Файл: 1. Понятие педагогического проектирования. История изучения проблемы. Виды проектирования, объект, фазы, принципы педагогического проектирования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 51
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Понятие педагогического проектирования. История изучения проблемы. Виды проектирования, объект, фазы, принципы педагогического проектирования.
Термин «проектирование» пришел в педагогику из технического знания, где он означает «создание опережающей проекции того, что затем должно быть создано» (схема 5). Необходимость проектирования педагогической деятельности появилась в связи с усложнением и расширением ее содержания.
Теория и практика педагогического проектирования имеет свою историю и свои источники. Ее начало было положено в конструкторских дисциплинах – теории решений, сетевом планировании, эргономике, технической эстетике и других, построенных по схеме «человек – техника – цель». Другим источником педагогического проектирования является сама педагогика.
Проблем проектирования касались многие известные педагоги. Так, А.С. Макаренко был убежденным сторонником проектирования в человеке всего лучшего, формирования сильной, богатой натуры. В.А. Сухомлинский в понятие «проектирование» вкладывал умение выстраивать педагогический процесс. В.В. Краевский утверждает, что вся научная работа в области педагогики в известном смысле есть работа по обоснованию педагогических проектов, составляющей которой является педагогическое проектирование.
В настоящее время под педагогическим проектированием понимается компонент педагогической деятельности, осуществляемой в условиях образовательного процесса и направленной на предвидение педагогом его эффективного функционирования и развития.
Педагогическое проектирование является не менее значимой функцией педагога наряду с организаторской, гностической, коммуникативной и др. По данным исследования, на выполнение проектирования педагог профессионального обучения затрачивает около 28 % своего рабочего времени.
2. Направления проектирования безопасной образовательной среды в группах раннего возраста, в группах дошкольного возраста.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», в частности раздел II. Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, п.3.1, 3.2. развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) группы представляет специально организованное помещение, материалы, оборудование и инвентарь, нацеленные на:
- развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития;
- удовлетворение двигательной активности детей;
- возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, а также возможности уединения.
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО РППС создается с учетом развития индивидуальности каждого воспитанника, его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: безопасной – все элементы РППС соответствуют требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, правилам пожарной безопасности.
Предметы, материалы, наполняющие помещения группы, имеют необходимые сертификационные документы, свидетельствующие о безопасности для физического здоровья детей: Сертификат соответствия и Гигиенический сертификат.
При организации пространства учитывается акустическое оформление, освещение, цветовая отделка помещения. Помещение хорошо и равномерно освещается, уровни естественного и искусственного освещения соответствуют санитарно-эпидемиологическим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий.
Помещение группы в цветовой гамме с учётом детского восприятия, имеет эстетичное и эмоциональное радостное, позитивное воздействие на детей.
Оборудование помещений соответствует росту и возрасту детей, Расположение мебели, игрового оборудования позволяет детям свободно перемещаться в пространстве.
Функциональные размеры используемой детской мебели для сидения и столов соответствует обязательным требованиям, установленным техническими регламентами, одной группы мебели и промаркированы согласно таблице СанПиНа.
Среди комнатных растений нет цветов, которые могли бы причинить вред здоровью детей.
Используются игрушки, безвредные для здоровья детей, отвечающие санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность, которые могут быть подвергнуты влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пенолатексные ворсованные игрушки применяются в качестве дидактических пособий.
При отборе игрушек, игр, игрового оборудования учитывались принципы оценки безопасности игровой продукции:
1. Физическая и экологическая безопасность (отсутствие запаха, острых краев; прочности деталей и окраски, наличие сертификата качества).
2. Психофизиологическая безопасность – соответствие возрасту: соразмерность игрушки параметрам ребенка (руки, росту), возможность манипуляции, парной работы рук, координации движений.
3. Психологическая безопасность: отсутствие негативных воздействий на психическое развитие ребенка, его интеллектуальное, психоэмоциональное, социальное и эстетическое развитие.
4. Нравственно-духовная безопасность: отсутствие провоцирующих факторов для формирования негативных установок детского поведения.
Таким образом, интерьер группы должен включать предметы мебели и оборудования, конструкции которых обеспечивают надежность и безопасность их использования для каждого воспитанника: исключать случаи падения с высоты, выпадения с боковых поверхностей изделий, удары и ушибы в результате неустойчивости последних, травмирование об острые углы и т.п.
Окружающая среда, играющая особую роль в развитии ребенка, должна быть организована соответственно задачам воспитания. При создании предметно-развивающей, пространственной среды следует учитывать особенности каждой группы: возраст, состав - количество мальчиков и девочек, их индивидуальные особенности, в частности - подвижность, темперамент, склонности, интересы, особенности воспитания в семье; только в этом случае окружающая среда будет безопасной и развивающей, т.е. создавать у ребенка чувство комфорта, радости, покоя, достаточности. У детей появится чувство уверенности, к ним придет возрастная умелость, а вместе с ней некоторая самостоятельность и инициативность.
3. Функционал руководителя, педагога, психолога при проектировании безопасной образовательной среды. Психологическая профилактика. Психологическое консультирование. Психологическая коррекция. Психологическая реабилитация. Социально-психологическое обучение.
Психологическая профилактика.
Психопрофилактическая работа — малоразработанный вид деятельности практического психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования.
Задачи психологической профилактики
Наиболее содержательно проблема психопрофилактики представлена в американской литературе.
В психопрофилактике выделяют три уровня.
I уровень — так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все учащиеся школы, как «нормальные», так и с проблемами (т. е. 10 из 10 учащихся).
II уровень — вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т. е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в учении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми детьми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и учителями, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д.
III уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными учащимися (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения
От I к III уровню действия психолога становятся менее активны относительно планирования и обеспечения службы. Заботой большинства американских школьных психологов является обеспечение II и III уровней, причем львиную долю времени занимает III уровень. Иными словами, большинство усилий школьных психологов направлено на работу с учащимися, которые уже испытывают трудности. Основная масса школьников остается без внимания психологов, если не считать прохождения ими традиционного систематического тестирования.
Психопрофилактика — это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного и школьного детства.
Психологическая профилактика предполагает:
ответственность за соблюдение в детском образовательном учреждении (детский сад, интернат, детский дом, школа, Лицей, колледж, профессиональное училище и пр.) психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе;
2) своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях;
3) предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень.
Психологическое консультирование.
Психологическое консультирование – это сравнительно новая профессиональная сфера психологической практики, являющаяся разновидностью психологической помощи. Данное направление корнями исходит из психотерапии и направлено оно на клинически здорового индивида, который самостоятельно одолеть житейские трудности не может. Другими словами, ключевая задача этой методики лежит в помощи индивидуумам в отыскивании выхода из сложившихся проблемных обстоятельств, над которыми они одержать победу без посторонней помощи не в состоянии, осознании и изменении малоэффективных поведенческих паттернов для принятия судьбоносных решений, разрешении текущих жизненных сложностей, достижении намеченных целей. По целевому направлению задачи психологического консультирования делятся на коррекционное воздействие, и задачи, устремленные на достижение клиентом личностного роста, саморазвития и жизненной успешности.
Консультированием называется совокупность мероприятий, обращенных на оказание помощи субъекту в разрешении повседневных проблем и принятии судьбоносных решений, например, относительно семьи и брака, профессионального роста, самосовершенствования, эффективности межличностного взаимодействия.
Целью данного метода психологической поддержки является помощь индивидам в постижении происходящего на их жизненном пути и достижении намеченной цели, основываясь на осознанном выборе в ходе разрешения эмоциональных проблем и межличностных затруднений.
Все определения психологического консультирования сходны между собой и включают несколько важных позиций.
Психологическое консультирование способствует:
- осознанному выбору личности действовать согласно собственному усмотрению;
- обучению новому поведению;
- развитию личности.
Сердцевиной данного метода считается «консультативное взаимодействие», происходящее между специалистом и субъектом. Акцент делается на ответственности индивидуума, другими словами, консультирование признает, что самостоятельная и ответственная личность способна принимать и