Файл: Дипломная работа студент Сидорова Анна Сергеевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники;47

2) проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров, а также лечение за пределами РФ за счет федерального бюджета в установленном порядке;

3) предоставление путевок в организации отдыха детей и их оздоровления (в санаторно-курортные организации - при наличии медицинских показаний), а также оплата проезда к месту лечения (отдыха) и обратно.

В регионах РФ могут предусматриваться дополнительные гарантии и компенсации детям-сиротам в сфере медицинского обеспечении. Так, в г. Москве детям-сиротам, проходящим обучение по очным программам получения образования, лекарственные препараты по рецептам врачей предоставляются на безвозмездной основе.

Как видно, законодатель уделяет большое внимание правоотношениям, складывающимся в сфере трудовой деятельности и трудовой занятости детей, оставшихся без попечения родителей. Здоровье детей-сирот также является предметом особого внимания и контроля со стороны государства.

Государство создает привилегированные условия для получения детьми-сиротами высокого уровня образования с последующим трудоустройством. Здоровье детей-сирот также является предметом особого внимания и контроля со стороны государства. В этих сферах РФ берет на себя обязательство обеспечить ребенку-сироте всю необходимую помощь и поддержку, в целях его социальной адаптации, полноценной интеграции в общество, с последующим обретением статуса успешного в жизни и трудовой деятельности человека с высоким уровнем здоровья.





2.3. Имущественное и жилищное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей



Одной из особенно значимых гарантий для детей-сирот является предоставление жилого помещения лицам данной категории, достигших возраста 18 лет, что предусмотрено ст. 8 ФЗ о социальной поддержке сирот.

Необходимо отметить, что ранее детям-сиротам предоставлялись выплаты на приобретение жилых помещений, либо заключался договор социального найма. Однако впоследствии, в целях защиты жилищных и имущественных прав детей, оставшихся без попечения родителей, перечень форм обеспечения жильем детей-сирот пополнился таким способом, как предоставление жилья из специализированного жилищного фонда.

В доктрине использование модели социального найма для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот неоднократно подвергалось критике, так как эта категория нанимателей действительно попадала в группу риска, что приводило к утрате жилых помещений после их приватизации в результате действий мошенников. Очевидно, что аналогичные проблемы возникали и при приобретении помещений в собственность за счет субсидий.48

В этой связи во избежание злоупотреблений и нарушений прав детей-сирот состав специализированного жилищного фонда был расширен за счет соответствующих жилых помещений, имея в виду ряд присущих последнему ограничений в пользовании по сравнению с договором социального найма, что, по замыслу законодателя, позволило обеспечить контроль за соблюдением прав детей-сирот в течение начального периода их самостоятельного проживания.49

Жилые помещения, предоставляемые детям-сиротам, должны быть благоустроенными. Общие требования к благоустроенности жилого помещения определены в специальном положении, утвержденным постановлением Правительства РФ. В соответствии с данным положением, жилое помещение должно быть безопасным для проживания, оборудовано всей необходимой системой коммуникаций, иметь горячее и холодное водоснабжение, отопление, вентиляцию, электросети, иные инженерные системы.

50

Как отметил Верховный Суд РФ (далее – ВС РФ) в Постановлении № 14 от 02.07.2009 г., эти требования носят обязательный характер и не могут быть снижены субъектами РФ и муниципальными образованиями.51 В этой связи справедливым представляется утверждение авторов, считающих, что отсутствие признака благоустроенности может выступить одним из оснований для признания сделки недействительной в отношении жилого помещения.52

Применительно к жилищному обеспечению детей-сирот это означает, что предоставление неблагоустроенной квартиры является основанием для признания данной обязанности неисполненной.

В сфере жилищного обеспечения детей-сирот возникает большое количество проблем, большинство из которых связаны с отказом в предоставлении жилого помещения ребенку данной категории.

В ст. 8 ФЗ о социальной поддержке сирот предусмотрены, в частности, следующие основания для отказа в предоставлении жилого помещения детям-сиротам:

1) если такое жилье уже было предоставлено ребенку-сироте в соответствии с законом;

2) если ребенок-сирота утратил основания для получения жилья по договору найма специализированных жилых помещений;

3) если ребенок-сирота включен в список получателей жилья в другом субъекте РФ при смене места жительства;

4) если ребенок-сирота утратил гражданство РФ;

5) если ребенок-сирота умер или был объявлен умершим в соответствии с законодательством РФ.

Как видно, отказ в предоставлении жилого помещения детям-сиротам связан с изменением их статуса, места жительства или жизненной ситуации.

Кроме этого, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на жилое помещение и в случае, если они проживают в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, либо в помещениях, которые принадлежат или ранее принадлежали членам их семьи, при наличии следующих оснований;

1) если в этом помещении проживают лица, которые лишены родительских прав в отношении данного ребенка;

2) если в этом помещении проживают лица, которые страдают тяжелой формой хронических заболеваний, перечень которых устанавливается ведомственным актом Министерства здравоохранения РФ. К таким заболеваниям относятся, в частности, туберкулез, эпилепсия, гангрена, тяжелые хронические заболевания кожи и другие болезни;
53

3) если жилое помещение, в котором проживает ребенок-сирота, признано непригодным для проживания;

4) если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения.

В литературе отмечается, что суды, рассматривающие дела об оспаривании отказов в предоставлении жилья детям-сиротам, часто руководствуются формальным подходом к решению этого важного вопроса.54 Анализ судебной практики во многом подтверждает правильность такого вывода.

Например, как следует из материалов одного из дел, рассмотренных Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ, суды нижестоящих инстанций согласились с решением суда первой инстанции, признавшего отказ в предоставлении жилого помещения ребенку-сироте правомерным. В решении было указано, что истец в настоящее время не проживает на территории субъекта РФ, с 2015 года имеет регистрацию по месту жительства в Московской области, в связи с чем он подлежит включению в список на территории Московской области.

Кроме этого, истец достиг возраста 23 лет, что, по мнению суда первой инстанции и судов вышестоящих инстанций, также является основанием для отказа в удовлетворении иска.

Однако ВС РФ не согласился с этими решениями и привел ряд аргументов, убедительно свидетельствующих о формальном подходе судов к рассмотрению обстоятельств дела. Так, было указано следующее: суды не выяснили, где именно находится место жительства истца. Наличие регистрации на территории Московской области не свидетельствует о достоверности факта проживания истца в этом регионе.

К тому же истец в судебном заседании указывал, что фактически проживает в регионе, где подавал заявление. ВС РФ подчеркнул, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.55

По другому делу ребенку-сироте было отказано в предоставлении жилого помещения в связи с тем, что он проживал в квартире своего опекуна и был зарегистрирован в этом жилом помещении. По мнению судов первой и вышестоящих инстанций, истец имеет право пользования квартирой, в которой он зарегистрирован, а доказательств, свидетельствующих о том, что проживание истца в жилом помещении по указанному адресу невозможно по каким-либо основаниям, представлено не было.


Однако ВС РФ указал, что истец, имеющий особый социальный статус ребенка-сироты, ни собственником жилого помещения, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не является. Длительность проживания в квартире опекуна зависит от усмотрения последнего, который вправе по своему усмотрению распорядиться принадлежащим ему на праве собственности имуществом.

На этом основании решения нижестоящих судов были отменены, дело направлено на новое рассмотрение.56

Распространена позиция органов местного самоуправления, которые считают законной и обоснованной такую причину для отказа в предоставлении жилья в пользу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как отсутствие финансирования для приобретения жилья такой категории нуждающихся. Однако подобный отказ не основан на законе, а действия и решения органов местного самоуправления, которыми подкрепляется отказ в предоставлении ребенку-сироте жилого помещения, обоснованно отменяются судами. Такое решение, в частности, было вынесено судебной коллегией по гражданским делам Нижегородского областного суда57 и многими другими судебными органами.

По итогам второй главы можно сделать следующие выводы.

1. Несовершеннолетний, являющийся сиротой или ребенком, оставшимся без попечения родителей, имеет право на следующие виды материального обеспечения:

1) право на пенсию по потере кормильца, которая может быть социальной или страховой;

2) право на стипендию при обучении в образовательных организациях высшего и среднего профессионального образования за счет федерального, регионального или местного бюджета;

3) право на компенсацию за приобретение литературы и письменных принадлежностей;

4) право на иные выплаты, устанавливаемые региональными законами.

Обращено внимание на крайне низкий размер социальных стипендий. Вносим предложение об установлении социальной стипендии для детей-сирот не ниже половины прожиточного минимума в конкретном субъекте РФ.

Также полагаем, что в сумму компенсации за приобретение литературы и письменных принадлежностей должны включаться только письменные принадлежности, а учебной литературой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей должны обеспечиваться бесплатно.