Файл: Содержание Задание Исходные данные Расчет режимов резания и их характеристик Определение диапазона регулирования подач и частот вращения Определение модели станка исходя из расчетных характеристик Задание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В=800 МПа коэффициенты Кσ=2.68 и Кτ=1,67. По табл. 14.6 [1] для d=50 мм линейным интерполированием Кd=0,81 при изгибе и Кd=0,7 при кручении. Тогда Кσd=2.68/0,81=3.31 и Кτd=1,67/0.7=2.38.

В качестве расчетного принимаем канавку для выхода шлифовального круга, так как для данного концентратора напряжений получены наибольшие отношения Кσd и Кτd.

Нормальное напряжение изменяется по симметричному циклу, при котором амплитуда напряжений σa равна расчётным напряжениям изгиба σи.

(7.22)

где М – суммарный изгибающий момент в рассматриваемом сечении, Н·м.

Wнетто – момент инерции рассматриваемого сечения, мм3.
(7.23)

где: d –диаметр вала в сечении канавки, d = 49,5 мм.



Находим напряжение изгиба:



Касательное напряжение измеряется по циклу, при котором амплитуда цикла τa равна половине расчётных напряжений кручения τk.

(7.24)

где Wρнетто – полярный момент инерции сопротивления сечения вала, мм3.

Мk – крутящий момент на валу, Н·м.

(7.25)



Находим касательное напряжение:



Определим коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений для нормального расчётного сечения вала.
(7.26)
(7.27)
где Kσ/Кd и Kτ/ Кd – эффективные коэффициенты концентрации напряжений;

KF – коэффициент влияния шероховатости, KF =1 по табл. 14.7 [2].




Определяем пределы выносливости в расчётном сечении вала.

(7.28)

(7.29)
где: σ-1 и τ-1 – пределы выносливости гладких образцов при симметричном цикле изгиба и кручения, σ-1 = 360 МПа по табл. 14.1 [2]; τ-1 = 240 МПа.





Определим коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям.
(7.30)

(7.29)
Определим общий коэффициент запаса прочности в опасном сечении.


2,5 > 1,5; S > [S]
Проверочный расчёт вала на прочность в опасном сечении выполняется
Расчёт подшипников

Для рассчитываемого вала мы приняли шариковые однорядные подшипники №210 ГОСТ 8338-75 (d=50 мм, D=90 мм; r=2 мм, B=20 мм, Сr=35.1 кН)

Пригодность подшипников определяется сопоставлением расчётной динамической грузоподъёмности с базовой, или базовой долговечности с требуемой по условиям:

CrpCr или L10h Lh. (7.30)
Требуемая долговечность подшипника Lh = 5.84· 104 по табл. 9.4 [2].

Расчётная динамическая грузоподъёмность определяется по формуле:
(7.31)

где RE – эквивалентная динамическая нагрузка, Н;

ω - угловая скорость вала, с-1;

m – показатель степени, m = 3.

RE = V·Rr·Kб·Kт (7.32)
где V – коэффициент вращения, V = 1 (при вращении внутреннего кольца подшипника);

Rr – суммарная реакция подшипника;

Kб – коэффициент безопасности, =1,15;

Kт – температурный коэффициент, = 1.
RE = 1·7412·1,4·1 = 10377 Н




99 кН < 35.1·3=105,3 кН – условие CrpCr выполняется.

8 РАЗРАБОТКА КОНСТРУКЦИИ, РАСЧЁТ ШПИНДЕЛЬНОГО УЗЛА НА ТОЧНОСТЬ, ЖЁСТКОСТЬ ВИБРОУСТОЙЧИВОСТЬ



8.1 Выбор схемы ШУ, конструктивных параметров, подшипников, смазки, уплотнений.

Шпиндельный узел токарного станка относится к группе узлов со средней частотой вращения. В проектируемом шпиндельном узле могут использоваться следующие схемы опор шпиндельного узла (см. рисунок 5.1):

Рисунок 8.1 – Схемы опор шпиндельного узла
Все эти схемы относятся к среднескоростным схемам и используются в для средних токарных, фрезерных и фрезерно-расточных станках с параметрам быстроходности d·n≤(2…5)·105 мм·мин.

Схема а) воспринимает большую радиальную нагрузку, и малую осевую, в ней используются радиально-упорные шарикоподшипники типа 36000, 46000 ГОСТ 831-75 и роликовые радиальные двухрядные подшипники с короткими цилиндрическими роликами серии 3182100К. Описываемые подшипники применяются в шпиндельных узлах, предназначенных для работы при больших радиальных нагрузках

Схемы б) воспринимают осевую и радиальную нагрузку, здесь используются радиальные двухрядные роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами типа 3182100 ГОСТ 7634-75 для восприятия радиальной нагрузки и упорно-радиальные сдвоенные шарикоподшипники с углом контакта 60° типа 178800Л ГОСТ 6874-75, 3800 ГОСТ 7842-75. Применяют в средних и тяжелых токарных, фрезерных фрезерно-расточных и шлифовальных станках.

Схемы в) предназначена для восприятия радиальных и осевых нагрузках. В передней опоре применяют роликовые конические подшипники с буртом на наружном кольце типа 69700Л, в задней опоре однорядные роликовые конические подшипники с широким наружным кольцом типа 17000. Благодаря большой ширине наружного кольца снижается его перекос в корпусе.

В проектируемом приводе, возникают большие радиальные и осевые нагрузки и с учетом простоты регулирования натяга в подшипниках, будем в дальнейшем использовать схему а) опор шпиндельного узла как наиболее надежную конструкцию, а так же используемую в базовом станке 1720ПФ30.

Механизм передней бабки получает движение от редуктора через ременную передачу.

В передней опоре натяг регулируется проставочным кольцом за счет сжатия внутренних колец подшипника при этом не нужно подгонять детали при сборке шпиндельного узла. Натяг в задней опоре регулируется с помощью гайки 13, затягивая гайку подшипник расположенный на конусной поверхности расклинивается и убирается радиальный зазор в подшипнике.


Шпиндель станка имеет фланцевый перед­ний конец, выполненный по ГОСТ 12593-72, что обеспечивает быструю смену устройств, а для закрепления обрабатываемой детали: трехкулачкового патрона или планшайбы и их надежное крепление. Внутреннее отверстие выполняем в виде Конуса Морзе 6 по ГОСТ 25586-82 для установки центров для базирования заготовок

Шпиндель станка нормальной точности изготовляем из стали 40Х с закалкой ТВЧ до твёрдости HRC 50-56. Определим диаметр шпинделя из условия работоспособности:

(8.1)
где d - диаметр шпинделя

l - расстояние между опорами

мм

Таким образом конструктивно принимаем

диаметр передней опоры под подшипники: d=100 мм

межопорное расстояние: l=400 мм

вылет переднего конца шпинделя: a=90 мм

В передней опоре устанавливаются роликовые радиальные двухрядные подшипники с короткими цилиндрическими роликами серии 36210К. Размеры подшипника: d = 100 мм, D = 150 мм, В = 24 мм. Грузоподъёмность: Cr = 58,5 кН, Сro = 60 кН. Предельная частота вращения n = 12000 мин-1 (масляным туманом).

В задней опоре устанавливаются роликовые радиальные двухрядные подшипники с короткими цилиндрическими роликами серии 3182117К. Размеры подшипника: d = 85 мм, D = 130 мм, В = 34 мм. Грузоподъёмность: Cr = 106 кН, Сro = 100 кН. Предельная частота вращения при смазке масляным туманом n = 5300 мин-1.

Для смазывания подшипников в передней опоре используется централизованная система смазки.

Определим параметр быстроходности по формуле [4]:
dn = d · nmax (8.2)

где d – диаметр шпинделя в передней опоре, мм.

nmax - предельная частота вращения шпинделя.
dn = (100+150) /2· 2500 = 3,1 · 105 мм · мин-1

Для защиты шпинделя от загрязнений и СОЖ в его опорах установим зигзагообразное лабиринтное уплотнение радиального типа, геометрические параметры из табл. 6.20 [3].

8.2 Расчет шпиндельного узла на точность

Станок повышеной точности обеспечивает получение деталей с размерами по 7 квалитету точности. Лимитирующий диаметр обрабатываемой детали 400 мм. Допуск на этот диаметр по 7 квалитету составляет ∆д =57 мкм. Допускаемое радиальное биение переднего конца шпинделя должно быть:


[∆]∆д/3=57/3=19 мкм.

В результате расчета определяем класс точности подшипников шпинделя в зависимости от его допускаемого радиального биения ∆. Допускаем наиболее неблагоприятный случай, когда биения подшипников ∆А в передней опоре и ∆В в задней направлены в противоположные стороны (рис. 5.1). При этом радиальное биение конца шпинделя:

(5.3)



Рисунок 8.1 - Схема для расчёта шпиндельного узла на точность
Приняв

, ,

получим:

,

Получаем:

мкм,

мкм

По полученным значениям определяем класс точности подшипников:

– передней опоры – 4-й класс;

– задней опоры – 5-й класс.
8.3 Расчет шпиндельного узла на жесткость.

Расчет шпиндельного узла производим по [3].

Оценка радиальной жёсткости производится по прогибу  конца шпинделя, происходящего за счёт упругой деформации (изгиба) шпинделя и податливости иго опор, а также по углу поворота  упругой линии деформированного шпинделя в передней опоре.

,

где 1 - перемещение, вызванное изгибом тела шпинделя;

2 - перемещение, вызванное податливостью опор;

3 - сдвиг, вызванный защемляющим моментом.

Определим упругое перемещение шпинделя в сечении его переднего конца, для которого производится стандартная проверка шпиндельного узла на жёсткость. В зависимости от требуемой точности обработки на станке назначаем допустимую величину прогиба  переднего конца шпинделя. Поэтому оценка радиальной жёсткости часто производится по прогибу  конца шпинделя, происходящего за счёт упругой деформации (изгиба) шпинделя и податливости иго опор, а также по углу поворота  упругой линии деформированного шпинделя в передней опоре.

Максимально допустимые значения перечисленных параметров принимаются соответственно: