Файл: Планконспект урока по истории Тема урока Опричнина. Место урока 7 класс основной школы, базовый курс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План-конспект урока по истории
Тема урока: Опричнина.
Место урока: 7 класс основной школы, базовый курс.
ИКС: Россия во второй половине XVI в. Опричнина, дискуссия о ее характере. Противоречивость фигуры Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Обобщения характеристика в параграфе дается индуктивным путем.
Главная идея урока заключена в конце параграфа: Установление опричнины способствовало утверждению в России неограниченной власти царя. Цена этого была огромна. Опричнина разорила экономику и хозяйство страны, пришли в запустение самые богатые и процветающие области Российского государства. Опричное войско оказалось не в состоянии отразить внешнюю угрозу. Это убедило Ивана IV в несостоятельности опричных порядков.
Проигранная война, хозяйственное разорение, усиление крепостного гнёта – вот то наследие, которое оставил Иван Грозный своим преемником.
Ключевой вопрос: может быть сформулирован следующим образом:
Варианты: Какое значение имеет опричнина в истории России?
Каковы были итоги правления Ивана Грозного?
Целевая установка:
Планируемые предметные результаты:
Способствовать созданию у учащихся: ярких образов Ивана IV в конце правления.
Целостных представлений о роли Избранной Рады.
Подведение к пониманию: цели, средства осуществления и результата Опричнины (1565-1572) Ивана Грозного.
Помочь сформировать аргументированные выводы: о результатах и последствиях опричнины, о противоречивости личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований.
Целевая установка:
Планируемые метапредметные результаты:
Умения познавательного блока УУД:
- структурировать тексты, включая умение выделять главное, главную идею.
- выстраивать последовательность описываемых событий;
- осознанно строить речевое высказывания в устной и письменной форме
;
- строить логические рассуждения, включая установления причинно-следственных событий;
- приводить аргументы в обоснование своей точки зрения.
Умения коммуникативного блока:
- выступать в диалог с авторами художественных картин, памятников.
- участвовать в коллективном обсуждении поставленных вопросов, понимая, что у разных людей могут быть разные мнения по поводу одних и тех же событий;
Целевая установка:
Планируемые личностные результаты:
- Готовность и способность к диалогу с другим.
- Опыт эмоционально – ценностного и творческого отношения к фактам, лично событиям и личностям прошлого.
Тип урока: Урок изучения новой темы.
Вид урока: Исследовательский на основе работы с документами.
Основные понятия, изучаемые на уроке: опричнина, земщина, опричник.
Структура урока:
1. Актуализация знаний об опричнине. Деление страны на земщину и опричнину.
2. Миниисследование о личности Ивана IV на основе различных источников:
-
«Царь учиниша опришнину, и оттого было запустение велие Русской земли», - писал псковский летописец. Попробуйте объяснить, «перевести» слова летописца. Что, по мнению летописца, является причиной запустения Русской земли? (одна группа) -
Прочитайте отрывок из письма Андрея Курбского Ивану Грозному и ответьте на вопросы (вторая группа).
Из письма Андрея Курбского Ивану Грозному, после бегства князя в Литву:
«Зачем, царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал... В чем провинились перед тобой и чем прогневали тебя христиане - соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства? Не сдались ли тебе крепости немецкие?.. За это ли нам, несчастным, воздал ты, истребляя нас со всеми близкими нашими? Полки твои водил и никакого бесчестия не принес, одни лишь победы одерживал для твоей же славы... а как часто ранен был варварами в различных битвах, что все тело мое покрыто ранами. Но тебе, царь, до всего этого и дела нет. И не надейся, что буду я молчать обо всем: до последнего дня жизни моей буду беспрестанно со слезами обличать тебя. ...казненные тобой, у престола Господнего стоя, взывают об отмщении тебе, несправедливо изгнанные тобой из страны взываем день и ночь к Богу, обличая тебя».
Какой, по мнению Курбского, должна быть власть царя? В чем Курбский обвиняет Ивана Грозного? Смог ли Курбский обосновать свое обвинение?
3. Обсуждение результатов работы групп.
4. Работа Общее ознакомление по тексту учебника с итогами царствования Ивана Грозного и заполнение систематизирующей таблицы:
«Итоги царствования Ивана Грозного»
Достижения | Потери |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
| |
Таблица на уроке составляется в устной форме, в домашней работе она заполняется письменно.
Используя текст § 10 составьте этапы опричнины в своей тетради.
1565 – казни бояр;
1568 – казнь митрополита Филиппа;
1569 – расправа над двоюродным братом Андреем Старицким;
1569-70 – погромы в Твери, Клину; массовая резня в Новгороде;
1570 – расправа над Иваном Висковатым;
1571 – опустошительный набег Девлет-Гирея; Пожар в Москве;
1572 – второй набег Девлета и битва у села Молоди, отмена опричнины.
Как вы можете оценить личные качества, действия Ивана IVв конце правления? (Умение высказывать собственные суждения)
Рефлексия.
Дом.задание: задание 1-6, параграф 10.