Файл: 1. Компетентность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Такое подробное описание профильных обязанностей и параметров квалификации необходимо для работодателей, которые используют полученные сведения в трудовых договорах и иных аналогичных документах.

6. Профессиограмма и особенности её составления

Решая вопрос о новой должности (рабочем месте), необходимо описать и проанализировать выполняемую здесь работу:

  • в чем она состоит;

  • для чего предназначена и в каком результате представлена;

  • не выполняется ли кем-нибудь еще;

  • могут ли существующие сотрудники с ней справятся;

  • сколько времени и средств требуется на переобучение;

  • насколько работа вообще необходима в данный момент и на перспективу;

  • какие требуются материальные, финансовые и людские ресурсы и проч.

В результате создается документ «описание работы», который служит основной для составления личностных спецификаций, пересмотра организационной структуры, привлечения и отбора персонала.

Качества, которыми должен обладать сотрудник, занимающий должность, определяются так называемой профессиограммой. Она содержит описание особенностей определенной профессии, трудового процесса, требования которые предъявляются к кандидату.

Профессиограмма может основываться на нормативных документах (инструкциях, положениях и т.п.) или результатах изучения реальной группы лиц (точнее, их анкетных данных).

Существует два вида професиограмм:

  1. Профессиокарта (квалифицированная карта. Карта компетентности) – документ, имеющий в основе должностные инструкции, содержащие набор квалифицированных и личностных характеристик идеального сотрудника, требующихся для работы в соответствующей области.

Профессиокарта выполняет задачу общей организации в профессии и готовится специалистами кадровой службы.

  1. Полная профессиокарта с описанием производственно-технических и социально-экономических условий деятельности, психологических качеств, которыми должен обладать работник.

Анализ содержания работы может проводиться по следующему алгоритму.

  • что где когда почему и с помощью чего выполняется (производственные операции, уровень их технической сложности, производимый продукт);

  • специфика деятельности (индивидуальная, коллективная, оперативная, стратегическая, творческая, рутинная и т.д.) ее продолжительность, периодичность, требуемые физические усилия, доля интеллектуальной составляющей;

  • режим труда и отдыха, распределение рабочего времени;

  • степень самостоятельности, за что сотрудник отвечает (подчиненные, фонды, финансы), каков требуем объем полномочий, связанных с принятием решений;

  • как сотрудник взаимодействует с руководством, коллегами подчиненными, сотрудниками других подразделений, клиентами, общественностью;

  • условия труда (помещения или воздух, шумы вибрация, освещение, температурный режим, темп и монотонность трудовых операций, профессиональные заболевания, медицинские показания льготы, компенсация);

  • особенности применяемой системы вознаграждения и стимулирования;

  • кем и как проводится контроль.


Структура профессиограммы у Е. А. Климова.

В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий, разработанная Е.А. Климовым.

В соответствии с объектом труда выделяются пять типов профессий:

- Человек – живая природа (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования. Примеры: мастер-плодоовощевод, агроном, зоотехник, ветеринар, микробиолог.

- Человек – техника (и неживая природа) (Т). Работники имеют дело с неживыми, техническими объектами труда. Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания.

- Человек – человек (Ч). Предметом интереса, распознавания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста. Примеры: продавец продовольственных товаров, парикмахер, инженер-организатор производства, врач, учитель.

- Человек – знаковая система (3). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей профессий этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед.

- Человек – художественный образ (X). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа профессий. Примеры: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер драматического театра.

Составление Циклограммы

Циклограмма - второй основной документ педагога-психолога после плана работы. Расскажем, что вам необходимо учитывать при ее составлении. Покажем варианты, как построить циклограмму в зависимости от времени, направлений деятельности, актуальной проблемы.

Циклограмма работы педагога-психолога образовательной организации (00) - расписание деятельности специалиста на неделю. Педагоги-психологи работают 36 часов в неделю. Оптимально 18 часов отвести на практическую работу с учащимися, родителями и педагогами, а оставшееся время - на методическую работу. Если на достижение практических задач отвести меньшее время, то эффективность психолого-педагогической помощи гарантировать сложно.



Правила оптимальной циклограммы
1. Не планируйте групповые занятия с детьми в утренние часы и в понедельник - в это время учащиеся психологически и физически не готовы к активной продуктивной деятельности и в расписании школы это время часто занято.
2. Организовывайте (по возможности) групповую и индивидуальную диагностическую работу в середине недели - в эти дни учащиеся находятся в оптимальном психологическом и физическом состоянии.
3. Проводите консультирование родителей и родительские собрания в вечернее время, по согласованию с родителями.
4. Используйте несколько вариантов циклограммы, которые вы можете менять в зависимости от периода учебного года, степени приоритетности решаемых задач. Например:
в период подготовки к единому государственному экзамену (ЕГЭ) проведения промежуточной аттестации уделите больше времени на психокоррекционную и тренинговую работу - чтобы сформировать у учащихся уверенность в своих силах перед экзаменами;
в начале учебного года в период адаптации учащихся к новой или изменившейся образовательной ситуации предусмотрите резервное время для диагностических исследований, их обработки и реализации корректирующих мероприятий.
5. Будьте готовы экстренно изменить циклограмму, когда возникают «особые случаи», которые требуют оперативного вмешательства, - попытки суицида, ухода детей из семьи, развода родителей, назревшей конфликтной ситуации и др.