Файл: Закон Об оперативнорозыскной деятельности.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 186

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125настоящего Кодекса.


  1. Задержание подозреваемого.

Ответ:

 Орган дознания, дознаватель, следователь вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований:

1) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

2. При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

УПК РФ Статья 92. Порядок задержания подозреваемого

1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные 
статьей 46 настоящего Кодекса.

1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно.

2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым.

3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого.

4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов.



  1. Понятие задержания лица, подозреваемого в совершении преступления.

Ответ:

Задержание подозреваемого – это мера процессуального принуждения, применяемая органом дознани6я, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК) [2]. Сущность задержания подозреваемого состоит в  кратковременном лишении лица свободы и помещение его в изолятор временного содержания. В этой связи важно разграничивать задержание как процессуальное действие и захват лица с доставлением его в милицию. Следует отличать уголовно-процессуального задержания от административного. Такое отличие можно произвести исходя из нескольких положений. Во-первых, по основаниям задержания. В основе задержания административного лежит административное правонарушение, процессуального – преступление. Во-вторых, по правовому регулированию. Административное задержание производится в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, процессуальное – с Уголовно-процессуальным кодексом. В-третьих, по органам, правомочным осуществлять задержание. Административное задержание вправе произвести должностные лица органов милиции, ведомственной и вневедомственной охраны, пограничной службы, таможенных органов, органов уголовно-исполнительной системы. Процессуальное задержание – только орган дознания, следователь, осуществляющие производство по уголовному делу, или прокурор. В четвертых, по месту содержания задержанных. Административные задержанные помещаются в специально отведенные для этого помещения либо в специальные учреждения, создаваемые органом исполнительной власти субъекта Федерации. Подозреваемые, задержанные по уголовным делам, находятся в изоляторе временного содержания (ИВС). В-пятых, по срокам задержания. Срок административного задержания не должен превышать 3 ч, процессуального – 48




  1. Порядок и срок задержания подозреваемого.

Ответ:

УПК РФ Статья 92. Порядок задержания подозреваемого 1. После доставления подозреваемого в орган дознания или к следователю в срок не более 3 часов должен быть составлен протокол задержания, в котором делается отметка о том, что подозреваемому разъяснены права, предусмотренные статьей 46 настоящего Кодекса. 1.1. В случае, если защитник участвует в производстве по уголовному делу с момента фактического задержания подозреваемого, его участие в составлении протокола задержания обязательно. 2. В протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым. 3. О произведенном задержании орган дознания, дознаватель или следователь обязан сообщить прокурору в письменном виде в течение 12 часов с момента задержания подозреваемого. 4. Подозреваемый должен быть допрошен в соответствии с требованиями части второй статьи 46, статей 189 и 190 настоящего Кодекса. До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником наедине и конфиденциально. В случае необходимости производства процессуальных действий с участием подозреваемого продолжительность свидания свыше 2 часов может быть ограничена дознавателем, следователем с обязательным предварительным уведомлением об этом подозреваемого и его защитника. В любом случае продолжительность свидания не может быть менее 2 часов. УПК РФ Статья 93. Личный обыск подозреваемого Подозреваемый может быть подвергнут личному обыску в порядке, установленном статьей 184 настоящего Кодекса.


  1. Меры пресечения.Понятие меры пресечения.

Ответ:

Меры пресечения – это меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при наличии оснований и в порядке, установленном законом, уполномоченными на то должностными лицами к обвиняемому, подсудимому, а в исключительных случаях – к подозреваемому, с целью помешать им скрыться от дознания, следствия и суда, воспрепятствовать производству по делу, продолжать преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.  Субъектами, уполномоченными законом применять меры пресечения, являются: дознаватель, следователь, судья, суд, в производстве которых находится уголовное дело.



  1. Значение мер пресечения при производстве по уголовным делам.

Ответ:

Будучи разновидностью уголовно-процессуального принуждения, меры пресечения направлены на предупреждение противоправных действий(поступков) обвиняемых (подозреваемых), на принуждение их к выполнению необходимых в интересах производства по уголовному делу действий (поступков). Меры пресечения – принудительные, они применяются вопреки воле обвиняемых (подозреваемых), принуждают их либо воздерживаться от совершения деяний, запрещенных УПК, либо, напротив, обязывают, принуждают совершать предусмотренные УПК действия (являться по вызовам, не уклоняться от явки, надлежащим образом вести себя). По своему содержанию меры пресечения оказывают на обвиняемого (подозреваемого) психологическое, физическое, нравственное воздействие(принуждение), могут ограничивать его имущественные права и интересы.


  1. Виды мер пресечения.

Ответ:

Виды мер пресечения: Мерами пресечения являются: общими: подписка о невыезде (может быть применена к военно­служащим срочной службы, находящимся на казарменном по­ложении; практически неприменима к заключенному, совершившему новое преступление; к лицу, находящемуся на корабле в дальнем плавании, и т. п.); Личное поручительство; Залог; Домашний арест; Заключение под стражу. специальными (применяемые только по отношению к определенным обвиняе­мым или подозреваемым): Наблюдение командования воинской части (применяется к военнослужащим срочной службы, к лицам, проходящим военные сборы в воинских под­разделениях и находящимся на казарменном положении); присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; запрет определенных действий


  1. Порядок избрания меры пресечения. Обеспечение прав и свобод личности при избрании меры пресечения.


Ответ:

Мера пресечения избирается в отношении обвиняемого и в исключительных случаях – подозреваемого. При этом обвинение подозреваемому должно быть предъявлено не позднее 10 суток с момента применения данной меры, а если подозреваемый был задержан, а затем заключен под стражу – в тот же срок с момента его фактического задержания, а не после принятия постановления о заключении под стражу. В ином случае мера пресечения немедленно отменяется, а заключенный освобождается. Основания для применения мер пресечения – наличие достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый: 1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; 2) может продолжать заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Из установленных в законе мер пресечения к конкретному обвиняемому (подозреваемому) может быть применена лишь одна мера пресечения – та, которая является необходимой и достаточной по данному делу. При разрешении вопроса о применении меры пресечения следует учитывать обстоятельства, указанные в ст. 99 УПК: тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства.

  1. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела.

Ответ:

УПК РФ Статья 140. Поводы и основание для возбуждения уголовного дела 1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат: 1) заявление о преступлении; 2) явка с повинной; 3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников; 4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании. 1.3. Поводом для возбуждения уголовного дела о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, служат только материалы, которые направлены налоговыми органами в соответствии с законодательством о налогах и сборах для решения вопроса о возбуждении уголовного дела