Файл: Дипломная работа студент Сидорова Анна Сергеевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 268

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
37

В г. Москве предусматривается единовременная выплата детям-сиротам по окончании их пребывания в организациях г. Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семье опекуна (попечителя), приемных родителей, патронатных воспитателей в связи с достижением возраста 18 лет. Размер и порядок выплаты определяется Правительством Москвы.38

Также Е.Н. Михайлова отмечает, что нормативными актами субъектов РФ могут устанавливаться порядок и условия индексации стипендий и иных выплат в сфере образования. В тех регионах, где подобные акты не изданы, действуют федеральные нормы.39

Итак, подводя итоги, можно сделать вывод о том, что дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют безусловное право на выплаты и пособия, назначаемые в целях оказания социальной поддержки и социальной помощи несовершеннолетним лицам, лишенным родительской заботы. Несовершеннолетний, являющийся сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, имеет право на следующие виды материального обеспечения:

1) право на пенсию по потере кормильца, которая может быть социальной или страховой;

2) право на стипендию при обучении в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования за счет федерального, регионального или местного бюджета;

3) право на компенсацию за приобретение литературы и письменных принадлежностей;

4) право на иные выплаты, устанавливаемые региональными законами.

Обращено внимание на крайне низкий размер социальных стипендий. Вносим предложение об установлении социальной стипендии для детей-сирот не ниже половины прожиточного минимума в конкретном субъекте РФ.

Также полагаем, что в сумму компенсации за приобретение литературы и письменных принадлежностей должны включаться только письменные принадлежности, а учебной литературой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей должны обеспечиваться бесплатно.

Реализация данных предложений позволит повысить социальный статус детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей.


2.2. Социальные гарантии в сфере образования, медицины и трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



Для детей-сирот важным является получение профессионального образования, поскольку по достижении 23 лет гражданин, имеющий статус ребенка-сироты, более таковым не считается, и в отношении него прекращается государственная поддержка. Поэтому получение качественного образования детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, является одним из ключевых условий независимости и успешной жизни в будущем.40

Важность образования для нации подчеркивается еще и тем фактом, что Россия одной из первых мировых держав закрепила право на образование на конституционном уровне. Ныне действующая Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. также закрепляет право каждого на образование.

Конкретизация конституционных норм осуществляется в отраслевом законодательстве, с учетом статуса особых субъектов, получающих среднее профессиональное или высшее образование. В ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (далее - ФЗ об образовании) в ст. 2 под образованием понимается «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».41

Названная Ст.2 ФЗ об образовании также закрепляет важное положение относительно определения понятия отношения в сфере образования. Данные отношения представляют собой «совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование».

Для детей-сирот установлены достаточно объемные гарантии и льготы в сфере получения образования, которые можно структурировать следующим образом:



1) преимущественное право приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества;

2) преимущественное право зачисления в образовательную организацию на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования при условии успешного прохождения вступительных испытаний (в случае их проведения) и при прочих равных условиях;

3) право на получение второго среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по очной форме обучения (за счет бюджетных средств);

4) право на однократное прохождение обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих по очной форме обучения (за счет бюджетных средств);

5) право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования (согласно установленному перечню) на обучение за счет бюджетных средств - при наличии у ребенка среднего общего образования, а также в период получения им такого образования;

6) право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в пределах установленной квоты;

7) преимущественное право зачисления в образовательную организацию по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных средств при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях;

8) полное государственное обеспечение до завершения обучения по очной форме по основным профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных средств;

9) право на выплату государственной социальной стипендии и ежегодного пособия на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также полной заработной платы
, начисленной в период производственного обучения и производственной практики, - детям, обучающимся по основным образовательным программам;

10) сохранение полного государственного обеспечения и стипендии на весь период академического отпуска по медицинским показаниям;

11) бесплатный проезд на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а один раз в год - к месту жительства и обратно к месту учебы;

12) обеспечение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений, в которых они обучались и воспитывались, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых указанные лица обучались по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета, одеждой, обувью, постельным бельем и мебелью по установленным нормам, а также единовременным денежным пособием в размере не менее 500 руб.

Как видно, перечень гарантий для детей-сирот в сфере образования является наиболее обширным, что подтверждает особое внимание законодателя к вопросам обеспечения детей данного категории необходимым для дальнейшей жизни и трудоустройства образовательного уровня.

Нельзя не согласиться с М.Л. Огурцовой в том, что в образовательных организациях осуществляется социальная адаптация детей-сирот, позволяющая полноценно интегрироваться в общество детям, лишенным родительской заботы и воспитания в семье.42

Также справедливо утверждение В.В. Гриба о том, что образовательный процесс детей-сирот должен подвергаться контролю со стороны государства и общества, в целях обеспечения реализации прав граждан данной категории на получение образования.43

С вопросами образования тесно связаны правовые аспекты и гарантии в сфере трудоустройства. Дети-сироты имеют право на:

1. Проведение профориентации и диагностики профпригодности с учетом состояния здоровья. Такую работу с указанной категорией детей в возрасте от 14 до 18 лет должны проводить органы службы занятости;

2. Выплату пособия по безработице в повышенном размере, если ребенок-сирота ранее не работал и впервые признан безработным. Пособия по безработице сами по себе являются одним из наиболее востребованных видов социальной поддержки граждан РФ, на что обращают внимание отечественные исследователи.
44 В случае, когда вследствие различных обстоятельств человек не может сам реализовать свои возможности и его потребности не могут быть удовлетворены, необходима помощь государства, которая должна оказываться попавшему в трудное положение человеку и его семье.45

По общему правилу, размер пособия по безработице определяется, исходя из среднего заработка лица по последнему месту службы или работы. Однако в указанном случае у ребенка-сироты отсутствует трудовой стаж, поэтому в отношении данного гражданина действуют специальные правила. Так, если в общем порядке размер пособия назначается в минимальной сумме (1500 рублей), то для ребенка-сироты размер пособия устанавливается в размере среднемесячной начисленной заработной платы в соответствующем субъекте РФ.

Размер пособия увеличивается, если ребенок-сирота проживает в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате.

Если по окончанию данного срока безработный ребенок-сирота не трудоустроился, выплата продолжается в размере минимального пособия (1500 рублей).

3. Профессиональное обучение с последующим трудоустройством в случае увольнения в связи с ликвидацией, сокращением численности (штата). Работодатели (их правопреемники) должны обеспечить обучение и трудоустройство за свой счет.

По мнению Н.С. Голосовой, с которым следует согласиться, гарантии для детей-сирот в сфере трудовых правоотношений выступают важным элементом социализации детей данной категории, а также позволяют достичь высокого уровня самообеспечения. Дети-сироты остаются наиболее уязвимой социальной группой в условиях жесткой конкуренции на рынке труда, что требует к ним особого подхода со стороны государства.46

Важной составляющей социально-правового статуса детей-сирот является медицинское обеспечение. Для граждан данной социальной группы предусмотрены следующие гарантии, позволяющие поддерживать состояние здоровья на высоком уровне:

1) бесплатная медицинская помощь в медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. В содержание данной помощи входит и высокотехнологичная медицинская помощь, что заслуживает поддержки. Такая помощь включает в себя применение новых сложных или уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники,