Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 270
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Так, сиротой ребенок может быть признан только при подтвержденном факте смерти одного или обоих родителей. Таким доказательством следует считать наличие свидетельства о смерти.
В свою очередь, лицом, оставшимся без попечения родителей, признается ребенок, родители которого живы (за исключением случаев признания лица безвестно отсутствующим или объявления умершим), но в силу внешних обстоятельств не могут или умышленно не желают предоставлять ребенку родительскую заботу.
Нами указано, что подтвержденная смерть родителей влечет безусловное признание ребенка сиротой. Тогда как объявление гражданина умершим является основанием для признания ребенка лицом, оставшимся без попечения родителей. Считаем, что данные основания должны быть объединены, поскольку юридически объявление умершим влечет аналогичные правовые последствия, что и при зафиксированном факте смерти гражданина.
В целях более четкого регулирования статуса ребенка-сироты следует определение, содержащееся в п. 1 ст.1 ФЗ о социальной поддержке сирот, изложить в следующем виде: «дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли либо объявлены судом умершими оба или единственный родитель».
Также обращено внимание на наличие формального подхода в решениях судов о предоставлении статуса лица, оставшегося без попечения родителей. Недопустимо проявлять формализм в отношении граждан данной категории. Каждое дело подлежит индивидуальному рассмотрению и оценке. Таким решением нарушаются права несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, на жилищное обеспечение и другие социальные льготы.
Глава 2. Особенности реализации государственной политики в сфере социальной защиты детей, оставшихся без попечения родителей
2.1. Виды социальных пособий и компенсаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ФЗ о социальной защите сирот и другие нормативные акты РФ, действующие в сфере социального обеспечения, предусматривают ряд выплат в виде пособий и компенсаций, направляемых непосредственно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
В первую очередь, следует отметить, что ребенок, потерявший родителей в связи с их смертью, имеет право на получение пенсии по потере кормильца. Такая пенсия может иметь статус страховой или социальной.
Первый вид пенсии регулируется ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ о страховых пенсиях). В соответствии со ст. 10 указанного нормативного акта, право на страховую пенсию по потере кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего, состоящие на его иждивении. Дети, не достигшие возраста 18 лет, либо достигшие указанного возраста, но продолжающие обучение в образовательных учреждениях по очной форме, имеют право на пенсионное обеспечение в форме получения страховой пенсии. Максимальный возраст получателя страховой пенсии по утрате кормильца - 23 года.20
Термин «кормилец» имеет официальное закрепление в социальном законодательстве, однако его определение в законе не приводится. В литературе считается, что понятие кормильца связано с наличием иждивенцев, то есть неработающих граждан, находящихся на обеспечении умершего лица.21
Также справедливо отмечается, что отсутствие трудовой деятельности должно быть обосновано уважительными причинами: несовершеннолетний возраст, болезнь, инвалидность, уход за ребенком, не достигшим возраста 3 лет, иные объективные причины.22
Страховая пенсия по потере кормильца назначается ребенку в случае, если у погибших родителей (родителя) имеется страховой стаж. Как отмечается в литературе, понятие страхового стажа следует толковать ограничительно, применительно лишь к одной категории застрахованных лиц - наемным работникам, осуществлявшим трудовую деятельность по трудовому договору.
23
Также необходимо учитывать позицию Конституционного Суда РФ (далее – КС РФ), выраженную им в Постановлении от 10 июля 2007 г. № 9-П. В данном акте КС РФ указал, что обязанность работодателя уплачивать взносы в Пенсионный фонд является не только социальным обязательством, но и мерой защиты социальных и трудовых прав работников.24
Пенсионная выплата состоит из двух частей - страховой и фиксированной. Страховая часть пенсии рассчитывается из индивидуального пенсионного коэффициента (далее - ИПК) и стоимости одного пенсионного коэффициента. Ребенку, потерявшему обоих родителей, ИПК определяется путем суммирования ИПК обоих родителей. Ребенку умершей одинокой матери ИПК увеличивается в два раза, что закреплено в частях 3 - 5 ст. 15 ФЗ о страховых пенсиях.25
К страховой пенсии начисляется ежемесячная фиксированная выплата, размер которой с 01.01.2023 составляет 7 567,33 руб. (без учета районных коэффициентов). В общем случае она подлежит ежегодной индексации, однако до 01.01.2025 положения законодательства в части индексации приостановлены.26
Вместе с тем, решение об индексации (дополнительном увеличении) размера фиксированной выплаты может быть принято Правительством РФ в любое время. По мнению М.А. Кокуриной, в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране, индексация страховых пенсий будет производиться отдельными решениями высших органов государственной власти.27
При отсутствии у погибших (умерших) родителей ребенка страхового стажа, ребенку-сироте назначается социальная пенсия по потере кормильца. Данная пенсия относится к государственному пенсионному обеспечению и регулируется нормами ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»,28 регулирующего правоотношения в указанной сфере.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению относится к видам компенсационных выплат, начисляемых определенным категориям граждан, которые по объективным причинам не могут продолжать трудовую деятельность (например, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов - в связи с увольнением со службы по причине достижения пенсионного возраста). Однако получателями данной пенсии являются и другие граждане, в том числе - несовершеннолетние дети, лишившиеся родителей.
Порядок назначения и выплаты пенсии по потере кормильца может дополнительно устанавливаться и другими федеральными законами. Так, Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу» регулирует порядок и условия назначения и выплаты указанной пенсии нетрудоспособным детям погибшего (умершего) военнослужащего.
29
Исследователи отмечают, что выплата пенсии по потере кормильца детям, лишившимся родителей, имеет как социальный, так и компенсационный характер, с чем следует согласиться.30
Кроме пенсионного обеспечения, дети-сироты имеют право на получение различных выплат. Если несовершеннолетний обучается в образовательном учреждении среднего профессионального и высшего образования на бюджетной основе, то ему выплачивается государственная социальная стипендия. Размер такой стипендии в каждом образовательном учреждении индивидуален, но он не может быть менее нормативов, установленных Правительством РФ по уровням профессионального образования.
Например, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17.12.2016 № 1390 «О формировании стипендиального фонда», размеры социальных стипендий составляют:
1) в сфере среднего профессионального образования - 809 рублей;
2) в сфере высшего профессионального образования - 2227 рублей.31
Обращает на себя внимание крайне низкий размер социальных стипендий. При получении ребенком-сиротой среднего профессионального образования размер стипендии более, чем в 10 раз ниже по сравнению с прожиточным минимумом на ребенка. На указанную сумму невозможно обеспечить даже минимально необходимые социально-бытовые потребности.
Полагаем, что в отношении детей-сирот необходимо установить социальную стипендию не ниже половины прожиточного минимума в конкретном субъекте РФ.
Также детям-сиротам, обучающимся за счет средств федерального бюджета, выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей, в размере трех месячных государственных социальных стипендий.
То есть при обучении по программе среднего профессионального образования размер такой компенсации составит 2427 рублей, по программе высшего профессионального образования - 6681 рубль.32
Полагаем, что в эту сумму должны включаться только письменные принадлежности, а учебной литературой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей должны обеспечиваться бесплатно.
Если ребенок обучается за счет средств регионального или местного бюджета, то размер такой выплаты устанавливается нормативным актом субъекта РФ или муниципальным правовым актом. Как показывает практика, обычно размеры стипендий также устанавливаются в размере трех месячных государственных социальных стипендий.
Например, как указано в Постановлении главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26 декабря 2014 года № 1561, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей выплачивается ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехкратного норматива социальной стипендии для формирования стипендиального фонда, но не менее трехкратного норматива государственной академической стипендии для формирования стипендиального фонда.33
Также необходимо отметить, что в отношении отдельных категорий несовершеннолетних, а также детей, достигших возраста 18 лет и обучающихся по программам очного образования, федеральными законами могут устанавливаться выплаты пособий на приобретение учебной литературы в иных размерах, чем предусмотрено вышеуказанными нормативными актами.
Например, как следует из содержания ведомственного нормативного акта Министерства внутренних дел (далее - МВД России) - Приказа МВД России от 18.05.2017 № 289, курсантам образовательных учреждений системы МВД России, которые имеют статус ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, выплачивается пособие на приобретение учебной литературы один раз в год в размере должностного оклада по типовой должности «Курсант образовательной организации МВД России».34
На сегодняшний день должностной оклад курсанта составляет 6500 рублей.35 Соответственно, именно такая сумма должна перечисляться курсанту образовательной организации МВД России, если он имеет статус ребенка-сироты.
Е. Чемидова указывает, что, независимо от вида образовательной программы, социальная стипендия, выплачиваемая ребенку-сироте или ребенку, оставшемуся без попечения родителей, не облагается налогами, что является формой дополнительной социальной защиты детей данной категории.36
Региональными нормативными актами могут устанавливаться и другие выплаты и денежные компенсации детям-сиротам. Так, Законом Алтайского края от 10 апреля 2007 года № 29-ЗС закрепляется, что ребенок-сирота или ребенок, оставшийся без попечения родителей, который передан под опеку или попечительство, либо проживает в приемной семье, имеет право на получение ежемесячной выплаты в размере величины прожиточного минимума на ребенка, установленного для Алтайского края.