Файл: Авторские технологии.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.05.2021

Просмотров: 504

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ВГУ»)


Биолого-почвенный факультет











Доклад на тему:

«Авторские педагогические технологии»












Подготовила:

студентка 3 курса 3 группы Руденко Т. С.











ВОРОНЕЖ 2014


Гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили

  Академик РАО Амонашвили  Шалва Александрович разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества. Своеобразным итогом его педагогической деятельности является технология "Школа жизни".

  Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим:

  1. Способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;

  2. Облагораживание души и сердца ребенка;

  3. Развитие и становление познавательных сил ребенка;

  4. Обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

  5. Идеал воспитания - самовоспитание.

  Основные концептуальные положения:

  1. Все положения личностного подхода педагогики сотрудничества.

  2. Ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить.

  3. Ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность.

  4. Целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.

Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение, письменно-речевая деятельность, лингвистическое чутье, математическое воображение, осмысление высоких математических понятий, постижение прекрасного, планирование деятельности, смелость и выносливость, общение: иноязычная речь, шахматы, духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.

Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых:

  1. Гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания;

  2. Индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха;

  3. Мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики;

  4. Резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей;

  5. Учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.

Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.

Автор считает, что детей нужно приучать к спору, притом аргументированному, логичному. Чем раньше ребёнок осознает своё право не соглашаться даже с педагогом ради установления истины, утверждения своей точки зрения, чем более искусно будут созданы педагогические условия для того, чтобы ребёнок мог смело пользоваться этим правом, тем плодотворнее будут в детях развиваться творческая, критическая, самостоятельная мысль. Хороший спор становится важным путём самоутверждения ребёнка. Хорошим же его можно считать тогда, когда интеллектуальное противостояние развивается с переменным успехом.


Для формирования самооценки, развития самокритичности, самовоспитания Амонашвили Ш. А. вводит «письменную речь» - не что иное, как сочинение. Но не просто сочинение, а «сочинения, способствующие тому, чтобы ребёнок через умение письменно передавать свои переживания, впечатления, познавал свою личность».

    Гуманистическая позиция педагога заключается в том, чтобы принять ребёнка таким, какой он есть, включить в содержание своего общения и отношений с ним его жизнь во всех её проявлениях и стать её соучастником. Амонашвили Ш. А проявляет интерес к жизни детей, даже организовывал «приём по личным вопросам». Действуя с такой позиции, педагог имеет возможность узнать детей, увидеть мир их глазами, разобраться в их стремлениях и направить жизнь и учение каждого ребёнка на познание мира и утверждение добра.





Школы диалога культур Библера


Владимир Соломонович Библер (1918 - 2000) - российский философ, культуролог, историк культуры. Создатель учения о диалоге культур, автор работ по истории европейской мысли, логике культурного развития, теории научного познания.

Школа диалога культур - концепция целостного школьного образования, основанная на определенной логике и определенном понимании культуры; это проекция философии диалога культур В.С. Библера на идею школы. 


Основные положения Школы диалога культур.


К основным положениям Школы диалога культур В.С. Библер относил:

  1. диалог, диалогичность есть неотъемлемый компонент внутреннего содержания личности;

  2. многоголосье мира («карнавал мироощущения» по М. Бахтину) существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога;

  3. главное событие в диалоге - бесконечное развертывание все новых смыслов каждого вступающего в диалог феномена культуры;

  4. диалог есть не проявление противоречий, а сосуществование и взаимодействие несводимых в единое целое сознаний, не обобщение, но общение различных форм понимания;

  5. современное мышление строится по культурным моделям и схемам, предполагающим диалогическое общение высших достижений человеческого мышления, сознания, бытия с наработками предыдущих эпох.

В технологии Школы диалога культур диалог несет двойную нагрузку: он понимается и как форма организации обучения, и как принцип организации содержания науки. Диалог дает возможность определить самую суть и смысл усваиваемых и творчески формируемых понятий.

Особенность содержания обучения в Школе диалога культур состоит в том, что на весь образовательный процесс проецируются особенности культуры и мышления различных эпох. Античное мышление трактуется, прежде всего, как эйдетическое (образное); для Средневековья актуальны откровение и причащение; в Новом времени акцент идет на рационалистичность; в современности подчеркивают релятивизм и отсутствие единой картины мира.


Концепция Школы диалога культур развернута в следующие этапы школьного обучения:


В 1-2 классах – подготовительных, которые называются «классы точек удивления» – завязываются «узелки понимания» будущих культурно-исторически рассматриваемых учебных предметов. Основными предметами в этих классах являются загадки слова, загадки числа, загадки явлений природы, загадки исторического события. Здесь разворачиваются первые подходы к современным проблемам различных областей знаний (математика, физика, поэтика, лингвистика и т.д.), более углубленное рассмотрение (и переопределение) которых происходит на последующих этапах обучения. С другой стороны, возникают исходные детские удивления и вопросы по поводу прежде очевидных фактов. Педагогическая задача этих классов не столько обучение ребенка неким знаниям, умениям, навыкам, сколько формирование у него установки на понимание, некоторой исходной вопросительности.

В 3-4 классах учащиеся осваивают основные смыслы античной культуры, в их актуальности и насущности для культуры современной. Античность предстает как целостное образование в своих разных аспектах (античное искусство, мифология, математика, механика и т.п.)

5-6 классы – классы средневековой культуры в соотнесении с Античностью, Новым временем, современностью.

7-8 классы - культура Нового времени. Учебный цикл здесь начинается с культуры Возрождения, диалогов с культурами Античности и Средневековья, характерных для Нового времени. Именно здесь осваивается идея познающего разума, основанная на эксперименте, и идея «восходящего развития», характерная для нововременной мысли - но в постоянном диалоге с другими идеями.

9-10 классы посвящены культуре современности, а 11 класс выделяется как специально диалогический и в какой-то мере педагогический в нацеленности на диалоги между классами по основным темам и проблемам диалога культур.

Соответственно этому содержанию меняется и представление об учебной деятельности, о чем необходимо сказать более подробно6


Одна из особенностей методики Школы диалога культур заключается в том, что происходит введение в ситуацию диалога, побуждение к поиску открытого знания, а не принуждение к усвоению закрытого. Это введение предлагает использовать следующие элементы:

  1. диагностика готовности учащихся к диалогическому общению и обобщению базовых знаний, коммуникативного опыта, установки на самоизложение и восприятие иных точек зрения;

  2. поиск опорных мотивов, то  есть тех волнующих ребят вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучаемого материала;

  3. переработка готового учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до вечных человеческих проблем;

  4. продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога и сюжетных линий урока;

  5. проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися;

  6. гипотетическое выявление зон импровизации, то есть таких ситуаций диалога, для которых трудно заранее предусмотреть поведение участников (погружение, мозговой штурм, десанты, игровые ситуации, диспуты, дискуссии и т. п.).


5