Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Функциональные требования сгруппированы на основе выполняемой ими роли или обслуживаемой цели безопасности, всего 11 функциональных классов (в трёх группах), 66 семейств, 135 компонентов.
Первая группа определяет элементарные сервисы безопасности:
− FAU - аудит, безопасность (требования к сервису, протоколирование и аудит);
− FIA - идентификация и аутентификация;
− FRU - использование ресурсов (для обеспечения отказоустойчивости).
Вторая группа описывает производные сервисы, реализованные на базе элементарных:
− FCO - связь (безопасность коммуникаций отправитель-получатель);
− FPR - приватность;
− FDP - защита данных пользователя;
− FPT - защита функций безопасности объекта оценки.
Третья группа классов связана с инфраструктурой объекта оценки:
− FCS - криптографическая поддержка (обслуживает управление криптоключами и крипто-операциями);
− FMT - управление безопасностью;
− FTA - доступ к объекту оценки (управление сеансами работы пользователей);
− FTP - доверенный маршрут/канал;
Требования гарантии безопасности (доверия) - требования, предъявляемые к технологии и процессу разработки и эксплуатации объекта оценки. Разделены на 10 классов, 44 семейства, 93 компонента, которые охватывают различные этапы жизненного цикла.
Первая группа содержит классы требований, предшествующих разработке и оценке объекта:
− APE - оценка профиля защиты;
− ASE - оценка задания по безопасности.
Вторая группа связана с этапами жизненного цикла объекта аттестации:
− ADV - разработка, проектирование объекта;
− ALC - поддержка жизненного цикла;
− ACM - управление конфигурацией;
− AGD - руководство администратора и пользователя;
− ATE - тестирование;
− AVA - оценка уязвимостей;
− ADO - требования к поставке и эксплуатации;
− АMA - поддержка доверия-требования, применяется после сертификации объекта на соответствие общим критериям.
1.10 Сертификация и порядок её проведения
Основной целью сертификации технологий проектирования и производства систем и программных средств является защита интересов пользователей, государственных и ведомственных интересов на основе контроля качества продукции, обеспечения их высоких потребительских свойств, повышения эффективности затрат в сфере их производства, эксплуатации и сопровождения, повышения объективности оценок характеристик и обеспечения конкурентоспособности конечного продукта. Проведение сертификации систем качества предприятия обычно планируется для достижения одной или нескольких целей:
− определения соответствия или несоответствия элементов
системы качества установленным требованиям производства;
− определения эффективности внедренной системы качества
предприятия с точки зрения соответствия поставленным целям для
− обеспечения качества продукции;
− обеспечения возможности предприятию улучшить свою сис-
тему качества;
− определения соответствия системы качества производства
регламентирующим требованиям.
Обязательная сертификация необходима для программных продуктов и их производства, выполняющих особо ответственные функции, в которых недостаточное качество, ошибки или отказы могут нанести большой ущерб или опасны для жизни и здоровья людей. Этот ущерб может определяться степенью безопасности применения комплексов программ в авиации, для управления в космосе, в атомной энергетике, в военных системах; или большими экономическими потерями в результате низкого качества функционирования ПС в системах государственного управления, в финансовых, банковских, транспортных системах. В подобных системах обязательная сертификация программных продуктов способствует значительному снижению риска заказчика и повышению безопасности функционирования программного продукта у потребителя до необходимого уровня. В этих случаях разработчики и поставщики программного продукта обязаны подвергать свои изделия сертификации на соответствие требованиям качества и безопасности для получения разрешения компетентных органов на их реальную эксплуатацию и применение по прямому назначению.
Добровольная сертификация применяется с целью повышения конкурентоспособности продукции, расширения сферы ее использования и получения дополнительных экономических преимуществ. Экономическими целями сертификации могут быть большие тиражи изделий при производстве, большая длительность жизненного цикла с множеством версий, снижение налогов за высокое качество, увеличение прибыли разработчиков и поставщиков программного продукта, сокращение рекламаций пользователей. Результаты сертификации должны оправдывать затраты на ее проведение вследствие получения пользователями продукции более высокого и гарантированного качества при некотором повышении ее стоимости. Таким сертификационным испытаниям подвергаются компоненты операционных систем и пакеты прикладных программ широкого применения, повышение гарантии качества, которое выгодно как для поставщиков, так и для пользователей программного продукта. В этих случаях разработчики и поставщики добровольно предоставляют программные средства для сертификации с учетом экономических оценок выгодности ее проведения для их продуктов.
Порядок проведения сертификации в России установлен постановлением Госстандарта России от 21 сентября 1994 г. № 15 по отношению к обязательной сертификации (в том числе и импортируемой продукции), но может применяться и при добровольной сертификации. Для систем сертификации однородной продукции с учетом ее особенностей допускается разработка соответствующего порядка.
. Этап заявки на сертификацию заключается в выборе заявителем органа по сертификации, способного провести оценку соответствия интересующего его объекта. Это определяется областью аккредитации органа по сертификации.
. Этап оценки соответствия имеет особенности в зависимости от объекта сертификации. Применительно к продукции он состоит из отбора и идентификации образцов изделий и их испытаний. Образцы должны быть такими же, как и продукция, поставляемая потребителю. Образцы выбираются случайным образом по установленным правилам из готовой продукции.
Этап оценки системы качества на предприятии начинается с подготовки в органе по сертификации. При подготовке к проверке и оценке системы качества выполняют следующие работы:
− составляют программу проверки;
− распределяют обязанности между членами комиссии в соответствии с программой проверки;
− подготавливают рабочие документы;
− согласуют программы проверки с проверяемой организацией.
Составление акта, где указываются результаты проверки, выводы и рекомендации комиссии, проводят по окончании работ по оценке соответствия.
На этом этап практической оценки соответствия при сертификации систем качества заканчивается.
. Этап анализа практической оценки соответствия объекта сертификации установленным требованиям заключается в рассмотрении результатов испытаний, экзамена или проверки системы качества в органе по сертификации.
При сертификации систем качества анализ результатов оценки соответствия проводится на основании акта о проверке. Выводы по акту сводятся к одному из трех вариантов:
) система полностью соответствует заявленному стандарту;
) система в целом соответствует стандарту, но обнаружены отдельные малозначительные несоответствия по элементам системы качества;
) система содержит значительные несоответствия.
. Решение по сертификации сопровождается выдачей сертификата соответствия заявителю или отказом в нем. При положительных результатах испытаний (проверок), предусмотренных схемой сертификации, и экспертизы представленных документов орган по сертификации оформляет сертификат соответствия, регистрирует его и выдает лицензию на право применения знака соответствия. Этим знаком маркируется продукция или документация на услуги, прошедшая сертификацию..
Инспекционный контроль за сертифицированным объектом проводится органом, выдавшим сертификат, если это предусмотрено схемой сертификации. Он проводится в течение всего срока действия сертификата, обычно один раз в год в форме периодических проверок. В комиссии органа по сертификации при инспекционном контроле могут участвовать специалисты территориальных органов Ростех-регулирования, представители обществ потребителей и других заинтересованных организаций. Внеплановые проверки осуществляются при наличии информации о претензиях к качеству продукции и услуг, а также при существенных изменениях в конструкции сертифицированного изделия, технологии оказания услуг или организационной структуре предприятия, влияющих на процессы системы качества.
1.11 Подготовка к эксплуатации
Все работы данного этапа уже проводятся на территории Заказчика и включают в себя установку и настройку всех компонентов системы в информационной среде Заказчика, проведение предварительного тестирования, разработку пользовательской документации, обучение пользователей, загрузку исходных данных, проведение испытаний системы в соответствии с программой и методикой испытаний и прочие подготовительные работы.
К моменту окончания всех подготовительных работ должен быть разработан и утвержден регламент эксплуатации системы. Регламент, в частности, должен определять пользователей и их роли в системе, в соответствии с их должностными обязанностями.
Сопровождение (поддержка) программного обеспечения - процесс улучшения, оптимизации и устранения дефектов программного обеспечения после передачи в эксплуатацию. Сопровождение программного обеспечения - это одна из фаз жизненного цикла программного обеспечения, следующая за фазой передачи программного обеспечения в эксплуатацию. В ходе сопровождения в программу вносятся изменения, с тем, чтобы исправить обнаруженные в процессе использования дефекты и недоработки, а также для добавления новой функциональности, с целью повысить удобство использования и применимость программного обеспечения.
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Техническое задание
2.1.1 Основание для разработки
Основанием для разработки является задание на производственную практику ПМ.03. Участие в интеграции программных модулей от 30 января 2017 года.
Наименование работы: Автоматизированная информационная система “Учет работы ОЗНА”.
2.1.2 Назначение разработки
Автоматизированная информационная система “Учёт работы «АК ОЗНА»” предназначена для сбора сведений о выполненной работе за определённый промежуток времени и ведения статистики. Пользователями программы выступают бухгалтера компании, отдел учёта, отдел приема и оформления заявок. Выполнение заявок осуществляется на основании договоров о сотрудничестве, в которых оговариваются условия и стоимость работ. Менеджер ведёт учёт полученных заявок, где указывается номер по порядку, срок выполнения, наименование заявки или поломки, фамилия заказчика.
2.1.3 Требования к программе
2.1.3.1 Требования к функциональным характеристикам
Автоматизированная информационная система “Учет работы ОЗНА” должна обеспечивать выполнение функций:
− ввод, хранение, поиск и обработку информации по производству;
− ввод, хранение, поиск и обработку информации по заказам на предприятии;
− ввод, хранение, поиск и обработку информации по работникам, должностям на предприятии;
2.1.3.2 Требования к надежности
Разрабатываемое программное обеспечение должно иметь:
− возможность самовосстановления после сбоев (отключения электропитания, сбои в операционной системе и т.д.);
− ограничение несанкционированного доступа к данным;
− возможность резервного копирования информационной базы.
Предусмотреть контроль вводимой информации и блокировку некорректных действий пользователя при работе с системой.
2.1.3.3 Требования к составу и параметрам технических средств
Системные требования для работы программного продукта должны быть следующими:
− тактовая частота процессора 1.2 ГГц;
− объём оперативной памяти 64 Мб;
− объём свободного дискового пространства 50 Мб;
− разрешение монитора 1024 x 768;
− наличие устройства чтения компакт-дисков.
2.1.3.4 Требования к информационной и программной совместимости
Программа должна работать в операционных системах Windows XP и выше. Все формируемые отчёты должны иметь возможность экспортирования в редактор электронных таблиц MS Office Access 2003 и выше.