Файл: Курсовой проект (курсовая работа) по дисциплине транспортные тарифы и ценообразование в цепях поставок на тему.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
скидка за обеспечение высокой степени использования грузоподъемности автомобиля (при работе по сдельному тарифу);
скидка за заказ «не в сезон» (т.е. в период общего спада на данном виде перевозок) и так далее.
1.2 Особенности формирования тарифов на пассажирские перевозки
1.2 Факторы, влияющие на формирование транспортных тарифов
В таблице 1 представлены основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта, существенные с точки зрения логистики.
Таблица 1. Преимущества и недостатки логистического транспорта
Вид транспорта Автомобильный транспорт
Железнодорожный транспорт
Морской транспорт
Внутренний водный транспорт
Воздушный транспорт
Преимущества высокая маневренность. Данный вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь по сравнению с другими видами предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара. - хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях - невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок. - обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния
самый крупный перевозчик в международных перевозках. Преимущества: низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность
низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов массой более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта – самый дешевый.
наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов
Недостатки
высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автотранспортного средства; срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. ограниченное число перевозчиков, низкая возможность доставки к пунктам потребления, то есть при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным
низкая скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малая частота отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.
малая скорость поставки, низкая доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.
высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, снижающая надежность соблюдения графика поставки
8
Трубопроводный транспорт
обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности; высокая степень сохранности груза
узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии)
В таблице 2 дана оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов. Единице соответствует наилучшее значение.
Таблица 2. Оценка различных видов транспорта [9]
Вид транспорта
Железно-дорожный Водный Автомо-бильный Трубо-проводный Воздушный
Время доставки
3
4 2
5
1
Факторы, влияющие на выбор вида транспорта Частота Надежность Способность Способность
отправлений соблюдения перевозить доставить графика разные груз в
доставки грузы любую груза точку
территории 4 3 2 2
5 4 1 4 2 2 3 1
1 1 5 5
3 5 4 3
Стоимость перевозки
3
1 4
2
5
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание:
- надежность соблюдения графика доставки; - время доставки;
- стоимость перевозки.
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными предприятиями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы состоят из платы, взыскиваемой за перевозку грузов; сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов; правил исчисления платы и сборов.
На выбор перевозчика оказывает влияние такой фактор как стоимость перевозки. Борьба за потребителя, которая неизбежна в условиях конкуренции, также может вносить коррективы в транспортные тарифы.
9
Умелым регулированием уровня тарифных ставок различных сборов
можно стимулировать также спрос на дополнительные услуги, связанные с перевозкой грузов.
Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике. На железнодорожном транспорте для определения стоимости перевозки грузов используют общие, исключительные, льготные и местные тарифы.
Общий тариф – основной вид тарифов. С его помощью определяется стоимость перевозки основной части грузов.
Исключительные тарифы – это тарифы, устанавливаемые с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок. Эти тарифы могут быть повышенными или пониженными.
Виды тарифов стоимости перевозки грузов автомобильных транспортном:
- сдельные тарифы на перевозку грузов;
- тарифы на перевозку грузов на условиях платных авто-тонно-часов; - тарифы за повременное пользование грузовыми автомобилями;
- тарифы из покилометрового расчета;
- тарифы за перегон подвижного состава; - договорные тарифы [8].
На размер тарифной платы оказывают влияние расстояние перевозки; масса груза; объемная масса груза, характеризующая возможность автотранспортного средства. По данному показателю все перевозимые автомобильным транспортом грузы подразделяют на четыре класса: грузоподъемность автотранспортного средства; общий пробег; время использования автотранспортного средства; тип автотранспортного средства; район, в котором осуществляется перевозка, а также ряд других факторов.
Во всех случаях на размер платы за использование автотранспортного средства оказывает влияние регион, где осуществляется перевозка. Коррективы
10
в тарифную стоимость вносятся с помощью поясных поправочных
коэффициентов.
Таким образом, цена, установленная перевозчиком в рыночных условиях, оказывает противоречивое воздействие на рыночное положение (конкурентоспособность) предприятия. С одной стороны, цена определяет доходность деятельности АТП. Повышение цены на единицу реализуемых услуг увеличивает, при неизменном объеме деятельности, объем дохода предприятия [26, c. 103].
С другой стороны, цена определяет уровень спроса на услуги предприятия. Повышение цены в условиях конкуренции снижает количество потребителей, обращающихся к услугам предприятия и, следовательно, уменьшает объем реализации услуг.
Поиск наивыгоднейшего компромисса между двумя указанными тенденциями составляет основное содержание тарифной политики предприятия в условиях свободных цен.
Прежде, чем говорить о формировании и реализации на практике тарифной политики АТП, рассмотрим общие предпосылки ее разработки.
Предпосылки формирования тарифной политики АТП. Для того, чтобы автотранспортное предприятие могло вырабатывать и осуществлять на практике тарифно-ценовую политику, необходимо выполнение ряда условий.
Во-первых, руководство предприятия и его коммерческая служба должны четко сформулировать общие задачи АТП в отношении каждого сегмента рынка или вида деятельности (расширение объема реализуемых услуг, стабилизация, «снятие сливок» и т.д.). Если это не сделано, то нет и основы для постановки задач ценообразования и целенаправленной деятельности по формированию тарифов.
Во-вторых, предприятие должно иметь постоянно обновляемую информацию о ценах, предлагаемых потребителям конкурентами. При этом должна учитываться и межвидовая конкуренция. Коммерческая служба грузового АТП, в частности, должна знать не только об уровне цен на рынке автотранспортных услуг, но и о тарифах других видов транспорта, в первую очередь - железнодорожного. Кроме этого, коммерческая служба предприятия должна представлять себе возможную реакцию конкурентов и предприятий - партнеров на инициативное изменение тарифов данным автотранспортным предприятием.
В-третьих, на предприятии следует проводить постоянный анализ собственных издержек, связанных с различными видами перевозок и предоставлением потребителям не перевозочных услуг.
В-четвертых, предприятие должно располагать достаточной информацией о всех формальных требованиях и ограничениях, влияющих на назначение цен в тех или иных секторах рынка (законодательные акты, нормативно-правовые акты федерального уровня, уровня субъекта Федерации и т.д.).
Наконец, в-пятых, важно иметь представление об экономическом состоянии различных групп потребителей и даже отдельных крупных клиентов АТП, иметь сведения об их заинтересованности в тех или иных автотранспортных услугах, об их возможной реакции на то или иное изменение предприятием цен на свои услуги. Эта информация позволяет, в конечном счете, оценить фактическую платежеспособность потребителей [1, c. 201].
На базе перечисленных предпосылок, в свою очередь, может проводиться выработка и практическая реализация отдельных элементов тарифно-ценовой политики предприятия. Она включает:
выбор принципиальных подходов к ценообразованию на различных видах деятельности или секторах рынка предприятия в зависимости от задач, которые предприятие решает на этих секторах рынка;
выбор практических подходов и методик, применяемых для расчета тарифных ставок для различных видов услуг;
разработка тарифных схем для различных видов услуг;
разработка классификации услуг для обеспечения дифференцированного назначения цен;
разработка «тарифного стиля» предприятия;
обучение и инструктаж персонала, связанного с тарифно-ценовой работой [8, c. 126].
Наличие в практической деятельности предприятия перечисленных элементов дает основание говорить о том, что это предприятие вырабатывает определенную тарифно-ценовую политику и стремится к ее практическому осуществлению.