ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 501
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
258
является приведение их национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда.
На заключительном этапе присоединения происходит ратифи- кация национальным законодательным органом страны-кандидата все- го пакета документов, согласованного в рамках Рабочей группы и ут- вержденного Генеральным советом. После этого указанные обязатель- ства становятся частью правового пакета документов ВТО и нацио- нального законодательства, а сама страна-кандидат получает статус члена ВТО.
Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров.
Созывается не реже одного раза в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Конференция избирает гла- ву ВТО.
Текущее управление организацией и наблюдение за выполнени- ем принятых соглашений осуществляет Генеральный совет. В его функции также входит разрешение торговых споров между странами- участницами ВТО и мониторинг их торговой политики. Генеральный совет контролирует деятельность Совета по торговле товарами, Совета по торговле услугами, Совета по интеллектуальной собственности.
Членами Генерального совета являются послы или главы пред- ставительств стран-членов ВТО.
Исполнительным органом организации является Секретариат
ВТО.
В составе ВТО действуют рабочие и экспертные группы и спе- циализированные комитеты, в функции которых входит установление и контроль за соблюдением правил конкуренции, мониторинг дейст- вия региональных торговых соглашений и инвестиционного климата в странах-участницах, прием новых членов.
В ВТО практикуется принятие решений на основе консенсуса, хотя де-юре предусмотрено голосование. Толкование положений со- глашений по товарам, услугам, а также освобождение от принятых обязательств принимаются 3/4 голосов. Поправки, не затрагивающие права и обязательства участников, а также принятие новых членов требуют 2/3 голосов (на практике, как правило, путем консенсуса).
Рабочие языки ВТО - английский, французский и испанский.
Генеральный директор ВТО с 1 сентября 2005 года – по сен-
259
тябрь 2013 года являлся Паскаль Лами, с 2013 года и по настоящее время ВТО возглавил Роберто Азеведу.
Штаб-квартира организации находится в Женеве.
На какие вопросы необходимо обратить внимание, прежде все- го, с тем, чтобы минимизировать глобальные риски, исходившие из
ВТО?
Таких вопросов можно выделить шесть
Первый вопрос - была ли реальная альтернатива вступлению
России в ВТО? Перевод нашей экономики на рыночную платформу обусловил ее открытие. Экономика России стала неотъемлемой частью мировой экономики, и возвращение к изоляционизму невозможно.
Поэтому иной альтернативы у РФ просто и не было, и нет.
Страны мира, в том числе и Россия, показывают рост внешней торговли, обгоняющий рост ВВП. Эта общая тенденция не может быть приостановлена. Именно поэтому Россия не может абстрагироваться от существования или игнорировать ВТО, через страны-члены которой проходит около 95% мировой торговли и которая диктует правила по- ведения на мировых рынках.
Второй вопрос - можно ли было отсрочить вступление в ВТО и перенести его на более поздний срок?
Если говорить об истории этого процесса, то необходимо учи- тывать тот факт, что переговоры о вступлении России в эту организа- цию продолжались более 18 лет, и поэтапно, шаг за шагом удалось снять сопротивление со стороны целого ряда стран, занимавших нега- тивную, а подчас и враждебную позицию в отношении нашей страны.
В условиях консенсусного приема в ВТО, т.е. необходимого для этого согласования всех членов организации, а их до вступления России бы- ло 155, пришлось проводить долгие, серьезные и непростые перегово- ры, осуществлять политические демарши. Когда этот путь уже прой- дет, можно ли было искусственно затормозить вступление Росси в
ВТО, а это предполагало бы необходимость начинать всю политиче- скую кампанию сначала? Несомненно позволить такие издержки и риски можно только если быть сильно заинтересованным в продолже- нии политики изоляции России от мирового сообщества.
Третий вопрос - много ли Россия добилась за время 18-ти лет- него переговорного процесса о вступлении в ВТО? Е.М. Примаков сравнивает некоторые первоначальные требования, предъявленные
260
России, с той схемой, на которую согласились партнеры по перегово- рам. Первоначально РФ предлагали обеспечить доступ иностранных компаний к добыче природных ресурсов, к транспортировке нефти и газа по трубопроводам. В конечном итоге была достигнута договорен- ность, что регулирование доступа к ресурсам и их освоению будет и далее определяться российским правительством и законодательной властью. В начале переговорного процесса от РФ требовали полного открытия рынков банковских и страховых услуг. По итогам перегово- ров Россия добилась установления квоты на участие иностранного капитала в банковской и страховой системах страны. Ряд членов ВТО настаивали на обнулении импортных пошлин на ввоз самолетов, авто- мобилей. Россия же взяла обязательства на снижение пошлин, но в течение семи лет. Следует особо подчеркнуть, что обязательства Рос- сии в области сельского хозяйства значительно лучшие стандартных, принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО.
1 ... 15 16 17 18 19 20 21 22 23
Обязательства по поддержке сельского хозяйства
Переговоры по сельскому хозяйству были направлены на дос- тижение договоренностей по объему внутренней поддержки сельского хозяйства в рамках «янтарного ящика» (меры поддержки, оказываю- щие искажающее влияние на торговлю).
Обязательства по объемам «янтарного ящика» фиксируются для каждого члена ВТО в виде агрегированных мер поддержки (далее –
АМС). Кроме того, в тех же перечнях могут быть указаны и параметры по дальнейшему сокращению уровня «янтарного ящика» (меры под- держки, не оказывающие искажающего влияния на торговлю).
Обязательства по АМС предусматривают уровень внутренней поддержки в 9 млрд. долларов США (только в рамках «янтарного ящика») до 2013 г.
Затем в течение переходного периода предполагается снижение внутренней поддержки к 2018 г. до 4,4 млрд. долларов США, что соот- ветствует среднему уровню субсидирования российского сельского хозяйства за 2006-2008 гг.
При этом обязательства предполагают, что после присоедине- ния к ВТО Россия не будет использовать экспортные субсидии сель- скому хозяйству (в настоящее время не предоставляются).
Следует отметить, что обязательства Российской Федерации в области сельского хозяйства отличаются от стандартных обязательств,
261
принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО. В соот- ветствии со стандартным подходом, присоединяющаяся страна связы- вает общий объем поддержки АМС на уровне базового периода (три года, предшествующие присоединению) и затем принимает обязатель- ство о сокращении его в течение базового периода.
Россия принимает обязательство о связывании объема АМС на уровне 4,4 млрд. долл., что соответствует базовому периоду 2006-2008 гг. Однако сразу после присоединения России к ВТО разрешенный уровень поддержки составит 9 млрд.долл., который постепенно будет сокращаться до связанного уровня 4,4 млрд. долл. (то есть фактически после присоединения уровень поддержки, соответствующий базовому периоду, не сокращается, а увеличивается).
Такой нестандартный подход к обязательствам по поддержке был увязан членами ВТО с предоставлением Россией гарантий сохра- нения в течение переходного периода сложившегося соотношения различных видов поддержки. Такие гарантии предложено зафиксиро- вать в форме обязательства о том, что в течение переходного периода до 2017 года включительно (то есть в те годы, когда разрешенный уровень поддержки в рамках «желтой корзины» будет превышать уро- вень базового периода) доля продуктово-специфической поддержки
(т.е. с привязкой к определенному товару) в отношении к продуктово- неспецифической поддержки не будет превышать 30%.
Следует отметить, что уровень в 30% в целом соответствует среднему показателю такого соотношения, заложенному в госпро- грамме «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сель- скохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы».
Нельзя не учитывать, что Россия входит в десятку наиболее дискриминируемых государств, в отношении которых применяются защитные меры в целях ограничения доступа экспортируемых ими товаров. В отношении российских товаров действовало почти 100 раз- личных ограничений. Ратификация Россией соглашений по ВТО озна- чает автоматическую отмену некоторых ограничительных мер по рос- сийскому экспорту. В этом списке – сталь, алкогольная продукция, спутниковые услуги, страхование. На этом этапе ожидается отмена еще 92 ограничительных мер.
Четвертый вопрос - не сократятся ли возможности экономиче-
262
ского роста России, и особенно развития внешней торговли, после вступления в ВТО с учетом того, что уровень производства не позво- ляет нам свободно конкурировать с иностранными производителями?
Пример Китая, который более 11 лет состоит членом ВТО, эти опасения опровергает. После 2001 г., когда Китай был принят в эту организацию, его ВВП вырос в 4,5 раза, внешняя торговля увеличи- лась в 7 раз, объем прямых иностранных инвестиций – в 2 с лишним раза. После вступления в ВТО из Китая за рубеж пошли большие объ- емы инвестиций. За 11 лет присутствия Китая в ВТО его экономика превратилась в одну из самых мощных в мире. По объему внешней торговли Китай вышел на2-е место в мире. В то же время следует от- метить, что за годы членства в ВТО внесены поправки в более чем
3000 китайских законов и нормативных актов, а средний уровень та- моженных тарифов снизился с 15,3% до 9,8%.
Пятый вопрос - касается споров о возможностях ВТО ограничи- вать протекционизм для стран, вступивших в эту организацию.
Практика показывает, что речь идет не о запрете протекциониз- ма как такового, а об ограничении его методов и об адаптации этих методов к правилам ВТО. Делать все это России будет труднее: потре- буется активнее подключать к этому процессу науку и специалистов.
Все это потребует от бизнес - сообщества необходимости опе- ративно приспосабливаться к новым условиям. Для российского биз- неса сужается возможность лоббирования в органах власти решений по усилению различных форм господдержки. И этот факт крайне ост- ро стоит именно в условиях РФ. Нет другого выхода для предприни- мателей как увеличения производительности труда, снижения издер- жек, повышение конкурентоспособности товаров и услуг. Как показы- вает практика, эти процессы крайне медленны и осуществляются в минимальных размерах.
Вместе с тем без продуманной, целеустремленной государст- венной промышленной и аграрной политики, с учетом норм ВТО не обойтись. Необходимо, прежде всего, провести исследования, как и в какой мере использовать выделенный при нашем вступлении в ВТО срок для адаптации, а также научиться маневрировать, уже находясь в
ВТО, как это делают многие страны – участницы этой организации.
Шестой вопрос - успех адаптации российской экономики к принятым правилам ВТО, масштабы и эффективность маневрирования
263
в рамках этих правил для защиты отечественного производителя непо- средственно зависят от финансовых возможностей государства. Еще контрастнее чем раньше, обозначаются 2 проблемы: следует ли как считают многие в правительстве, рассматривать в качестве первосте- пенной задачи безотложное покрытие дефицита бюджета, и какую часть тех значительных средств, которые Россия получает от экспорта нефти, нужно направлять в иностранные ценные бумаги. По мнению академика РАН Е.М. Примакова, необходимо стремиться к профицит- ному бюджету, но разве не ясно, что многие страны успешно развива- ются с куда более дефицитным бюджетом, чем наш? Естественно, сле- дует быть готовым к возможной второй волне кризиса, но совершенно очевидно, что солидная часть средств, получаемых от экспорта нефти, могла бы быть направлена не в Резервный фонд, а в расходную часть федерального бюджета?
Возможно было бы более целесообразным направить эти сред- ства на государственные инвестиции. Минфин считает, что Резервный фонд должен составлять 7% ВВП, Минэкономразвития предлагает другую цифру – 5% ВВП. Необходимо детальное обоснование этой цифры.
В целом можно заключить, что ожидаемое после вступления в
ВТО усиление конкуренции нужно использовать для ускорения струк- турной перестройки российской экономики, ее системной модерниза- ции. При этом особое внимание требуется уделить поддержке депрес- сивных территорий и регионов, особых экономических зон.
Контрольные вопросы:
1. Назовите методы и формы государственного воздействия на становление и развитие сельского предпринимательства
2. Как могут быть использованы средства федерального бюд- жета, направляемые на поддержку и развитие агропромышленного производства?
3. Назовите задачи государственного регулирования аг- ропромышленного производства.
4. В какой форме осуществляется участие государства в залоге сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия?
5. Что означает понятие «интервенция», и с какой целью госу-
264
дарство осуществляет закупочные и товарные интервенции?
6. Как осуществляется государственное регулирование креди- тования агропромышленного производства?
7. В чем заключается государственное регулирование страхо- вания в сфере агропромышленного производства?
8. Каким основным направлениям науки и научной деятельно- сти оказывается государственная поддержка?
9. Какие меры на федеральном и региональном уровнях осуще- ствляются упорядочения и постепенного сокращения импорта продо- вольствия и сельскохозяйственного сырья, развитие их экспорта?
10. Когда ВТО начала свою деятельность и что является главной задачей ВТО?
11. Какие основополагающие принципы и
правила лежат в ос- нове ВТО?
Список литературы
1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и про- довольствия на 2013 – 2020 годы [Электронный ресурс] / Режим дос- тупа: www.mcx.ru.
2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Фе- дерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.mcx.ru.
3. Дорожная карта развития сельского хозяйства до 2020 года - http://partyadela.ru/our-position/dorognaya-karta/
4. ФЗ «О внесении изменений в статьи 15 и 17 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства". http://base.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=175215; fld=134;dst=1000000001,0
;rnd=0.341864161804182.
5. Национальный доклад о ходе и результатах реализации в
2014 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и про- довольствия на 2013-2020 годы - http://www.mcx.ru/navigation/ docfeeder/show/342.htm
6. Постановление Правительства Орловской области от
03.11.2015 № 486 «О внесении изменений в постановление Правитель- ства Орловской области от 27 ноября 2012 года № 436 «Об утвержде- нии государственной программы Орловской области «Развитие сель- ского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной про- дукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013-2020 годы». http://publication.pravo.gov.ru/Document/GetFile/
570020151 1050001.
7. Порядок финансирования мероприятий по поддержке начи- нающих фермеров http://orel-region.ru/index.php?head=20&part=23
&in=9 8. Алтухов, А. И. Обеспечение продовольственной безопасно- сти страны в условиях зарубежных санкций / А. И. Алтухов // Вестник
Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014.-
№9.-С.3-7.
9. Алтухов, А.И. Продовольственная безопасность и импорто- замещение - основные стратегические задачи современной аграрной политики / А.И. Алтухов, В.В. Дрокин, А.С. Журавлев // Экономика