Файл: Курсовой проект (курсовая работа) по дисциплине транспортные тарифы и ценообразование в цепях поставок на тему.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 123

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


скидка за обеспечение высокой степени использования грузоподъемности автомобиля (при работе по сдельному тарифу);

скидка за заказ «не в сезон» (т.е. в период общего спада на данном виде перевозок) и так далее.

1.2 Особенности формирования тарифов на пассажирские перевозки


1.2 Факторы, влияющие на формирование транспортных тарифов

В таблице 1 представлены основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Таблица 1. Преимущества и недостатки логистического транспорта

Вид транспорта Автомобильный транспорт

Железнодорожный транспорт

Морской транспорт

Внутренний водный транспорт

Воздушный транспорт

Преимущества высокая маневренность. Данный вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь по сравнению с другими видами предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара. - хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях - невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок. - обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния

самый крупный перевозчик в международных перевозках. Преимущества: низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность

низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов массой более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта – самый дешевый.

наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов

Недостатки

высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автотранспортного средства; срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. ограниченное число перевозчиков, низкая возможность доставки к пунктам потребления, то есть при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным

низкая скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малая частота отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.

малая скорость поставки, низкая доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, снижающая надежность соблюдения графика поставки


8





Трубопроводный транспорт

обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности; высокая степень сохранности груза

узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии)

В таблице 2 дана оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.

Таблица 2. Оценка различных видов транспорта [9]

Вид транспорта

Железно-дорожный Водный Автомо-бильный Трубо-проводный Воздушный

Время доставки

3

4 2

5

1

Факторы, влияющие на выбор вида транспорта Частота Надежность Способность Способность

отправлений соблюдения перевозить доставить графика разные груз в

доставки грузы любую груза точку

территории 4 3 2 2

5 4 1 4 2 2 3 1

1 1 5 5

3 5 4 3

Стоимость перевозки

3

1 4

2

5

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание:

- надежность соблюдения графика доставки; - время доставки;

- стоимость перевозки.

Расчеты за услуги, оказываемые транспортными предприятиями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы состоят из платы, взыскиваемой за перевозку грузов; сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов; правил исчисления платы и сборов.

На выбор перевозчика оказывает влияние такой фактор как стоимость перевозки. Борьба за потребителя, которая неизбежна в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы.

9

Умелым регулированием уровня тарифных ставок различных сборов

можно стимулировать также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов.

Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике. На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.

Общий тариф – основной вид тарифов. С его помощью определяется стоимость перевозки основной части грузов.

Исключительные тарифы – это тарифы, устанавливаемые с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными.

Виды тарифов стоимости перевозки грузов автомобильных транспортном:


- сдельные тарифы на перевозку грузов;

- тарифы на перевозку грузов на условиях платных авто-тонно-часов; - тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;

- тарифы из покилометрового расчета;

- тарифы за перегон подвижного состава; - договорные тарифы [8].

На размер тарифной платы оказывают влияние расстояние перевозки; масса груза; объемная масса груза, характеризующая возможность автотранспортного средства. По данному показателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют на четыре класса: грузоподъемность автотранспортного средства; общий пробег; время использования автотранспортного средства; тип автотранспортного средства; район, в котором осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.

Во всех случаях на размер платы за использование автотранспортного средства оказывает влияние регион, где осуществляется перевозка. Коррективы

10

в тарифную стоимость вносятся с помощью поясных поправочных

коэффициентов.

Таким образом, цена, установленная перевозчиком в рыночных условиях, оказывает противоречивое воздействие на рыночное положение (конкурентоспособность) предприятия. С одной стороны, цена определяет доходность деятельности АТП. Повышение цены на единицу реализуемых услуг увеличивает, при неизменном объеме деятельности, объем дохода предприятия [26, c. 103].

С другой стороны, цена определяет уровень спроса на услуги предприятия. Повышение цены в условиях конкуренции снижает количество потребителей, обращающихся к услугам предприятия и, следовательно, уменьшает объем реализации услуг.

Поиск наивыгоднейшего компромисса между двумя указанными тенденциями составляет основное содержание тарифной политики предприятия в условиях свободных цен.

Прежде, чем говорить о формировании и реализации на практике тарифной политики АТП, рассмотрим общие предпосылки ее разработки.

Предпосылки формирования тарифной политики АТП. Для того, чтобы автотранспортное предприятие могло вырабатывать и осуществлять на практике тарифно-ценовую политику, необходимо выполнение ряда условий.

Во-первых, руководство предприятия и его коммерческая служба должны четко сформулировать общие задачи АТП в отношении каждого сегмента рынка или вида деятельности (расширение объема реализуемых услуг, стабилизация, «снятие сливок» и т.д.). Если это не сделано, то нет и основы для постановки задач ценообразования и целенаправленной деятельности по формированию тарифов.


Во-вторых, предприятие должно иметь постоянно обновляемую информацию о ценах, предлагаемых потребителям конкурентами. При этом должна учитываться и межвидовая конкуренция. Коммерческая служба грузового АТП, в частности, должна знать не только об уровне цен на рынке автотранспортных услуг, но и о тарифах других видов транспорта, в первую очередь - железнодорожного. Кроме этого, коммерческая служба предприятия должна представлять себе возможную реакцию конкурентов и предприятий - партнеров на инициативное изменение тарифов данным автотранспортным предприятием.

В-третьих, на предприятии следует проводить постоянный анализ собственных издержек, связанных с различными видами перевозок и предоставлением потребителям не перевозочных услуг.

В-четвертых, предприятие должно располагать достаточной информацией о всех формальных требованиях и ограничениях, влияющих на назначение цен в тех или иных секторах рынка (законодательные акты, нормативно-правовые акты федерального уровня, уровня субъекта Федерации и т.д.).

Наконец, в-пятых, важно иметь представление об экономическом состоянии различных групп потребителей и даже отдельных крупных клиентов АТП, иметь сведения об их заинтересованности в тех или иных автотранспортных услугах, об их возможной реакции на то или иное изменение предприятием цен на свои услуги. Эта информация позволяет, в конечном счете, оценить фактическую платежеспособность потребителей [1, c. 201].

На базе перечисленных предпосылок, в свою очередь, может проводиться выработка и практическая реализация отдельных элементов тарифно-ценовой политики предприятия. Она включает:

выбор принципиальных подходов к ценообразованию на различных видах деятельности или секторах рынка предприятия в зависимости от задач, которые предприятие решает на этих секторах рынка;

выбор практических подходов и методик, применяемых для расчета тарифных ставок для различных видов услуг;

разработка тарифных схем для различных видов услуг;

разработка классификации услуг для обеспечения дифференцированного назначения цен;

разработка «тарифного стиля» предприятия;

обучение и инструктаж персонала, связанного с тарифно-ценовой работой [8, c. 126].

Наличие в практической деятельности предприятия перечисленных элементов дает основание говорить о том, что это предприятие вырабатывает определенную тарифно-ценовую политику и стремится к ее практическому осуществлению.