Файл: Содержание Задание Исходные данные Расчет режимов резания и их характеристик Определение диапазона регулирования подач и частот вращения Определение модели станка исходя из расчетных характеристик Задание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
мм
Из стандартного ряда выбираем m = 3 мм;
Далее определим модуль зубчатых колес при расчете на изгиб:
m ≥ , мм (7.13)
где K - вспомогательный коэффициент. Для прямозубых передач K = 6,8;
d = - делительный диаметр колеса, мм;
d = 2·131·3,13/(3,13 + 1) = 199 мм;
b = (6…10)·m - ширина венца колеса, мм;
мм
Принимаем m=4 мм.
Уточняем межосевое расстояние:
Основные геометрические параметры передачи
;
;
;
;
;
;
.
Проверочный расчёт
Проверка на контактные напряжения H:
(7.14)
где Ft-окружная сила в зацеплении, Н;
Ft=2 T2 103/d2=2 419 103/268=3127 H
K - вспомогательный коэффициент, для прямозубых K=436.
KHα=1 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями;
KHv - коэффициент динамической нагрузки. Определяется в зависимости от окружной скорости v:
м/с (7.15)
Принимаем 8 степень точности.
Принимаем KHv =1,22.
Проверка на напряжения изгиба зубьев шестерни F1 и колеса F2.
(7.16)
(7.17)
где = 1 - коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями;
=1,45 - коэффициент динамической нагрузки;
=1- коэффициент концентрации нагрузки;
=4,04; =3,65 - коэффициенты формы зуба шестерни и колеса.
=1 - коэффициент, учитывающий наклон зуба.
МПа.
Проверочный расчёт для проектируемой зубчатой передачи выполняется.
Геометрические параметры зубьев зубчатой передачи в этой групповой передаче сведём в таблицу.
Таблица 7.1 – Геометрические параметры первой зубчатой передачи.
Передаточное отношение | Делительный диаметр, мм | Диаметр вершин, мм | Диаметр впадин, мм | Ширина венца, мм | ||||
d1 | d2 | da1 | da2 | df1 | df2 | b1 | b2 | |
0,319 | 84 | 268 | 92 | 276 | 74 | 258 | 40 | 40 |
1,26 | 196 | 156 | 204 | 164 | 186 | 146 | 40 | 40 |
Произведём расчёт вала III.
В качестве материала изготовления всех валов выбираем сталь 40Х. Определим геометрические параметры ступеней валов.
В первую очередь определяем диаметр первой ступени под зубчатым колесом d1:
(7.18)
где Т – крутящий момент на валу, Н·м.
[τ]k – допускаемое напряжение на кручение, [τ]k = 20…30 МПа.
мм
Принимаем dк =45 мм.
Вторая ступень под подшипник:
d2 = d1 + 3.2 · f (7.19)
где f – координата фаски в отверстии ступицы шкива, r = 1.6 мм.
d2 = 45 + 3.2 · 1.6= 50.12 мм
принимаем dб = 50 мм, что соответствует диаметрам внутренних колец подшипников. Исходя из размера по табл. 2П15 приложения 2П [2] выбираем шариковый радиальный подшипник средней серии 210 ГОСТ 8338-75 (D=90 мм, B=20 мм, r=2 мм; Сr=35,1 кН)
Третья ступень вала диаметром d3 служит в качестве буртика для упора подшипника. По табл. 2П.18 приложения 2П [1] для выбранного подшипника легкой серии с d=40 мм наружный диаметр буртика со стороны подшипника dб.п.=57 мм.
Принимаем шлицевое соединение с центрированием по наружному диаметру:
Диаметры ступеней остальных валов сведем в таблицу 7.2:
Таблица 7.2 – Диаметры ступеней валов
| Диаметр под зубчатым колесом | Диаметр под подшипник | Диаметр упорной ступени |
Вал II | 34 | 40 | 47 |
Вал III | 45 | 50 | 8х52х58х10 |
Шлицевое соединение под зубчатыми колесами, длина ступиц которых составляет lст=60 мм. Материал ступицы колеса – сталь 40Х. Принимаем посадку колеса на вал – подвижное со средними условиями работы. Допускаемое напряжение на смятие боковых сторон зубьев шлицевого соединения[sсм]=50 МПа.
Расчетное напряжение смятия при вращающем моменте на валу Т=419 Н ·м:
см= , (4.20)
где Т- передаваемый вращающий момент, Н ·м;
φ- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузок по рабочим поверхностям зубьев;
F – площадь всех боковых поверхностей зубьев с одной стороны на 1 мм длины, мм2/мм;
мм2
f и r – соответственно размер фаски и скругления, мм;
- рабочая длина зуба, мм;
rср– средний диаметр, мм;
см= МПа
что меньше [sсм]=50 МПа.
7.3 Расчёт вала на сопротивление усталости.
Произведем расчёт III вала, так как он наиболее нагруженого.
Для определения направления действия сил в зубчатом зацеплении изобразим свёртку коробки скоростей и спроецируем все силы на оси координат рис. 4.2:
Силы, действующие на вал: Ft2=3127 H, Fr2= Ft2·tgα=3127·tg20º=1138 H, Fв=4927 Н.
Рисунок 4.2 – Схема нагружения вала
Плоскость YOX
Радиальные реакции опор от сил в вертикальной плоскости YOZ:
; -Ft2·l2+RBy·( l2+l3)=0
RBy=
; -Ft2·l3 +RAy·( l2+l3)=0
RAy=
Проверка: RAy+ RBy – Ft2 =912+2215–3127=0 – реакции найдены правильно.
Для построения эпюр определяем значения изгибающих моментов в характерных сечениях вала.
Сечение A: M=0
Сечение С: M= RAy·l2=-912·0.17= 155 Н·м.
Сечение B: M=0
Рисунок 7.2 – Разложение сил на плоскости.
Плоскость XOZ
Радиальные реакции опор от сил в вертикальной плоскости YOZ:
; - RBx·(l2+l3)-Fr2·l2+Fв· l1=0
Н
; RAx·(l2+l3)+Fr2·l3 +Fв·( l1+l2+l3)=0
Н
Проверка: RAx + RBx+ Fr2+ Fв=0
–7356+1260+4958+1138=0 – реакции найдены правильно.
Для построения эпюр определяем значения изгибающих моментов в характерных сечениях вала.
Сечение О: M=0
Се чение А: M= Fв·l1=4958·0.1= 496 Н·м.
Сечение C: M= RAx·l2 + Fв·(l1+ l2)= –7356·0.17+4958·(0.1+0,17)=88 Н·м.
Сечение В: M=0
Рисунок 7.3- Разложение сил на плоскости
Передача вращающего момента происходит вдоль оси вала от сечения D к сечению У: Мк=Т3=419 Н·м.
Рисунок 2.4 – Эпюра крутящих моментов.
Определяем суммарные реакции в подшипниках:
Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных точках.
Проверочный расчёт вала.
Проверочный расчёт вала на прочность выполняют на совместное действие изгиба и кручения.
Цель расчёта – определить коэффициенты запаса прочности в опасных сечениях вала и сравнить их с допускаемыми [S], принимаемым обычно 1,5.
S = ≥ [S] (7.21)
где Sσ и Sτ – коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям.
Наиболее опасное сечение вала является сечение А, где концентратором напряжения является – посадка внутреннего кольца подшипника на вал и канавка для выхода шлифовального круга.
Концентратор напряжений – посадка внутреннего кольца подшипника на валу переходная. По табл. 14.5 [1] при σВ=800 МПа для валов посадки II Кσ/Кd=2,97 и Кτ/Кd=2,28.
Концентратор напряжений – ступенчатый переход с канавкой для выхода шлифовального круга. Для ступенчатого перехода от ступени вала диаметром d=50 мм к ступени диаметром D=58 мм при радиусе канавки для выхода шлифовального круга r=1 мм определим отношения: D/d=58/50=1,16; r/d=1/50=0.02. По табл. 14.3 [1] при σ