Файл: Учебное пособие орел 2016.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 500

Скачиваний: 12

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

250
Порядок использования целевой цены (нормативного индика- тора) также должен определяться Правительством Российской Феде- рации.
Кроме того, для организаций первичной переработки сельско- хозяйственной продукции, производственно-технического обслужи- вания и материально-технического обеспечения агропромышленного комплекса, занимающих доминирующее положение, может приме- няться регулирование цен в соответствии с требованиями антимоно- польного законодательства Российской Федерации.
Законом введен институт государственных агентов, осуществ- ляющих государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия, а также государственную под- держку страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Порядок деятельности государственных агентов, осуществляю- щих государственное регулирование рынка сельскохозяйственных про- дукции, сырья и продовольствия, определяется Положением о государ- ственном агенте, осуществляющем государственное регулирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   23

9.2 Регулирование внешнеэкономической деятельности
предпринимателей агропромышленного комплекса
Основными задачами государственной политики в области внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе являются упорядочение и постепенное сокращение импорта продо- вольствия и сельскохозяйственного сырья, развитие их экспорта.
В этих целях на федеральном и региональном уровнях осущест- вляются следующие меры:

тарифное и нетарифное регулирование экспортно-импортных операций, направленное на защиту внутреннего рынка и отечествен- ных производителей сельскохозяйственных и продовольственных то- варов, при необходимости в соответствии с международными прави- лами и федеральным законодательством могут вводиться квоты на закупку отдельных видов сырья и продовольствия по импорту;

предусматривается возможность создания пре- ференциальных таможенных режимов на ввоз сельскохозяйственного

251
и пищевого сырья для производства продуктов питания и пищевкусо- вых товаров (сахара-сырца, масложирового, чайного и табачного сы- рья, какао-продуктов, кофе в зернах, орехов, виноматериалов), а также на технологическое оборудование, запасные части и тароупаковочные материалы, спрос на которые не удовлетворяется отечественной про- мышленностью;

стимулирование интеграционных и кооперационных связей с зарубежными партнерами, и прежде всего с государствами- участниками СНГ, на основе межгосударственных соглашений об эко- номическом и научно-техническом сотрудничестве, а также прямых связей между предприятиями агропромышленного комплекса и ино- странными фирмами;

государственное содействие созданию совместных предпри- ятий, развитию торгово-экономических связей на основе формирова- ния общего аграрного рынка государств - участников СНГ;

расширение экспорта продукции агропромышленного ком- плекса и развитие экспортной инфраструктуры.
Главным направлением создания общего аграрного рынка го- сударств - участников СНГ является координация аграрной политики и реформ на селе, обмен опытом в развитии сельскохозяйственного про- изводства, социальной сферы села, перерабатывающих отраслей про- мышленности; углубление интеграции с другими государствами Со- дружества по решению актуальных проблем агропромышленного про- изводства путем формирования и реализации межгосударственных программ; поэтапное формирование единой таможенной территории и проведение согласованной таможенной политики в области торговли сельскохозяйственными товарами; развитие производственной коопе- рации и других форм сотрудничества.
Предусматривается расширение научно-технических и эконо- мических отношений в агропромышленном комплексе со всеми стра- нами мира. В этих целях целесообразно развивать экономически взаимовыгодные поставки машин и оборудования, запасных частей, продовольствия и другого сельскохозяйственного сырья путем уста- новления прямых и кооперационных связей с использованием совре- менных технологий для выхода на рынок третьих стран, развивать ин- вестиционное сотрудничество, создавать совместные предприятия, принимать долевое участие в производстве сельскохозяйственной про-


252
дукции, ее переработке, а также в создании совместных структур в сети оптовой и розничной торговли.
Экспорт и импорт сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия осуществляются с учетом необходимости защиты ин- тересов отечественных товаропроизводителей в сфере агропромыш- ленного производства и обеспечения продовольственной безопасности
Российской Федерации. В соответствии с этим Правительство Россий- ской Федерации принимает меры:

защитного, протекционистского характера в случаях, когда насыщение рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продо- вольствия может обеспечиваться за счет отечественного производства или импорт приводит к ухудшению состояния его отраслей, снижению доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей;

по стимулированию экспорта сельскохозяйственной про- дукции, сырья и продовольствия, если это не нарушает стабильности внутреннего рынка.
Защитные меры принимаются в форме количественных ограни- чений или введения таможенных пошлин до такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы для устранения существенного ущерба или предотвращения угрозы его причинения.
В качестве конкретной меры государственного регулирования в этой области могут использоваться так называемые пороговые цены, на основе которых определяются таможенные пошлины. Пороговая цена рассчитывается на основе цен, сложившихся на внутреннем рын- ке Российской Федерации на отдельные виды сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия.
Кроме того, в порядке государственного регулирования часть средств, полученных от уплаты импортных и экспортных таможенных пошлин и других приравненных к ним платежей на сельскохозяйст- венную продукцию, сырье и продовольствие, направляется на госу- дарственную поддержку агропромышленного производства.
9.3 Развитие продовольственного рынка России в условиях
вступления в ВТО
Среди актуальных проблем развития российской экономики особое место занимает обеспечение продовольственной безопасности.

253
РФ не единственное государство в мире, ведущее поиск эффективных методов и форм соединения интересов государства и бизнеса в сфере удовлетворения потребностей граждан в доступных и безопасных продуктах питания.
Продовольственная безопасность относится к разряду глобаль- ных проблем, до сих пор, по данным мировой статистики, доля людей, страдающих от голода, находится на достаточно высоком уровне. Од- на из причин этого видится в том, что работа по наращиванию объе- мов продовольственного рынка замедляется постоянным ростом цен на продовольствие. К факторам роста цен на продовольствие относят не только рост населения во всем мире, но главным образом неопти- мальную сельскохозяйственную политику, включая субсидии в разви- тых странах.
Поднимается вопрос о целесообразности экспортных ограниче- ний, которые вводили государства в качестве снижения цен на продо- вольствие для своих граждан, по мнению экспертов FAO , эти меры приводили лишь к затяжному кризису или его обострению, что подры- вало продовольственную безопасность.
На сегодняшний день в России все научное сообщество и не только активно обсуждает развитие продовольственного рынка страны в условиях членства в ВТО. И это вполне закономерно, поскольку членство в этой организации может двояким образом повлиять на со- циально-экономическое развитие РФ и динамику ее продовольствен- ного рынка. С одной стороны, условия ВТО требуют от отечественных товаропроизводителей более активной модернизации действующего производства с использованием более производительной и ресурсос- берегающей техники и технологий формирования конкурентных пре- имуществ. Понятно, что эти проблемы быстро не решаются, а времени на проработку стратегии модернизации действующего производства в
АПК РФ нет.
С другой стороны, экономическая конкуренция за лидерство на российском продовольственном рынке уже обостряется с расширени- ем числа агрокомпаний, имеющих серьезный опыт конкурентной борьбы на мировом и национальных рынках. И без целенаправленного участия государства в регулировании национального продовольствен- ного рынка отечественному производителю просто не выстоять в обо- стрившейся конкурентной борьбе.


254
Всемирная торговая организация (ВТО) - международная орга- низация, созданная с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов.
ВТО является правопреемницей действовавшего с 1947 года Гене- рального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ).
Образована 1 января 1995 года на основании системы взаимных договоренностей (т.н. Уругвайского раунда) между странами-членами
ГАТТ. Полностью заменила ГАТТ после годового переходного перио- да 1 января 1996 года.
ГАТТ (Генеральное соглашение по тарифам и торговле) был образован на временном основании после Второй мировой войны вслед за другими новыми международными организациями, имеющи- ми целью способствовать экономическому сотрудничеству.
Изначально в ГАТТ входили 23 страны – почти половина из ра- нее подписавших «черновой», предварительный устав ITO, являвшей- ся специализированным учреждением Организации Объединенных
Наций. Устав ГАТТ должен был не только установить определенный порядок международной торговли, но также и содержал правила в от- ношении трудовых соглашений, ограничительных методов бизнеса, международных капиталовложений и услуг. Чтобы дать толчок к ли- берализации торговли после Второй мировой войны и исключить пре- обладание протекционистских мер над либеральными в мировой тор- говле, в 1946г. были открыты тарифные переговоры между 23-мя странами, т. н. «договаривающимися сторонами», в дальнейшем объе- динившими в ГАТТ.
Целью ГАТТ являлось обеспечение безопасности и предсказуе- мости международных торговых отношений путем ликвидации тамо- женных и других торговых ограничений; устранения всех форм дис- криминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, улучшения использования сырья, роста производства и тор- гового обмена.
Работа ГАТТ, предусматривает выполнение следующих прин- ципов: торговля без дискриминаций; защита посредством таможенных пошлин; стабильная основа для торговли путем замораживания тамо- женных ставок; поощрение справедливой конкуренции; количествен-

255
ные ограничения на импорт консультации и разрешение споров; ре- гиональные торговые соглашения; льготный режим для развивающих- ся стран.
Система ГАТТ развивалась с помощью проведения торговых соглашений (т. н. «раундов»).
Все перечисленные выше факторы и другие обстоятельства спо- собствовали тому, что члены ГАТТ убедились в необходимости новых усилий для укрепления и дальнейшего развития системы международ- ной торговли.
Так начался
Уругвайский раунд (1986-
1994).Уругвайский раунд закончился созданием ВТО.
Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемни- цей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года.
Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).
ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т. н. Уругвайского раунда многосторонних торго- вых переговоров (1986-1994 гг.).
Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действующего форума госу- дарств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайско- го раунда. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовер- шенствованием ряда процедур принятия решений.
Главной задачей ВТО является либерализация мировой торгов- ли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а так- же устранении различных нетарифных барьеров, количественных ог- раничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.
Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполне- нию порядка двадцати основных соглашений и юридических инстру- ментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглаше- ния" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный


256
многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.
В настоящее время система ВТО является наиболее универсаль- ной и полной. Подавляющая часть мировой торговли осуществляется странами-участницами этой организации. Несмотря на достигнутые в ходе «Уругвайского раунда» переговоров соглашения, направленные на либерализацию мировой торговли, протекционизм по-прежнему играет важную роль в международных торговых отношениях.
Цели ВТО - либерализация мировой торговли путем ее регули- рования преимущественно тарифными методами при последователь- ном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранения раз- личных нетарифных барьеров, количественных ограничений.
Функции ВТО - контроль за выполнением торговых соглаше- ний, заключенных между членами ВТО, организация и обеспечение торговых переговоров среди членов ВТО, наблюдение за торговой политикой членов ВТО, разрешение торговых споров между членами организации.
Основополагающими принципами и
правилами ВТО являются:
- взаимное предоставление режима наибольшего благоприятст- вования (РНБ) в торговле;
- взаимное предоставление национального режима (НР) товарам и услугам иностранного происхождения;
- регулирование торговли преимущественно тарифными мето- дами;
- отказ от использования количественных и иных ограничений;
- транспарентность торговой политики;
- разрешение торговых споров путем консультаций и перегово- ров и т.д.
Членами ВТО, по данным на март 2016 года, являются 162 го- сударства.
С 22 августа 2012 года Россия стала полноправным членом
ВТО.
Статус наблюдателей в ВТО имеют более 30 государств и более
60 международных организаций, в том числе ООН, МВФ и Всемир- ный банк.

257
Среди стран-наблюдателей - Афганистан, Азербайджан, Бело- руссия, Босния и Герцеговина, Иран, Ирак, Казахстан, Сербия, Таджи- кистан, Узбекистан и др.
Подавляющее большинство стран-наблюдателей находятся на различных стадиях присоединения к ВТО.
Процедура присоединения к ВТО состоит из нескольких этапов.
Этот процесс занимает в среднем 5-7 лет.
На первом этапе в рамках специальных Рабочих групп происхо- дит детальное рассмотрение на многостороннем уровне экономическо- го механизма и торгово-политического режима присоединяющейся страны на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. После этого начинаются консультации и переговоры об условиях членства страны-соискателя в данной организации. Эти консультации и перего- воры, как правило, проводятся на двустороннем уровне со всеми заин- тересованными странами-членами Рабочей группы.
Прежде всего, переговоры касаются "коммерчески значимых" уступок, которые присоединяющаяся страна будет готова предоста- вить членам ВТО по доступу на ее рынки.
В свою очередь присоединяющаяся страна, как правило, полу- чает права, которыми обладают и все другие члены ВТО, что практи- чески будет означать прекращение ее дискриминации на внешних рынках.
В соответствии с установленной процедурой результаты всех проведенных переговоров по либерализации доступа на рынки и усло- вия присоединения оформляются следующими официальными доку- ментами:
- доклад Рабочей группы, где изложен весь пакет прав и обяза- тельств, которые страна-соискатель примет на себя по итогам перего- воров;
- список обязательств по тарифным уступкам в области товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства;
- перечень специфических обязательств по услугам и Список изъятий из РНБ (режим наибольшего благоприятствования);
- протокол о присоединении, юридически оформляющий дос- тигнутые договоренности на двух- и многостороннем уровнях.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО