Файл: Планконспект урока по истории Тема урока Опричнина. Место урока 7 класс основной школы, базовый курс.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 71

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План-конспект урока по истории

Тема урока: Опричнина.

Место урока: 7 класс основной школы, базовый курс.

ИКС: Россия во второй половине XVI в. Опричнина, дискуссия о ее характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Обобщения характеристика в параграфе дается индуктивным путем.

Главная идея урока заключена в конце параграфа: Установление опричнины способствовало утверждению в России неограниченной власти царя. Цена этого была огромна.  Опричнина разорила экономику и хозяйство страны, пришли в запустение самые богатые и процветающие области Российского государства. Опричное войско оказалось не в состоянии отразить внешнюю угрозу. Это убедило Ивана IV в несостоятельности опричных порядков.

Проигранная война, хозяйственное разорение, усиление крепостного гнёта – вот то наследие, которое оставил Иван Грозный своим преемником.

Ключевой вопрос: может быть сформулирован следующим образом:

Варианты: Какое значение имеет опричнина в истории России?

Каковы были итоги правления Ивана Грозного?

Целевая установка:

Планируемые предметные результаты:

Способствовать созданию у учащихся: ярких образов Ивана IV в конце правления.

Целостных представлений о роли Избранной Рады.

Подведение к пониманию: цели, средства осуществления и результата Опричнины (1565-1572) Ивана Грозного.

Помочь сформировать аргументированные выводы: о результатах и последствиях опричнины, о противоречивости личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований.

Целевая установка:

Планируемые метапредметные результаты:

Умения познавательного блока УУД:

- структурировать тексты, включая умение выделять главное, главную идею.

- выстраивать последовательность описываемых событий;

- осознанно строить речевое высказывания в устной и письменной форме
;

- строить логические рассуждения, включая установления причинно-следственных событий;

- приводить аргументы в обоснование своей точки зрения.

Умения коммуникативного блока:

- выступать в диалог с авторами художественных картин, памятников.

- участвовать в коллективном обсуждении поставленных вопросов, понимая, что у разных людей могут быть разные мнения по поводу одних и тех же событий;

Целевая установка:

Планируемые личностные результаты:

- Готовность и способность к диалогу с другим.

- Опыт эмоционально – ценностного и творческого отношения к фактам, лично событиям и личностям прошлого.

Тип урока: Урок изучения новой темы.

Вид урока: Исследовательский на основе работы с документами.

Основные понятия, изучаемые на уроке: опричнина, земщина, опричник.

Структура урока:

1. Актуализация знаний об опричнине. Деление страны на земщину и опричнину.

2. Миниисследование о личности Ивана IV на основе различных источников:

  • «Царь учиниша опришнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец. Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца. Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли? (одна группа)

  • Прочитайте отрывок из письма Андрея Курбского Ивану Грозному и ответьте на вопросы (вторая группа).

Из письма Андрея Курбского Ивану Грозному, после бегства князя в Литву:

«Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал... В чем провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане - соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства? Не сдались ли тебе крепости немецкие?.. За это ли нам, несчастным, воздал ты, истребляя нас со всеми близкими нашими? Полки твои водил и никакого бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал для твоей же славы... а как часто ранен был варварами в различных битвах, что все тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет. И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя. ...казненные тобой, у престола Господнего стоя, взывают об отмщении тебе, несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к Богу, обличая тебя».



Какой, по мнению Курбского, должна быть власть царя? В чем Курбский обвиняет Ивана Грозного? Смог ли Курбский обосновать свое обвинение?

 

3. Обсуждение результатов работы групп.

4. Работа Общее ознакомление по тексту учебника с итогами царствования Ивана Грозного и заполнение систематизирующей таблицы:

«Итоги царствования Ивана Грозного»

         Достижения

             Потери

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица на уроке составляется в устной форме, в домашней работе она заполняется письменно.


Используя текст § 10 составьте этапы опричнины в своей тетради.

1565 – казни бояр;

1568 – казнь митрополита Филиппа;

1569 – расправа над двоюродным братом Андреем Старицким;

1569-70 – погромы в Твери, Клину; массовая резня в Новгороде;

1570 – расправа над Иваном Висковатым;

1571 – опустошительный набег Девлет-Гирея; Пожар в Москве;

1572 – второй набег Девлета и битва у села Молоди, отмена опричнины.

Как вы можете оценить личные качества, действия Ивана IVв конце правления? (Умение высказывать собственные суждения)

Рефлексия.

Дом.задание: задание 1-6, параграф 10.