Файл: Исследование проблем предпринимательства в Воронежской области на примере предприятия ооо ДоМания 14 1.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В отраслевом разрезе наиболее активную инвестиционную политику проводили малые предприятия, которые занимались финансами и кредитованием (МКК и МФО). Капитальные вложения малых предприятий в расчете на 1 малое предприятие по отраслям экономики отдельного региона представлены на рис. 2.
Рисунок 2 Капитальные вложения малых предприятий
Источник: [11, c.85]
Низкая инвестиционная активность наблюдается в торговле и общественном питании (отраслевой показатель ниже среднего в 2,7 раза) и в отрасли транспорт и связь (ниже в 2,6 раза).Сегодня в малом бизнесе число работников по найму примерно равно числу непосредственных организаторов дела (предпринимателей), поэтому на основе этого соотношения, государству нужно строить политику поддержания занятости населения в данной сфере.
Необходимо стимулировать как увеличение общего числа субъектов малого бизнеса (малых предприятий, фермерских хозяйств, предпринимателей без образования юридического лица), так и расширение ими найма рабочей силы.
Однако государственная поддержка малого бизнеса фактически сводится к разработке программ содействия его развитию, финансовые средства на их реализацию доставались не самим малым предприятиям, а различных структурам, поэтому стремительного роста численности субъектов малого бизнеса не наблюдается и в настоящее время.
Достаточно быстрыми темпами развивалось только индивидуальное предпринимательство (без образования юридического лица). Однако эта динамика говорит скорее не об эффективности государственных программ, а о том, что данный вид бизнеса из-за налоговых льгот и относительной простоты регистрации стал единственным вариантом, который способствовал малому предпринимательству легально работать.
Одним из существенных барьеров ограничивающих развитие малого бизнеса является дефицит финансовых ресурсов, где недостаток финансирования означает:
-отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для пополнения оборотных средств, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
-отсутствие кредитования начинающих предпринимателей (стартапов).
Большая часть российских предпринимателей отмечает значительные сложности с привлечением финансирования и на старте, и в период развития бизнеса – банки крайне неохотно дают кредиты малым предприятиям. Действующие механизмы государственной поддержки - субсидирование процентных ставок, предоставление госгарантий по кредитам и прочее - эффективны, если малая компания работает на рынке хотя бы несколько лет, а вот для нового предприятии получить ссуду достаточно сложно и потому здесь необходимо совершенствовать механизмы их финансовой поддержки, предполагающих раздел рисков между государством и коммерческими банками.
Не менее острой является проблема выкупа арендуемых помещений. Федеральный закон № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого предпринимательства, и другие законодательные акты РФ сделал доступным приватизацию недвижимости, арендуемой малым бизнесом, так как дал арендаторам право преимущественного выкупа.
Однако этот процесс идет очень медленно, где основными причинами выступают малые сроки рассрочки платежа, «запретительные листы» на выкуп объектов, расположенные вдоль центральных магистралей, высокие рыночные цены на недвижимость и прочие причины.
К числу одного из наиболее эффективных методов повышения конкурентоспособности малых предприятий относится франчайзинг (коммерческая концессия), рынок которого в России развит в сфере розничной торговли, в общественном питании, а также на сферу услуг.
К факторам, которые препятствуют развитию франчайзинга на российском рынке, следует отнести следующие:
-отсутствие единых схем регулирования франчайзинговых отношений на российском рынке, вызванное отсутствием законодательно утвержденных терминов «франчайзинг» и «франчайзинговый договор»;
-неоднородность развития франчайзинга. Можно выделить несколько субъектов Российской Федерации в которых сложились наиболее благоприятные условия как для сетевой торговли, так и для франчайзинговых отношений, например: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская области;
-кредитование начинающих франчайзи – нет льготного кредитования.
-закрытость франчайзинговых предложений - отсутствие информации о существующих франшизах и опыте их использования, что связано с ограниченностью информации, которые представляют франчайзеры.
Таким образом, по проведенному теоретическому обзору проблем в развитии малого предпринимательства, можно сделать следующие выводы.
Значение малого бизнеса в современной экономике трудно переоценить, малый бизнес считается ядром устойчивого экономического и политического развития страны.
В России создаются условия для развития малого предпринимательства, хотя и недостаточно эффективные, основные направления государственной политики в этой сфере закреплены в Федеральной программе государственной поддержки малого бизнеса в РФ, которая утверждена Правительством и Государственной Думой.
Для реализации указанных мер, в России обеспечивается проведение государственной политики помощи в этой сфере предпринимательства, разработал ряд законопроектов о поддержке малого бизнеса, внесены предложения в правительство РФ по корректировке действующего законодательства и по созданию институциональных структур для развития малого бизнеса [12,c.89].
Но, несмотря на принятые правительственные меры, малое предпринимательство в России все равно продолжает испытывать серьезные трудности в своем развитии. Поэтому необходимо проведение в дальнейшем планомерной работы по совершенствованию законодательства, оказания финансовой помощи малому бизнесу, повышению эффективности региональных программ его развития, по устранению административных барьеров, а также внедрению практики эффективного менеджмента в данных структурах хозяйственной деятельности страны.
2. исследование проблем предприятия малого бизнеса на примере ООО «ДоМания»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «ДоМания»
Компания ООО «ДоМания» зарегистрирована в качестве юридического лица 23.10.2014 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №14 по Тюменской области, на основании чего ей был присвоен основной государственный регистрационный номер 1147232048182. Учредителем и единственным участником Общества является Суздальцева О.В.
ООО «ДоМания» находится в селе Викулово Викуловского района Тюменской области по улице Чапаева 5а. Устав организации утвержден решением единственного участника Общества 16.10.2014 года.
Организационно-правовая форма — общества с ограниченной ответственностью. Тип собственности — частная собственность.
Предприятие ООО «ДоМания» специализируется на реализации санитарно-технического оборудования, имеет широкий круг поставщиков и заказчиков, что говорит о доверии к фирме как надежному партнеру.
Основной целью деятельности общества, согласно Уставу, является получение прибыли, а основной целью управления компанией - обеспечение наиболее эффективной работы предприятия.
Миссия малого предприятия - обеспечение потребностей физических и юридических лиц, в санитарно-техническом оборудовании высокого качества и реализация данных товаров для жилых зданий и сооружений, что создает основу для развития компании, социального обеспечения сотрудников и экономического развития малого предприятия.
Основным видом деятельности является: «Оптовая и розничная торговля санитарно-техническим оборудованием», а также прочие работы.
(таблица 1).
Таблица 1 - Компания «ДоМания» в каталоге
Источник: [Разработано автором]
ООО «ДоМания» располагает собственной производственной базой: имеет необходимый транспорт всех типов, офисные помещения, производственные цеха, складской комплекс для хранения санитарно-технического оборудования.
Таблица 2 - Справка из ЕГРЮЛ
Источник: [Разработано автором]
ООО «ДоМания» является прибыльной компанией, но размер чистой прибыли несколько уменьшился в 2019 году - на 650 тыс. руб. сравнительно с 2018 годом, что произошло за счет роста затрат в сумме на 1643 тыс. руб.
Выручка от реализации в 2019 году возросла на 730 тыс.руб. или на 1,8%, прибыль от реализации сократилась на 26%, что обусловлено ростом затрат. Основные показатели деятельности компании приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Динамика экономических показателей деятельности, тыс.руб.
Источник: [15, c.95]
Система управления в ООО «ДоМания» характеризуется как линейно-функциональная, где линейные звенья управления призваны осуществлять руководство компанией, а функциональные — исполнять принятые решения, консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и управленческих решений. Организационная структура предприятия представлена на рис.3.
Рисунок 3 Организационная структура управления
ООО «ДоМания»
Источник: [Разработано автором]
Генеральному директору ООО «ДоМания» непосредственно подчиняются все руководители и специалисты малого предприятия. За человеческие ресурсы отвечает служба управления персоналом, которая проводит набор, подбор и обучение кадров. В компетенцию менеджера входят вопросы организации процесса продаж товаров и услуг, непосредственное руководство торговыми представителями, работа с крупными клиентами, заказчиками и поставщиками. На следующем этапе данной работы необходимо провести исследование основных проблем в деятельности организации и путей их решения.
Рисунок 2 Капитальные вложения малых предприятий
Источник: [11, c.85]
Низкая инвестиционная активность наблюдается в торговле и общественном питании (отраслевой показатель ниже среднего в 2,7 раза) и в отрасли транспорт и связь (ниже в 2,6 раза).Сегодня в малом бизнесе число работников по найму примерно равно числу непосредственных организаторов дела (предпринимателей), поэтому на основе этого соотношения, государству нужно строить политику поддержания занятости населения в данной сфере.
Необходимо стимулировать как увеличение общего числа субъектов малого бизнеса (малых предприятий, фермерских хозяйств, предпринимателей без образования юридического лица), так и расширение ими найма рабочей силы.
Однако государственная поддержка малого бизнеса фактически сводится к разработке программ содействия его развитию, финансовые средства на их реализацию доставались не самим малым предприятиям, а различных структурам, поэтому стремительного роста численности субъектов малого бизнеса не наблюдается и в настоящее время.
Достаточно быстрыми темпами развивалось только индивидуальное предпринимательство (без образования юридического лица). Однако эта динамика говорит скорее не об эффективности государственных программ, а о том, что данный вид бизнеса из-за налоговых льгот и относительной простоты регистрации стал единственным вариантом, который способствовал малому предпринимательству легально работать.
Одним из существенных барьеров ограничивающих развитие малого бизнеса является дефицит финансовых ресурсов, где недостаток финансирования означает:
-отсутствие доступа к банковским кредитным услугам, как для пополнения оборотных средств, так и для реализации начатых или намеченных инвестиционных проектов;
-отсутствие кредитования начинающих предпринимателей (стартапов).
Большая часть российских предпринимателей отмечает значительные сложности с привлечением финансирования и на старте, и в период развития бизнеса – банки крайне неохотно дают кредиты малым предприятиям. Действующие механизмы государственной поддержки - субсидирование процентных ставок, предоставление госгарантий по кредитам и прочее - эффективны, если малая компания работает на рынке хотя бы несколько лет, а вот для нового предприятии получить ссуду достаточно сложно и потому здесь необходимо совершенствовать механизмы их финансовой поддержки, предполагающих раздел рисков между государством и коммерческими банками.
Не менее острой является проблема выкупа арендуемых помещений. Федеральный закон № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого предпринимательства, и другие законодательные акты РФ сделал доступным приватизацию недвижимости, арендуемой малым бизнесом, так как дал арендаторам право преимущественного выкупа.
Однако этот процесс идет очень медленно, где основными причинами выступают малые сроки рассрочки платежа, «запретительные листы» на выкуп объектов, расположенные вдоль центральных магистралей, высокие рыночные цены на недвижимость и прочие причины.
К числу одного из наиболее эффективных методов повышения конкурентоспособности малых предприятий относится франчайзинг (коммерческая концессия), рынок которого в России развит в сфере розничной торговли, в общественном питании, а также на сферу услуг.
К факторам, которые препятствуют развитию франчайзинга на российском рынке, следует отнести следующие:
-отсутствие единых схем регулирования франчайзинговых отношений на российском рынке, вызванное отсутствием законодательно утвержденных терминов «франчайзинг» и «франчайзинговый договор»;
-неоднородность развития франчайзинга. Можно выделить несколько субъектов Российской Федерации в которых сложились наиболее благоприятные условия как для сетевой торговли, так и для франчайзинговых отношений, например: Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская области;
-кредитование начинающих франчайзи – нет льготного кредитования.
-закрытость франчайзинговых предложений - отсутствие информации о существующих франшизах и опыте их использования, что связано с ограниченностью информации, которые представляют франчайзеры.
Таким образом, по проведенному теоретическому обзору проблем в развитии малого предпринимательства, можно сделать следующие выводы.
Значение малого бизнеса в современной экономике трудно переоценить, малый бизнес считается ядром устойчивого экономического и политического развития страны.
В России создаются условия для развития малого предпринимательства, хотя и недостаточно эффективные, основные направления государственной политики в этой сфере закреплены в Федеральной программе государственной поддержки малого бизнеса в РФ, которая утверждена Правительством и Государственной Думой.
Для реализации указанных мер, в России обеспечивается проведение государственной политики помощи в этой сфере предпринимательства, разработал ряд законопроектов о поддержке малого бизнеса, внесены предложения в правительство РФ по корректировке действующего законодательства и по созданию институциональных структур для развития малого бизнеса [12,c.89].
Но, несмотря на принятые правительственные меры, малое предпринимательство в России все равно продолжает испытывать серьезные трудности в своем развитии. Поэтому необходимо проведение в дальнейшем планомерной работы по совершенствованию законодательства, оказания финансовой помощи малому бизнесу, повышению эффективности региональных программ его развития, по устранению административных барьеров, а также внедрению практики эффективного менеджмента в данных структурах хозяйственной деятельности страны.
2. исследование проблем предприятия малого бизнеса на примере ООО «ДоМания»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «ДоМания»
Компания ООО «ДоМания» зарегистрирована в качестве юридического лица 23.10.2014 г. Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №14 по Тюменской области, на основании чего ей был присвоен основной государственный регистрационный номер 1147232048182. Учредителем и единственным участником Общества является Суздальцева О.В.
ООО «ДоМания» находится в селе Викулово Викуловского района Тюменской области по улице Чапаева 5а. Устав организации утвержден решением единственного участника Общества 16.10.2014 года.
Организационно-правовая форма — общества с ограниченной ответственностью. Тип собственности — частная собственность.
Предприятие ООО «ДоМания» специализируется на реализации санитарно-технического оборудования, имеет широкий круг поставщиков и заказчиков, что говорит о доверии к фирме как надежному партнеру.
Основной целью деятельности общества, согласно Уставу, является получение прибыли, а основной целью управления компанией - обеспечение наиболее эффективной работы предприятия.
Миссия малого предприятия - обеспечение потребностей физических и юридических лиц, в санитарно-техническом оборудовании высокого качества и реализация данных товаров для жилых зданий и сооружений, что создает основу для развития компании, социального обеспечения сотрудников и экономического развития малого предприятия.
Основным видом деятельности является: «Оптовая и розничная торговля санитарно-техническим оборудованием», а также прочие работы.
(таблица 1).
Таблица 1 - Компания «ДоМания» в каталоге
Категории | Торговля / Оптовая торговля |
Виды основной деятельности | Оптовая торговля прочими санитарно-техническими товарами в специализированных магазинах |
Виды неосновной Деятельности | Производство штукатурных работ, Производство столярных и плотничных работы, Производство малярных и стекольных работ, Производство прочих отделочных и завершающих работ; Устройство покрытий полов и облицовка стен; Розничная торговля строительными материалами, не включенными в другие группировки; Производство столярных и плотничных работы; |
Отрасль | Торговля/услуги |
Источник: [Разработано автором]
ООО «ДоМания» располагает собственной производственной базой: имеет необходимый транспорт всех типов, офисные помещения, производственные цеха, складской комплекс для хранения санитарно-технического оборудования.
Таблица 2 - Справка из ЕГРЮЛ
ОГРН | 113723201847 |
ИНН | 7205024654 |
ОКПО | 26140543 |
КПП | 720501001 |
Регистратор | Инспекция МНС России №14 по Тюменской области |
Дата регистрации | 23 октября 2018 года |
Тип собственности | Частная собственность |
Организационно-правовая форма | Общество с ограниченной ответственностью |
Уставный капитал | 10 000 руб. |
Источник: [Разработано автором]
ООО «ДоМания» является прибыльной компанией, но размер чистой прибыли несколько уменьшился в 2019 году - на 650 тыс. руб. сравнительно с 2018 годом, что произошло за счет роста затрат в сумме на 1643 тыс. руб.
Выручка от реализации в 2019 году возросла на 730 тыс.руб. или на 1,8%, прибыль от реализации сократилась на 26%, что обусловлено ростом затрат. Основные показатели деятельности компании приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Динамика экономических показателей деятельности, тыс.руб.
Наименование показателя | 2018 | 2019 | Абс.откл (+;-) | Темп роста, % |
Выручка | 38623 | 39353 | 730 | 1,89 |
Расходы | 35166 | 36809 | 1643 | 4,67 |
Прибыль от реализации | 3457 | 2544 | -913 | -26,41 |
Прочие расходы | 367 | 266 | -101 | -27,52 |
Прибыль до налогообложения | 3090 | 2278 | -812 | -26,28 |
Налог на прибыль | 618 | 456 | -162 | -26,21 |
Чистая прибыль | 2472 | 1822 | -650 | -26,29 |
Источник: [15, c.95]
Система управления в ООО «ДоМания» характеризуется как линейно-функциональная, где линейные звенья управления призваны осуществлять руководство компанией, а функциональные — исполнять принятые решения, консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и управленческих решений. Организационная структура предприятия представлена на рис.3.
Рисунок 3 Организационная структура управления
ООО «ДоМания»
Источник: [Разработано автором]
Генеральному директору ООО «ДоМания» непосредственно подчиняются все руководители и специалисты малого предприятия. За человеческие ресурсы отвечает служба управления персоналом, которая проводит набор, подбор и обучение кадров. В компетенцию менеджера входят вопросы организации процесса продаж товаров и услуг, непосредственное руководство торговыми представителями, работа с крупными клиентами, заказчиками и поставщиками. На следующем этапе данной работы необходимо провести исследование основных проблем в деятельности организации и путей их решения.