отсталостью; 6) с задержкой психического развития; 7) с наруш-м поведения и общения; 8) с комплексными нарушениями психофизического развития. Для таких уч-ся разработаны спец. условия обучения, воспитания, образ-е программы, методы обучения, индивид-ые технические ср-ва обуч-я, мед, и соц. услуги. 2) Упр-е образованием - деятельность органов гос. власти совместно с общественными институтами, направл-ю на повыш-е эффективности функционир-я системы образ-я страны Принципы управления - это основополагающие, фундаментальные правила, которые должны собл-ся при осущ-ии упр-я, обесп-ть достижение заданных целей. В теории и практике внутришк. упр-я выд-ся основные принципы упр-я, к числу которых относятся: 1) гуманного и демократичного подхода в управлении; 2) систематичности и целостности; 3) правдивости и полноты сведений. Основные ф-ии пед. управления: пед. анализ, планир-е и контроль. Пед. анализ содержит три основных направления: параметрический, тематич. и итоговый. Параметр. анализ представляет собой действия директора учеб. заведения и его заместителей, напр-ые на исслед-е и поиск причин возник-я различных явлений пед. процесса. Тематический анализ содержит деят-ть по изучению, анализу, прогноз-ю и планир-ю действий, напр-х на управление наиболее устойчивыми элементами пед. процесса. Итоговый анализсводится к изуч-ю рез-тов параметр-го и темат-го анализов за опр-ый период времени. Источниками инф-ии итогового анализа являются к/р, экзамены, зачеты, отчеты педагогов и рук-лей всех уровней. Рез-м итогового анализа является оценка общего сост-я дел по разным напр-м деят-ти учеб. заведения, причины получения таких результатов, фиксир-е положит-но и отриц-но влияющих факторов с целью учета их в будущем. Планир-е в пед. Деят-ти является след. этапом после целеполагания и производится на основе результатов пед. анализа в направлении опр-х целей. Планир-е может быть местным (локальным), то есть направленным на решение промеж-х задач восп-я, обуч-я, организации и т. д. А может быть глобальным, к которому относится составление учебных планов, общих планов организации и управления. В упр-ии пед. системами выделяют перспективный план, который составляется по рез-м анализа деят-ти учеб. заведения за истекший период сроком на 5 лет. Его структура такова: 1) задачи школы на планируемый срок; 2) перспективы обновления учебно-восп-го процесса, внедрение пед. инноваций; 3) кадровые перестройки и кол-во предпол-х учащихся; 4) повыш-е уровня профессионализма и квалификации педагогов учеб. заведения; 5) обновление оборудования и оснащения учеб. заведения; в общеобраз. учреждениях разраб-ся так же годовой план, охватывающий весь временной период от начала учеб. года до начала след., включая летние каникулы. Разработка год. плана – процесс, подготовкой которого зан-ся специально назнач-я группа людей из числа пед. состава учеб. заведения. Годовой план на след. год сост-ся на протяж. всего текущего года и сост-т из след. уровней: 1) изуч-е нормативов и нововведений в области обр-я; 2) сбор необходимой инф-ии; 3) анализ получ-й инф-ии, выявление и устр-е затруднений на пути решения пед. задач; 4) состав-е проекта плана и утверж-е его советом учебного заведения. |
БИЛЕТ №8 1) Урок - форма орг-зации обуч-я, при которой занятия проводит учитель с группой уч-ся постоянного состава, одного возраста ур-ня подготовки в течение опред-го времени и в соотв-ии с расписанием. Урок имеет след. особ-ти: - каждый урок включ-ся в распис-е; - в отличие от других форм орг-зации обуч-я явл-ся постоянной формой, обеспеч-й системат-ое усвоение уч-ся знаний, умений и навыков; - посещение уроков обязательно для всех уч-ся; - способст-т формир-ю познав-х качеств личности (активности, самост-ти, интереса к знаниям. Структура урока ‒ это совок-ть его элементов, обеспеч-х целостность урока и сохр-е основных проявл-й при различных вариантах. Состав-е части урока наход-ся в тесной взаимосвязи и осущ-ся в опред-й послед-ти. -Подготов-й этап (План, содерж-е обуч-я) -Вводно-мотивационный этап (Мотивация, цель, задачи) -Операционно-познав-й этап (методы, приемы, ср-ва) -Контрольно-оценочный этап (Анализ рез-в деят-ти, оценка). 2) Пед. отклон-ми могут быть названы откл-я от нормы образ-я (пед. нормы), то есть такие, при которых дети в силу опред-х обстоят-в не получили обр-е. Типы отклонений 4 группы: физ-ие, психические, пед-е, соц. 1. Физические откл-я связаны со здоровьем человека и опред-ся мед. показателями. - недуг – любая утрата или аномалия психич. либо физиол. функций, элементов анатом. структуры, затрудняющих какую-либо деят-ть. - ограниченная возможность – любые огранич-я или потеря способ-ти (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деят-ть в пределах того, что счит-ся нормой для человека; - недеесп-ть (инвал-ть) – любое следствие дефекта или огранич-я возможность конкрет. чел-ка, препятст-я выполн-е им какой-либо деят-ти. 2.Психические откл-я связаны с умств-м развитием ребенка. – умств-я отсталость (легкая степень – дебильность, глубокая – идиотия) – наруш-я речи (заик-е); 3)Пед. отклонения. - дети, не получившие общего среднего образования - дети, не получившие проф. образования 4) Соц. отклонения связаны с понятием «соц. норма» «Соц. норма» - это правила, образец действия или мера допустимого повед-я или деят-ти людей, или соц. групп, которое офиц-но установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. |
БИЛЕТ №10 1) Технологическая карта урока – современная форма планир-я пед. Взаимод-я уч-ля и обуч-ся, предназначенная для проектир-я учеб. процесса. Использ-е техн. карты помогает целостно и системно спроектировать процесс обуч., максимально детально проработать все этапы урока, конкретизировать, варьировать и согласовывать действия всех субъектов образ-го процесса, организовывать самост-ю деят-ть, соотносить рез-т с целью обуч-я. Провед-е учеб. занятия с использ-м техн. карты позволяет эффективно организ-ть процесс обуч., обеспечить реализацию предметных, межпредметных и личностных умений в соотв-ии с треб-ми ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку. Структура техн. карты включ.: -назв-е темы с указ-м часов, отвед-х на ее изучение -цель освоения учеб. содержания –основн. понятия темы -к/p на проверку достиж-я планир-х результ-в. 2) Индивидуализация – осознание индивидом себя как отдельной единицы общества, своих характеристик, качеств, особенностей. Социализация – процесс усвоения и воспроизводства индивидом соц. опыта, реализуемого в общении и деят-ти. Соц-зация и индив-зация явл-ся психологич. механизмами соц. развития человека. Именно в процессе соц. развития происходит присвоение социокультурных ценностей и становление социальной сущности человека, социально-психологической зрелости личности и ее индивидуальной позиции в обществе. Соц-зация и индив-зация — это равноценные и необходимые процессы для целостного образования человека, это природно-социально-духовные феномены его бытия. Утрата одного из них (а точнее, нивелирование одного за счет абсолютизации другого) ведет к ущербности образ-го процесса и как следствие — к ущербности личностного и соц. развития. |