Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 267
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
становится своевременное выявление детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и их передача в детские дома, а также применение иных форм устройства этой категории детей, в том числе - усыновление и передача под опеку и попечительство.
Официальные дефиниции детей, лишенных родительской поддержки, содержатся в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»15 (далее также - ФЗ о социальной поддержке сирот). ФЗ о социальной поддержке сирот приводит, в том числе, легальные определения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К первой категории относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. В ФЗ о социальной поддержке сирот не закрепляется порядок установления факта смерти родителей несовершеннолетнего. По смыслу Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», в личном деле несовершеннолетнего, формируемого органом опеки и попечительства, должны содержаться документы, подтверждающие его статус, в том числе - свидетельство о смерти родителей.16
Соответственно, наделение ребенка статусом сироты возможно только при достоверно установленном факте смерти одного или обеих родителей, что должно подтверждаться свидетельствами о смерти.
Вторая категория несовершеннолетних, нуждающихся в социальной поддержке государства - лица, оставшиеся без попечения родителей.
Данное понятие раскрывается в законе более широко. Если признание сиротой возможно только по единственному основанию, то лицом, оставшимся без попечения родителей, ребенок признается при наличии следующих ситуаций:
Обращает на себя внимание тот факт, что подтвержденная смерть родителей влечет безусловное признание ребенка сиротой. Тогда как объявление гражданина умершим является основанием для признания ребенка лицом, оставшимся без попечения родителей.
Мы считаем, что данные основания должны быть объединены, поскольку юридически объявление умершим влечет аналогичные правовые последствия, что и при зафиксированном факте смерти гражданина. В частности, как следует из отдельных норм гражданского, семейного, трудового, пенсионного, налогового законодательства, объявление гражданина умершим влечет, в частности, следующие последствия:
1) снятие лица с регистрационного учета по месту жительства;
2) расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния (далее – ЗАГС) по заявлению второго супруга, независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей;
3) возникновение у нетрудоспособных членов семьи права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также иных выплат и компенсаций;
4) прекращение действия доверенностей;
5) возникновение наследственных правоотношений.
О значимости факта объявления гражданина умершим свидетельствуют и требования, предъявляемые к срокам отсутствия:
1) при нахождении гражданина по месту жительства, без наличия каких-либо негативных обстоятельств - требуется пять лет отсутствия;
2) при наличии обстоятельств, угрожающих смертью, либо дающих основание предполагать гибель в результате несчастного случая - требуется шесть месяцев отсутствия. Ситуации второй группы применимы при различных природных и техногенных катастрофах, авариях, крушениях, землетрясениях, военных действиях и в других подобных случаях.
Для военнослужащих установлены специальные сроки отсутствия. Если военнослужащий пропал без вести в связи с участием в военных действиях, он может быть объявлен умершим не ранее, чем через два года после окончания военных действий.
Руководствуясь вышеизложенным, считаем, что в целях более четкого регулирования статуса ребенка-сироты следует определение, содержащееся в п.1 ст.1 ФЗ о социальной поддержке сирот, изложить в следующем виде:
«дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли либо объявлены судом умершими оба или единственный родитель».
Между тем, факт отсутствия родительского попечения также должен быть подтвержден документально, в зависимости от обстоятельств, которые послужили прекращению попечения родителей.
Например, как следует из материалов одного из дел, суд отказал несовершеннолетней в признании ее оставшимся без попечения родителей, в своем решении указав, что Ф. не является ребенком-сиротой либо ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку решения о лишении матери истца в отношении нее родительских прав не принималось. Доказательств, достоверно подтверждающих статус ребенка (лица), оставшегося без попечения родителей, суду не представлено.
Указание истца на то, что она числилась сиротой, на основании чего на нее распространялись социальные льготы (например, право на бесплатное обучение в техникуме с выплатой стипендии), суд не принял, исходя из того, что статус сироты свидетельством о смерти родителей не подтвержден. Напротив, судом было установлено, что мать истицы жива и находится в местах лишения свободы.17
Вышеприведенная ситуация, как видится, осложняется тем, что все правоотношения, связанные с признанием ребенка лицом, лишенным родительского попечения, осуществлялись на территории Украины, где социальная забота о гражданах находится на крайне низком уровне. Тем не менее, из материалов дела следует, что в суд было предоставлено личное дело Ф., где имелись следующие документы:
1) справка, подтверждающая, что Ф. обучалась в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) справка из органа социальной защиты, подтверждающая, что Ф. находилась под социальным сопровождением социальных служб для семьи, детей и молодежи, и является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения;
3) справка о наличии у Ф. двух братьев и сестры, которые также обучались в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, отсутствие других необходимых документов, устанавливающих статус Ф., стали основанием для отказа в иске.
Мы считаем, что в рассмотренной ситуации имелись все основания для признания Ф. лицом, оставшимся без попечения родителей. Недопустимо проявлять формализм в отношении граждан данной категории. Каждое дело подлежит индивидуальному рассмотрению и оценке. Таким решением нарушаются права несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на жилищное обеспечение и другие социальные льготы.
Итак, дети, лишившиеся родительской заботы, воспитания, попечения, признаются государством субъектами повышенного внимания и лицами, нуждающимися в особой социальной защите и поддержке. Очевидно, что ребенок, не воспитывающийся в семье, недостаточно социализирован; исключен из многих видов общественно полезной и социальной деятельности; нередко - дезадаптирован, что приводит к развитию различных девиаций и деприваций. Отсутствие достойных образов для подражания нередко приводит к выбору асоциальной модели поведения ребенком.
18
Такое поведение родителей является основанием для лишения их родительских прав, если принятые органами опеки и попечительства меры административного характера не способствовали исправлению ситуации. Лишение родительских прав формирует объективную невозможность исполнять родительские обязанности, что является основанием для признания ребенка лишившимся родительского попечения.
Например, как следует из материалов одного из дел о лишении родительских прав, в суд обратился орган опеки и попечительства с соответствующим иском. В исковом заявлении было указано, что гражданка П., приходящаяся матерью несовершеннолетней Г., не исполняет родительские обязанности, грубо нарушает права своей несовершеннолетней дочери на материальное и бытовое обеспечение, воспитание, получение образования. Несовершеннолетняя Г. не имеет необходимой обуви, одежды, не обеспечивается питанием, не посещает школу в связи с отсутствием контроля со стороны матери. Также П. применяет к своей дочери физическое и психическое насилие, ведет аморальный и асоциальный образ жизни.
Ранее П. неоднократно привлекалась к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию своей несовершеннолетней дочери.
Суд признал исковые требования обоснованными и лишил П. родительских прав, а также вынес решение о взыскании алиментов с ответчицы в пользу несовершеннолетней Г.19
Для устранения и минимизации негативных социальных последствий, которые несет с собой сиротство, в том числе - социальное, государство стремится усилить социальную защиту несовершеннолетних данной категории. Анализ ФЗ о социальной защите сирот показывает, что для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне предусмотрена система льгот и гарантий. К основным гарантиям в этой сфере следует отнести:
Тем самым закрепляется повышенный статус детей-сирот, подчеркивается особое отношение государства к детям, лишенным своих родителей независимо от причин.
Итак, подводя итоги, обозначим основные результаты первой главы.
Институт социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически на всех этапах развития Российского государства находился под вниманием высших органов управлении. Можно выделить следующие виды и формы социальной поддержки сирот, практиковавшиеся в дореволюционный и советский периоды:
1) помещение в специализированное социальное учреждение. На раннем этапе такими учреждениями выступали церкви и монастыри, позднее государство инициировало постройку приютов, воспитательных домов и иных видов учреждений для детей-сирот. Такие учреждения вначале строились за счет государства, позднее в этот процесс включились частные социально активные лица, обладающие необходимым капиталом;
2) передача на воспитание в семью. В различные периоды условия передачи и содержания в семьях существенно различались. Отсутствие надлежащего контроля со стороны церкви и государства приводило к ущемлению прав детей, их закабалению. В дальнейшем подобная практика была изжита; семьи, в которые передавались дети, проверялись на благонадежность и правопослушное поведение, что значительно снизило случаи кабалы;
3) оказание социальной помощи матерям, решившим отказаться от ребенка. В целях сохранения семейных связей и необходимых условий воспитания, государство оказывало поддержку матерям в виде выплаты пособий, которые помогали пережить самые трудные периоды жизни;
4) передача детей под опеку, попечительство и на усыновление. Эти формы социальной защиты одновременно являются и формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Они практиковались преимущественно в советский период. При этом сирота всегда получал дополнительную поддержку от государства материального и иного характера.
На сегодняшний день дети, утратившие родительское попечение, подразделяются на две категории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Социальные статусы таких несовершеннолетних фактически являются идентичными, несмотря на различные основания признания ребенка утратившим родительское попечение.
Официальные дефиниции детей, лишенных родительской поддержки, содержатся в Федеральном законе от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»15 (далее также - ФЗ о социальной поддержке сирот). ФЗ о социальной поддержке сирот приводит, в том числе, легальные определения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К первой категории относятся лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. В ФЗ о социальной поддержке сирот не закрепляется порядок установления факта смерти родителей несовершеннолетнего. По смыслу Постановления Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», в личном деле несовершеннолетнего, формируемого органом опеки и попечительства, должны содержаться документы, подтверждающие его статус, в том числе - свидетельство о смерти родителей.16
Соответственно, наделение ребенка статусом сироты возможно только при достоверно установленном факте смерти одного или обеих родителей, что должно подтверждаться свидетельствами о смерти.
Вторая категория несовершеннолетних, нуждающихся в социальной поддержке государства - лица, оставшиеся без попечения родителей.
Данное понятие раскрывается в законе более широко. Если признание сиротой возможно только по единственному основанию, то лицом, оставшимся без попечения родителей, ребенок признается при наличии следующих ситуаций:
-
лишение или ограничение родительских прав родителей ребенка; -
безвестное отсутствие родителей; -
признание родителей недееспособными; -
объявление родителей умершими; -
наличие решения суда об утрате несовершеннолетнего попечения родителей; -
помещение родителей под стражу в качестве подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления; -
направление родителей в места лишения свободы по приговору суда; -
уклонение родителей от исполнения родительских прав и обязанностей по воспитанию ребенка; -
отказ родителей принять ребенка из социальной организации; -
отсутствие сведений о родителях ребенка; -
умышленное оставление ребенка без ухода; -
иные ситуации, препятствующие осуществлению родителями своих прав и обязанностей в отношении ребенка, установленные законодательством РФ.
Обращает на себя внимание тот факт, что подтвержденная смерть родителей влечет безусловное признание ребенка сиротой. Тогда как объявление гражданина умершим является основанием для признания ребенка лицом, оставшимся без попечения родителей.
Мы считаем, что данные основания должны быть объединены, поскольку юридически объявление умершим влечет аналогичные правовые последствия, что и при зафиксированном факте смерти гражданина. В частности, как следует из отдельных норм гражданского, семейного, трудового, пенсионного, налогового законодательства, объявление гражданина умершим влечет, в частности, следующие последствия:
1) снятие лица с регистрационного учета по месту жительства;
2) расторжение брака в органах записи актов гражданского состояния (далее – ЗАГС) по заявлению второго супруга, независимо от наличия у супругов общих несовершеннолетних детей;
3) возникновение у нетрудоспособных членов семьи права на получение страховой пенсии по случаю потери кормильца, а также иных выплат и компенсаций;
4) прекращение действия доверенностей;
5) возникновение наследственных правоотношений.
О значимости факта объявления гражданина умершим свидетельствуют и требования, предъявляемые к срокам отсутствия:
1) при нахождении гражданина по месту жительства, без наличия каких-либо негативных обстоятельств - требуется пять лет отсутствия;
2) при наличии обстоятельств, угрожающих смертью, либо дающих основание предполагать гибель в результате несчастного случая - требуется шесть месяцев отсутствия. Ситуации второй группы применимы при различных природных и техногенных катастрофах, авариях, крушениях, землетрясениях, военных действиях и в других подобных случаях.
Для военнослужащих установлены специальные сроки отсутствия. Если военнослужащий пропал без вести в связи с участием в военных действиях, он может быть объявлен умершим не ранее, чем через два года после окончания военных действий.
Руководствуясь вышеизложенным, считаем, что в целях более четкого регулирования статуса ребенка-сироты следует определение, содержащееся в п.1 ст.1 ФЗ о социальной поддержке сирот, изложить в следующем виде:
«дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли либо объявлены судом умершими оба или единственный родитель».
Между тем, факт отсутствия родительского попечения также должен быть подтвержден документально, в зависимости от обстоятельств, которые послужили прекращению попечения родителей.
Например, как следует из материалов одного из дел, суд отказал несовершеннолетней в признании ее оставшимся без попечения родителей, в своем решении указав, что Ф. не является ребенком-сиротой либо ребенком, оставшимся без попечения родителей, поскольку решения о лишении матери истца в отношении нее родительских прав не принималось. Доказательств, достоверно подтверждающих статус ребенка (лица), оставшегося без попечения родителей, суду не представлено.
Указание истца на то, что она числилась сиротой, на основании чего на нее распространялись социальные льготы (например, право на бесплатное обучение в техникуме с выплатой стипендии), суд не принял, исходя из того, что статус сироты свидетельством о смерти родителей не подтвержден. Напротив, судом было установлено, что мать истицы жива и находится в местах лишения свободы.17
Вышеприведенная ситуация, как видится, осложняется тем, что все правоотношения, связанные с признанием ребенка лицом, лишенным родительского попечения, осуществлялись на территории Украины, где социальная забота о гражданах находится на крайне низком уровне. Тем не менее, из материалов дела следует, что в суд было предоставлено личное дело Ф., где имелись следующие документы:
1) справка, подтверждающая, что Ф. обучалась в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
2) справка из органа социальной защиты, подтверждающая, что Ф. находилась под социальным сопровождением социальных служб для семьи, детей и молодежи, и является лицом из числа детей, лишенных родительского попечения;
3) справка о наличии у Ф. двух братьев и сестры, которые также обучались в школе-интернате для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Между тем, отсутствие других необходимых документов, устанавливающих статус Ф., стали основанием для отказа в иске.
Мы считаем, что в рассмотренной ситуации имелись все основания для признания Ф. лицом, оставшимся без попечения родителей. Недопустимо проявлять формализм в отношении граждан данной категории. Каждое дело подлежит индивидуальному рассмотрению и оценке. Таким решением нарушаются права несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на жилищное обеспечение и другие социальные льготы.
Итак, дети, лишившиеся родительской заботы, воспитания, попечения, признаются государством субъектами повышенного внимания и лицами, нуждающимися в особой социальной защите и поддержке. Очевидно, что ребенок, не воспитывающийся в семье, недостаточно социализирован; исключен из многих видов общественно полезной и социальной деятельности; нередко - дезадаптирован, что приводит к развитию различных девиаций и деприваций. Отсутствие достойных образов для подражания нередко приводит к выбору асоциальной модели поведения ребенком.
18
Такое поведение родителей является основанием для лишения их родительских прав, если принятые органами опеки и попечительства меры административного характера не способствовали исправлению ситуации. Лишение родительских прав формирует объективную невозможность исполнять родительские обязанности, что является основанием для признания ребенка лишившимся родительского попечения.
Например, как следует из материалов одного из дел о лишении родительских прав, в суд обратился орган опеки и попечительства с соответствующим иском. В исковом заявлении было указано, что гражданка П., приходящаяся матерью несовершеннолетней Г., не исполняет родительские обязанности, грубо нарушает права своей несовершеннолетней дочери на материальное и бытовое обеспечение, воспитание, получение образования. Несовершеннолетняя Г. не имеет необходимой обуви, одежды, не обеспечивается питанием, не посещает школу в связи с отсутствием контроля со стороны матери. Также П. применяет к своей дочери физическое и психическое насилие, ведет аморальный и асоциальный образ жизни.
Ранее П. неоднократно привлекалась к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию своей несовершеннолетней дочери.
Суд признал исковые требования обоснованными и лишил П. родительских прав, а также вынес решение о взыскании алиментов с ответчицы в пользу несовершеннолетней Г.19
Для устранения и минимизации негативных социальных последствий, которые несет с собой сиротство, в том числе - социальное, государство стремится усилить социальную защиту несовершеннолетних данной категории. Анализ ФЗ о социальной защите сирот показывает, что для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на федеральном уровне предусмотрена система льгот и гарантий. К основным гарантиям в этой сфере следует отнести:
-
право на бесплатное обучение в высших учебных заведениях в пределах выделяемых квот; -
право на полное государственное обеспечение, действующее на период учебы в учреждении образования; -
право на получение второго бесплатного среднего профессионального образования по очной форме обучения; -
право на получение государственной стипендии на время обучения; -
право на выплаты различных пособий; -
право на обеспечение бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем на период обучения, а также на период содержания в социальном учреждении; -
право на бесплатный проезд в пределах муниципального образования на общественном транспорте; -
право на получение высокотехнологичной медицинской помощи; -
право на прохождение процедуры оздоровления в санаторно-курортных организациях; -
право на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма; -
право на трудоустройство, оказание содействия в подборе работы со стороны органов государственной занятости населения и ряд других весомых льгот, гарантий и компенсаций.
Тем самым закрепляется повышенный статус детей-сирот, подчеркивается особое отношение государства к детям, лишенным своих родителей независимо от причин.
Итак, подводя итоги, обозначим основные результаты первой главы.
Институт социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически на всех этапах развития Российского государства находился под вниманием высших органов управлении. Можно выделить следующие виды и формы социальной поддержки сирот, практиковавшиеся в дореволюционный и советский периоды:
1) помещение в специализированное социальное учреждение. На раннем этапе такими учреждениями выступали церкви и монастыри, позднее государство инициировало постройку приютов, воспитательных домов и иных видов учреждений для детей-сирот. Такие учреждения вначале строились за счет государства, позднее в этот процесс включились частные социально активные лица, обладающие необходимым капиталом;
2) передача на воспитание в семью. В различные периоды условия передачи и содержания в семьях существенно различались. Отсутствие надлежащего контроля со стороны церкви и государства приводило к ущемлению прав детей, их закабалению. В дальнейшем подобная практика была изжита; семьи, в которые передавались дети, проверялись на благонадежность и правопослушное поведение, что значительно снизило случаи кабалы;
3) оказание социальной помощи матерям, решившим отказаться от ребенка. В целях сохранения семейных связей и необходимых условий воспитания, государство оказывало поддержку матерям в виде выплаты пособий, которые помогали пережить самые трудные периоды жизни;
4) передача детей под опеку, попечительство и на усыновление. Эти формы социальной защиты одновременно являются и формами устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Они практиковались преимущественно в советский период. При этом сирота всегда получал дополнительную поддержку от государства материального и иного характера.
На сегодняшний день дети, утратившие родительское попечение, подразделяются на две категории: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Социальные статусы таких несовершеннолетних фактически являются идентичными, несмотря на различные основания признания ребенка утратившим родительское попечение.