Файл: Решение задач на наследование группы крови и резусфактора.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 9

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вопросы к экзамену по биологии для студентов специальности Физическая культура.

  1. Основные органоиды клетки. Краткая история изучения клетки.



Галилей Галилей в 1609-1610 создал первый микроскоп, Роберт Гук в 1665 открыл клетку, Бройн обнаружил в клетке ядро, Шван и Шлейдан создал клеточную теорию1839г.




  1. Критерии живых систем. Современная клеточная теория.

.Дыхание, рост и развитие ,метаболизм,раздражимость,наследсвенность,саморегуляция,ритмичность, энергозвисимость, дискертность, репродукция


  1. Решение задач на наследование группы крови и резус-фактора.

  2. Бактерии: формы, строение, питание, размножение, спорообразование, дыхание, значение. Бактериальные заболевания, их профилактика.





В процессе питания организм получает вещества, идущие на синтез клеточных структур и служащие источником энергии для всех процессов жизнедеятельности. Для питания микроорганизмов необходимы те же элементы, что и для животных и растений.


У бактерий размножение происходит путём прямого бинарного деления. Содержимое клетки разделяется перетяжкой пополам и образуются две дочерние клетки. Они растут и опять делятся. Бактерии размножаются быстро.




  1. Вирусы: история открытия, строение, размножение, значение. Вирусные заболевания, их профилактика.

история открытия вирусов подтверждает, что буквально до конца 19 века еще не существовало стандартных методов обнаружения патогенных (болезнетворных) организмов, таких как бактерии и простейшие в предполагаемых “ядовитых материалах”.

Только эксперименты на животных, проведенные французским микробиологом Луи Пастером (1822-1895) в конце XIX века, в которых не было достигнуто никакого участия «ядовитых» материалов даже после многих экспериментов, позволили предположить, что возбудитель болезни был способен размножаться в организме.


  1. Органические и неорганические вещества клетки. Роль этих веществ в клетке.

Органические вещества — составляют 20-30% состава клетки. Они могут быть простыми и сложными.Наиболее важное значение имеют белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. Неорганические вещества - это и вода, и минеральные вещества.

Содержание минеральных веществ в клетках незначительно, но роль их велика: они поддерживают осмотическое равновесие, регулируют различные биохимические и физиологические процессы.

Роль воды в клетках очень велика, она является средой и растворителем, участвует в большинстве химических реакций, перемещении веществ, терморегуляции, образовании клеточных структур, определяет объем и упругость клетки

  1. Размножение бесполое и половое. Виды, краткая характеристика, значение.

Бесполое

Размножение считается бесполым, если в образовании нового организма не участвуют гаметы – половые клетки. Образовавшаяся особь практически неотличима от родительского организма.

Выделяют несколько способов бесполого размножения:

деление – образование из родительской клетки новых клеток (у эукариот митозом), характерно для одноклеточных организмов;

спорообразование или споруляция – размножение специальными клетками (спорами), свойственно грибам и растениям;

фрагментация или стробиляция – образование потомков из частей или сегментов родительской особи, характерно для водорослей, некоторых многоклеточных животных (кишечнополостные, черви, иглокожие);

почкование – появление новой особи из выроста родительского организма, характерно для дрожжевых грибов, кишечнополостных, некоторых червей;

вегетативное размножение – воспроизводство с помощью вегетативных органов (корней, листьев, стеблей, видоизменённых побегов), свойственно растениям.


  1. Эмбриональное развитие, стадии, краткая характеристика, три зародышевых листка.



Эмбриональное развитие - период жизни организма, который начинается с образования зиготы и заканчивается рождением или выходом зародыша из яйца. Стадии:дробление,бластуляция,гаструляция,оргагенез. У большинства организмов образуется три зародышевых листка: наружный — эктодерма, внутренний — энтодерма и средний — мезодерма.





  1. Постэмбриональное развитие, виды, периоды, краткая характеристика.

Постэмбриональное развитие — процесс индивидуального развития организма, начинающийся с момента рождения или выхода организма из яйцевых оболочек, и продолжающийся вплоть до гибели.вид:прямое и непрямое.






  1. Биогенетический закон. Черты сходства и различия сходства зародышей человека и других позвоночных.

Геккеля-Мюллера : каждое живое существо в своём индивидуальном развитии повторяет, в известной степени, формы, пройденные его предками или его видом.

  1. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

Генетика – наука, изучающая закономерности и материальные основы наследственности и изменчивости организмов, а также механизмы эволюции живого. Наследственностью называется свойство одного поколения передавать другому признаки строения, физиологические свойства и специфический характер индивидуального развития.

  1. Генетическая символика и основные генетические понятия.









  1. Иллюстрация законов Г. Менделя.










  1. Наследственные болезни человека, классификация, их причины и профилактика.




  1. Наследственная и ненаследственная изменчивость, классификация, краткая характеристика.

  2. Мутагены и мутации. Виды мутаций. Источники мутагенов. Свойства мутаций. Значение мутаций.

  3. Селекция, задачи науки, ее методы.

  4. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Генная и клеточная инженерия. Клонирование.

  5. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Естественный отбор.

  6. Микроэволюция и макроэволюция. Концепция вида, его критерии.

  7. Популяция – структурная единица вида и эволюции. Основные свойства популяции.

  8. Видообразование, его виды, краткая характеристика.

  9. Бактерии: формы, строение, питание, размножение, спорообразование, дыхание, значение. Бактериальные заболевания, их профилактика.

  10. Вирусы: история открытия, строение, размножение, значение. Вирусные заболевания, их профилактика.

  11. ДНК - носитель наследственной информации. История открытия. Строение молекулы ДНК. РНК. Правило Чаргаффа.

  12. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития. Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека.

  13. Центры происхождения культурных растений.

  14. Гипотезы происхождения жизни на Земле, их научное обоснование.

  15. Движущие силы эволюции. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

  16. История развития эволюционных идей.

  17. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

  18. Гипотезы происхождения жизни на Земле, их научное обоснование.

  19. Опыты Франческо Реди и Луи Пастера по происхождению жизни.

  20. Основные направления эволюционного прогресса. Дивергенция и конвергенция. Аналогичные и гомологичные органы. Ароморфозы. Идиоадаптации (определение и примеры)

  21. Биологический прогресс и биологический регресс (определение и примеры)

  22. Человеческие расы. Теория расизма.

  23. Происхождение человека.

  24. Антропогенез. Эволюция приматов.

  25. Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

  26. Основы экологии. Экология - наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.

  27. Экологические факторы, их значение в жизни организмов (биотические, абиотические, антропогенные)

  28. Пищевые связи.

  29. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме (симбиоз, мутуализм, кооперация, комменсализм, атибиоз, конкуренция, хищничество, паразитизм, нейтрализм) – характеристика, примеры

  30. Цепи питании. Виды цепей питаний (детритные и пастбищные).

  31. Правило экологической пирамиды. Правило перехода энергии с одного трофического уровня на другой

  32. Автотрофы и гетеротрофы, сапротрофы, паразиты

  33. Продуценты, консументы 1-2 порядка, редуценты (определение, примеры)

  34. Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Структура и вещество биосферы. Функции живого вещества.



Информационное обеспечение обучения

Основные источники (ОИ):

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ОИ 1

Общая биология

Константинов В.М., Резанов А.Г, Фадеева Е.О.

М.: Издательский центр «Академия», 2017

ОИ 2

Биология

Чебышев Н.В., Гринева Г.Г.

М.: Издательский центр «Академия», , 2017


Дополнительные источники (ДИ):

№ п/п

Наименование

Автор

Издательство, год издания

ДИ 1

Общая биология

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.

Дрофа 2002