Файл: Курс лекций для студентов всех форм обучения по направлению подготовки государственное и муниципальное управление.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


С 1934 года действовал особый порядок рассмотрения дел о т.н. «терактах»: короткие сроки расследования, невозможность обжалования решений, исполнение приговоров немедленно, ответственность родственников обвиняемого «за недоносительство». С 1935 г. члены семьи изменника Родины подлежали ссылке в Сибирь на 10 лет, если они знали о готовящейся их родственником измене, и на 5 лет, если не знали. Возраст наступления уголовной ответственности был понижен до 12 лет.

При НКВД действовал внесудебный орган – Особое совещание, а на местах – так называемые «тройки» в составе начальника местного управления НКВД, руководителя местного комитета ВКП(б) и прокурора. По мере роста числа арестованных для ускорения процесса рассмотрения их дел образовывались и «двойки» (из представителя НКВД и прокурора). С 1937 г. Особое совещание, «тройки» и «двойки» получили право применять наказание по первой категории (расстрел).

В 1937-1938 гг. (пик репрессий, т.н. «ежовщина») были репрессированы трое из пяти маршалов СССР, 75 из 80 членов Высшего военного совета, все командующие армиями, 90% командиров корпусов, 70% командиров дивизий и полков – всего ок. 40 тыс. командиров РККА. Позднее – как правило, после начала войны – 30 тыс. из них были восстановлены на службе, однако аресты по старым делам продолжались до конца 1941 г.

Закон о всеобщей воинской повинности 1939 г. понизил призывной возраст с 21 до 18 лет. К середине 1941 г. численность Вооруженных сил составляла более 5 млн. человек.

Однако несмотря на прилагаемые в годы третьей пятилетки усилия, СССР не завершил подготовку к войне. После присоединения в 1939-1940 гг. бывших российских территорий (Западных Белоруссии и Украины, Прибалтики, Бессарабии) старая линия обороны (т.н. «линия Сталина») демонтировалась и взрывалась, а новая («линия Молотова») еще не была до конца отстроена. Перевооружение Красной армии не было за­вершено, бóльшая часть техники была устаревшей.

Массовые репрессии 1937-1938 гг., затронув­шие командный состав армии, крайне негативно сказались на ее боеспособ­ности. К лету 1941 г. 75% комсостава находилось в должности менее года. Из 225 командиров полков около 200 имели образование в виде оконченных курсов младших лейтенантов.

Низка была армейская дисциплина. Солдаты слабо подчинялись запуганным репрессиями командирам. В среднем в день совершалось 37 дезертирств и более 400 самоволок. В не занятых в боевых действиях войсках за 1940 г. было убито 3 тыс. и ранено 7 тыс. чел. Зам. наркома обороны докладывал: «такой разболтанности и низкого уровня дисциплины нет ни в одной армии». Бóльшая часть войск не имела никакого опыта боевых действий.


Руководство страны неверно (с ошибкой в 1 год) оценило предполагаемое время нападения Германии на СССР, из-за чего не было готово к началу войны. Огромное количество предупреждений из-за рубежа объявлялись провокацией Британии. Даже после вторжения немецких войск из Москвы поступали распоряжения никаких мер не предпринимать. Неправильно было оценено и направление главного удара противника.



Верхушка партии и государства руководствовалась неверной стратегической военной доктриной о «наступательной обороне». Из-за этого войска размещались непосредственно у границы, что в дальнейшем дало неприятелю возможность их быстрого окружения. Идеологический аппарат насаждал среди населения и армии «шапкозакидательские» настроения о быстром разгроме врага на его же территории, которые при первых же военных неудачах сменились растерянностью и паникой.
3. Местное управление эпохи предвоенного тоталитаризма

Для данного периода развития местных Советов характерна практически полная ликвидация реальной системы местного самоуправления и замена ее системой тоталитарного партийно-государственного руководства. Постановлениями ЦИК СССР «Основные положения об организации сельских Советов в СССР», а также ВЦИК и СНК РСФСР 1930 г. «О ликвидации земельных обществ в районах сплошной коллективизации» было юридически ликвидировано имевшее место в деревне двоевластие в пользу сельских советов. В 1933 г. было принято новое Положение «О городском Совете», которое окончательно ого­сударствило органы местной власти.

Конституция СССР 1936 г. внесла принципиальные изменения в систему органов власти, упразднив съезды Советов и создав единую систему местных органов государственной власти. Местные исполкомы, которые ранее являлись в период между сессиями местных Советов и местными съездами Советов «высшей властью в

пределах данной территории», были отнесены Конституцией к числу местныхоргановгосударственногоуправления. А согласно Конституции РСФСР 1937 г. Советы определялись как «органы пролетарской диктатуры», призванные проводить по­литику центра «на местах».

Произошли значительные изменения в системе местных органов государственной власти и управления. Во-первых, все представительные местные орга­ны государственной власти стали именоваться Советами депу­татов трудящихся. Во-вторых, было регламентировано образование при исполкомах (кроме посел­ковых и сельских) функциональных отделов. В-третьих, устанав­ливались правовые, материальные и иные гарантии деятельно­сти Советов.

Вместе с тем на конституционном уровне не произошло су­щественной конкретизации полномочий местных Советов ни­зового уровня. По-прежнему жестко проводился принцип де­мократического централизма, вышестоящие Советы обладали правом отменять решения нижестоящих Советов, осуществля­лось двойное подчинение исполнительных органов.

Избранные местные депутаты не становились профессиональными чиновниками, не переходили на работу в Советы, а продолжали трудиться по своему прежнему месту. Вопросы нормативного регулирова­ния от Советов перешли преимущественно к высшим испол­нительным органам и органам коммунистической партии. Ме­стные Советы превратились в простых исполнителей воли центра.

Теория советского государственного права рассматривала местные Советы как представительные органы нового типа, сочетающие в своей деятельности принятие решений, их ис­полнение и контроль за проведением решений в жизнь. Мест­ные Советы являлись самыми многочисленными органами го­сударственной власти. В РСФСР насчитывалось около 28 тыс. местных Советов, в которых работа­ли миллионы советских граждан.

Советы депутатов трудящихся (края, области, округа, рай­она, города, села):

  • осуществляли культурно-политическое и хозяйственное строительство на своей территории;

  • принимали местный бюджет;

  • руководили деятельностью подчиненных им органов уп­равления;

  • обеспечивали охрану государственного порядка;

  • содействовали усилению обороноспособности страны;

  • обеспечивали соблюдение законов и охрану прав граждан.

Местные Советы имели собственный исполнительный ап­парат, который ими формировался (из состава же депутатов Совета) и действовал под их номинальным руководством. Исполнительные же комитеты Советов сами осуществляли руководство на своей террито­рии на основе решений соответствующих Советов, а также государственных и партийных органов.


В исполнительных комитетах образовывались такие отделы, как: общий отдел, отдел авто­мобильного транспорта и шоссейных дорог, отдел милиции, отдел социального обеспечения, финансовый отдел, плановый отдел, отдел кадров и т.п. Депутаты также образовывали различные постоянные ко­миссии Советов (например, комиссию по промышленности и транспорту; комиссию по здравоохранению; комиссию по на­родному образованию и культуре и т.д.), а также вели работу в своих избирательных округах.

Сессии Советов созывались их исполнительными комите­тами, как правило, не реже 4 раз в год. На время проведения сессии избирались председатель и секретарь для ве­дения заседания сессии. На сессиях Советов заслушивались отчеты о работе исполнительных комитетов, отделов управле­ний исполнительных комитетов, постоянных комиссий, дру­гих органов, образуемых местными Советами.

Работа местных Советов проводилась на основе перспективных планов, состоявших из наказов избирателей, принятых к исполнению данным Советом, и других мероприятий, которые должны были способствовать решению общегосударственных и идеологических задач дальнейшего совершенствования соци­ализма и построения коммунизма.