ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 498
Скачиваний: 12
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
52
рат- объединение предприятий разных отраслей, не имеющих между собой никаких производственных или функциональных связей. Глав- ная цель такого объединения - получение дополнительной прибыли за счет игры на курсах акций объединяемых предприятий или на скачках цен в результате временного нарушения баланса спроса и предложения на рынке. Поэтому большая часть конгломератов недолговечна и рас- падается или трансформируется в другие формы в течение непродол- жительного времени. В российском законодательстве организационно- правовых форм, соответствующих конгломерату, нет, но, с другой стороны, нет и запретов на их создание
То, что конгломераты экономически не могут быть жизнеспо- собными, является проблемой его организаторов. Но создание таких объединений при достаточно крупных объемах может нести и серьез- ную стратегическую угрозу производству отдельных видов продукции.
Причем здесь речь идет не столько о субъективном желании руководи- телей конгломерата поглотить большую часть предприятий, занятых выпуском какого-либо вида продукции, с тем, чтобы впоследствии создать условия, препятствующие продолжению ее выпуска, а о весь- ма объективных причинах, вследствие которых участники конгломе- рата более заинтересованы в развитии производства тех отраслей, ко- торые в ближайшей перспективе могут дать максимальный эффект. То есть предполагается возможность перетока капитала внутри конгломе- рата, в результате чего ранее самостоятельные предприятия либо гиб- нут, либо реорганизуются.
В заключение главы следует отметить, что организационно- правовые формы сельского предпринимательства и виды хозяйствен- ных связей весьма многообразны. Некоторые из них имеют хорошие перспективы для развития, использование некоторых - весьма пробле- матично. Однако в условиях углубления рыночных отношений поиск наиболее эффективных путей организации сельскохозяйственного производства расширяется и совершенствуется.
2.5 Бизнес-план
Задачи бизнес-планирования
Основным бесспорным преимуществом малого предпринима- тельства перед крупным бизнесом является относительная легкость и
53
быстрота освоения новых видов деятельности. Вместе с тем, высокая мобильность и трансформационная способность ставит целый ряд за- дач перед предпринимателями, важнейшей из которых является поиск новых форм и моделей планирования, обеспечивающих максимальную эффективность принимаемых решений.
Потребность в бизнес-плане возникает при решении таких акту- альных задач, как:
открытие нового дела, определение профиля будущей фир- мы и основных направлений ее коммерческой деятельности;
перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых ви- дов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;
разработка перспективных проектов;
подготовка заявок существующих и вновь создаваемых фирм на получение кредитов;
обоснование предложений по приватизации государствен- ных предприятий;
составление проспектов эмиссии ценных бумаг (акций и об- лигаций) приватизируемых и частных фирм;
выход на внешний рынок и привлечение иностранных инве- стиций.
Правильно составленный план дает перспективу развития фир- мы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для пред- принимателя вопрос:
стоит ли вкладывать деньги в это дело,
принесет ли оно доходы,
которые окупят все затраты сил и средств.
Это становится особенно важным именно для малого предпри- ятия, ресурсы которого, как правило, жестко ограничены.
Все вышеуказанные задачи и условия работы субъектов малого предпринимательства свидетельствуют о необходимости применения системного подхода к бизнес-планированию, который также диктуется рядом следующих соображений:
в самом процессе организации, становления и развития ма- лого предприятия заложен высокий элемент неопределенности;
у начинающего предпринимателя отсутствует собственный опыт - деловой, профессиональный, а также соответствующие связи с поставщиками и потребителями, что вынуждает его искать помощь в
54
планировании развития своего предприятия и в определении той ни- ши, в которой будет оно функционировать;
бизнес-планирование с периодической коррекцией, поправ- ками, дополнениями и изменениями в процессе развития организации помогает предпринимателю формировать собственное стратегическое мышление, помогает развивать интуицию, творческие способности, видение будущего и его реализации;
бизнес-план помогает максимально предусмотреть все собы- тия, как положительные, так и отрицательные, которые могут повлиять на ход организуемого бизнеса;
бизнес-план описывает будущее дело, бизнес, коммерцию на языке, понятном для инвесторов.
Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы решить, по крайней мере, четыре принципиальные задачи:
определить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции и услуг;
оценить те затраты, которые будут необходимы для изготов- ления продукции и оказания услуг, а также для их сбыта;
сопоставить расходы по предоставлению и доходы от реали- зации, тем самым, определив потенциальную прибыльность бизнес- проекта;
обозначить проектные риски и предложить мероприятия по их минимизации;
определить критерии и показатели, характеризующие ус- пешность проекта.
Методика разработки бизнес-плана
Целью бизнес-плана может быть определение стратегических и тактических направлений и ориентиров малого предприятия в эконо- мическом пространстве или привлечение к участию в проектах потен- циальных инвесторов и партнеров, т.е. план может разрабатываться для использования внутри и вне компании.
Использование плана вне компании:
получение банковского кредита; получение инвестиций;
создание стратегических союзов; - получение большого кон- тракта;
55
получение совета консультантов, юристов, представителей государственных органов или неправительственных организаций.
Использование плана внутри компании:
создание бизнеса;
развитие уже существующего бизнеса (расширение имею- щихся направлений или создание нового направления; использование бизнес-плана в качестве инструмента анализа и управления).
В зависимости от целей, для которых готовится бизнес-план, его конкретное содержание может варьироваться.
Поэтому, еще до начала разработки бизнес-плана необходимо решить ряд важных вопросов. К ним относятся:
определение общих целей; понимание того, что руководите- ли фирмы хотят получить;
определение подхода к данному процессу;
формулирование ключевых положений, на которых будет строиться план;
определение конкретных целей, поддающихся количествен- ному анализу, которые потом буду обоснованы в бизнес-плане;
анализ прошлых успехов и неудач.
При составлении бизнес-плана должны учитываться все воз- можные препятствия при его осуществлении. Главным является четкое определение цели и задач проекта и возможности его реализации.
После завершения работы над планом разработчикам необходи- мо посмотреть на него критически (понятны ли основные положения, реален ли он), смоделировать возможные изменения в бизнесе (оце- нить наилучший и наихудший сценарии развития ситуации), создать план на случай непредвиденных обстоятельств, сформировать план действий (распределить обязанности, уточнить даты).
Требования и рекомендации к изложению материала
в бизнес-плане
План должен удовлетворять следующим требованиям:
доступность изложения;
точность и основательность;
реалистичность и выполнимость.
Некоторые рекомендации:
56
занимаясь планированием, постарайтесь отвлечься от по- вседневной деятельности компании;
вовлеките в разработку плана большее количество людей для улучшения качества планирования и повышения заинтересованно- сти в результатах;
прежде чем готовить свой план, необходимо прочитать не- сколько других бизнес-планов;
краткосрочные цели в плане должны быть детализированы и определены количественно, среднесрочные и долгосрочные – только сформулированы;
степень подробности плана зависит от цели, с которой со- ставляется план, более подробные сведения по разделам лучше выне- сти в приложения;
использованные материалы не должны быть устаревшими;
хорошо оформите титульный лист, если план разрабатыва- ется не для внутреннего пользования;
составьте подробное оглавление с указанием страниц для каждого раздела;
резюме необходимо составлять, когда план уже закончен, тогда изложенная в резюме информация будет соответствовать содер- жанию самого бизнес-плана;
на разработку потребуется больше времени, чем кажется сначала;
только что созданные компании должны включить краткую биографию каждого руководителя компании с указанием опыта рабо- ты, достижений в соответствующей сфере деятельности.
Потенциального инвестора интересуют следующие моменты:
положительный опыт в бизнесе,
рыночные перспективы предприятия,
собственность и юридическая форма организации бизнеса,
вопросы управления персоналом,
организация производства,
снабжение сырьем и материалами,
график финансирования проекта,
график возврата денежных средств,
коммерческая эффективность проекта,
возможные риски проекта, предоставляемые гарантии.
57
Структура бизнес-плана
Структура бизнес-плана зависит от характера бизнеса, целей плана, требований потенциального инвестора. Бизнес-план должен содержать следующие разделы:
исполнительное резюме;
общее описание предприятия;
продукция и услуги;
маркетинг;
производственный план;
управление и организация;
финансовый план;
оценка рисков;
приложения.
«Исполнительное резюме» является первым разделом бизнес- плана и является его сокращенной версией, содержит краткое описа- ние компании, наиболее привлекательные моменты из всех остальных разделов, положительные аспекты предлагаемой бизнес-идеи, объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата средств.
В «Общем описании предприятия» необходимо охарактеризо- вать предприятие и его положение на рынке, назвав организационно- правовую форму предприятия, перечислив основные виды деятельно- сти, владельцев предприятия, достижения, основные финансовые по- казатели, отличия данной компании от конкурентов, проблемы и цели данного бизнеса.
Раздел «Продукция и услуги» содержит описание товаров и ус- луг, предлагаемых предприятием, возможностей их использования, соответствия стандартам, их привлекательных сторон, анализ продук- ции конкурентов, степень готовности продукции или услуг к выходу на рынок.
Цель раздела бизнес-плана «Маркетинг» - разъяснить, как биз- нес намеревается добиться успеха на рынке. Раздел содержит марке- тинговый анализ (характеристики рынка, потребителей продукции, конкурентов) и маркетинговый план (стратегия продвижения продук- ции на рынок – ценовая политика, реклама, система продаж, послепро- дажное обслуживание, объемы продаж).
58
Раздел «Производственный план» содержит описание техно- логического процесса и изменений, которые должны произойти по мере развития предприятия. Необходимо отразить общий подход предприятия к организации производства, перечень источников сырья и материалов, технологического оборудования (наименование и ос- новные характеристики), потребности предприятия в помещениях, коммуникациях, источниках энергии, требования в отношении трудо- вых ресурсов (персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, пред- полагаемые изменения в структуре персонала по мере развития пред- приятия).
В разделе «Управление и организация» нужно коротко пред- ставить основных участников предприятия (предприниматель, его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, занимающие ключе- вые посты сотрудники и т.д.), привести организационную схему пред- приятия, показывающую внутренние связи, обязанности и разделение ответственности в рамках организации.
Цель «Финансового плана» заключается в том, чтобы сфор- мулировать и представить детальную систему проектировок, отра- жающих ожидаемые финансовые результаты деятельности компании.
Для уже существующего бизнеса целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить все предположения, которые стали основой представ- ляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане не- сколько возможных сценариев развития компании.
Финансовый план должен содержать график выполнения работ и потребностей в финансовых ресурсах для их реализации (предпола- гаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщи- ков и систему гарантий, график погашения кредитов), подробную сме- ту расходов. В финансовый план включают отчет о движении денеж- ных средств, отчет о прибылях и убытках, показатели эффективности проекта (внутренняя норма доходности, NPV, срок окупаемости, ин- декс рентабельности, точка безубыточности, операционный рычаг и т.д.).
В разделе «Оценка рисков» требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос "как минимизировать
59
риски и возможные потери от них?" должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков и изложение программы самострахования или внешнего страхования.
В «Приложения» включаются документы, которые могут слу- жить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться резюме руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компе- тенцию и опыт работы, результаты маркетинговых исследований, за- ключения аудиторов, фотографии образцов продукции, подробные технические характеристики продукции, план предприятия (и приле- гающей территории), контракты и договоры, лицензии, разрешения, сертификаты, отзывы и т.п.
Анализ инвестиций в структуре бизнес-плана
Инвестиции - совокупность затрат финансовых, трудовых, мате- риальных ресурсов, вкладываемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода и (или) достижения иного полезного эффекта.
Компания может инвестировать в новое оборудование для расширения производства, в обновление изношенного и устаревшего оборудования для улучшения эффективности по затратам, увеличить расходы по продвижению товаров на рынок с целью получения коммерческой прибыли от большего объема деятельности.
Необходимо оценить целесообразность вложения средств, как в производство, так и в ценные бумаги, сравнив привлекательность дан- ного проекта с альтернативными возможностями вложения средств с целью максимизации доходов при приемлемом уровне риска. Важно учитывать в оценках временной фактор – чем больший период време- ни затрагивает проект, тем выше степень риска и неопределенность последствий.
При разработке финансовой части бизнес-плана необходимо помнить, что основные элементы финансовой модели проекта - план движения денежных средств, план прибылей и убытков, балансовый план, финансовые показатели – должны быть взаимоувязаны и не со- держать противоречивых данных.
Существует несколько методов анализа инвестиционных проектов:
метод расчета периода окупаемости проекта;
60
метод простой (бухгалтерской) нормы прибыли;
метод чистой дисконтированной стоимости;
метод внутренней нормы рентабельности.
Каждый метод дает возможность рассмотреть отдельные харак- теристики и особенности проекта. Методы отличаются по сложности в понимании и применении, доступности исходной информации, коли- честву учтенных факторов, надежности результатов. Их комплексное применение дает наиболее точную оценку эффективности проекта.
Ошибки бизнес-планирования
Бизнес-планирование является объектом для изучения, сущест- вуют рекомендации, научные работы на эту тему, компании, специа- лизирующиеся на разработках бизнес-планов. Естественно, самому предпринимателю при составлении бизнес-плана учесть все аспекты достаточно трудно.
Основные причины ошибок бизнес-планирования на малых предприятиях следующие:
недостаток средств у предпринимателя для обращения к
услугам профессиональных проектировщиков;
недостаточность знаний и опыта для самостоятельной
разработки бизнес-плана;
недостаток времени для тщательной проработки разделов плана.
Типичными ошибками бизнес-планирования являются следую- щие:
занижение затратной части (не учтено вспомогательное оборудование, таможенные пошлины, стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочные работы, пуско-наладочные работы; заниже- ны издержки, связанные со сбытом; не учтена профилактика оборудо- вания, обслуживание оргтехники, вывоз мусора; не учтен расход элек- троэнергии; неверно учтены налоги);
завышение доходной части (завышена конечная цена про- дукции, не учтены скидки, завышены план производства и прогноз продаж);
ошибки временных расчетов (несогласованность сроков плана производства с планом сбыта, не учтены сроки получений все-