ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 228

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Учебный курс «Окружающий мир» авторы Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И.В.Потапов.

Отличительная особенность конструирования курса «Окружающий мир» - его интегрированный и культурологический характер, что позволяет учитывать особенности восприятия младшим школьником окружающего мира, развивать их общую культуру, эрудицию, творческие способности. Основанием для интеграции природоведческих и обществоведческих знаний явилось рассмотрение места и роли человека в природе и в обществе, а ведущей идеей обновления содержания - отбор наиболее актуальных для ребенка знаний, позволяющих формировать его готовность к разнообразному взаимодействию с окружающим миром. В методике обучения преобладает поисковая и творческая деятельность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их в нестандартных ситуациях, размышлять, фантазировать, играть. Для этого специально разработаны рабочие тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».

Учебный курс «Мир и человек», авторы А.А. Вахрушев, А.С.Раутиан

Главная задача курса «Мир и человек» - формирование элементарной целостной научной картины мира, позволяющей систематизировать и упорядочить опыт младшего школьника. В век информации, начавшийся последние 20-30 лет, дети получают вместо непосредственного опыта жизни преимущественно опосредованный «опыт чужой жизни из телевизора». С одной стороны, такие дети обладают высокой информированностью и употребляют в быту такие слова, как «энергия», «атом», «экология», «Интернет», с другой - имеют неупорядоченные представления о самых простейших явлениях окружающего мира.

Единственный выход в этих условиях - расширение содержания начального естественнонаучного и обществоведческого содержания образования, с которым знакомятся школьники на уроках окружающего мира. Иначе все остальные слова своего лексикона дети будут узнавать на улице у своих сверстников, с экранов телевизоров в передачах для взрослых, создавая самостоятельно «детские мифы». Во всех этих случаях на самом важном этапе знакомства с миром (ведущий вид деятельности - учебная) в голове ребенка может сложиться не стройная система взглядов, а мозаика отдельных, не связанных друг с другом фактов, заблуждений.

Для школ, работающих по системе Л.В. Занкова, разработаны две вариативные программы для 1–4 классов, реализующие содержание образовательного компонента «Окружающий мир»: «Мы и окружающий мир», авторы Н.Я. Дмитриева и А.А. Казаков (Самара: Корпорация «Федоров»); «Я и окружающий мир», автор И.П. Товпинец (М.: Просвещение).


Для школ, работающих по системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова, разработана программа для 1–4 классов «Окружающий мир», авторы Е.В. Чудинова и Е.Н. Букварева (Самара: Корпорация «Федоров»).

«Мы и окружающий мир» Программа Л.В. Занкова. Дмитриева Н.Я.

Главное назначение интегрированного курса «Мы и окружающий мир» - формирование у школьников целостной картины мира. В курсе раскрываются объективно существующие связи между природой и общественно-культурной жизнью человечества в их историческом развитии. Цепь складывающихся здесь взаимосвязей прослеживается во всех классах. Особенностью курса является его подчинение логике развития жизни на Земле. Первоначальные сведения о неживой природе служат базой для понимания процессов, происходящих на Земле, в результате которых возникала жизнь и живая природа. В свою очередь, знания о неживой и живой природе, то есть о природных особенностях окружающей человека среды, позволяют осознать закономерности развития истории человечества.
        В 1 классе картина мира дана в самом общем виде в соответствии с возрастными возможностями учащихся. В адаптационный период обучения, когда дети только учатся читать, учебный материал представлен рисунками, анализ которых выводит детей на содержательные обобщения на словесно-логическом уровне.

В 1 классе дети знакомятся с особенностями природы Земли, получают первые представления об изменчивости мира, о человеке, как части природы, его месте и поведении в обществе, об условиях собственной безопасности.

«Окружающий мир» Программа Д.Б.Эльконина -В.В.Давыдова.

Основная задача этого курса - формирование основ научного мышления ребенка в области природы и социума. Кроме того, решаются также следующие задачи:

  • первоначальное знакомство ребенка с методами естественных и социальных наук;

  • ориентация ребенка в мире природных и социальных явлений;
    формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры;

  • воспитание культуры взаимоотношений с окружающими людьми

В основе построения программы лежит принцип отбора тем, наиболее актуальных для развития мышления и сознания ребенка этого возраста, а также для успешного последующего формирования знаний, умений и навыков. В процессе изучения окружающего мира развиваются общеучебные умения ребенка, такие как способность анализировать, выделять существенное, схематически фиксировать новый опыт, работать с научно-популярным текстом, творчески подходить к проблемной ситуации и прочие, а также специальные умения: устанавливать связи между природными объектами, фиксировать результаты наблюдений и экспериментов, ориентироваться на местности, ориентироваться в

ходе событий своей жизни и жизни окружающих, осознавать течение природных и социальных процессов.
        Основой объединения знаний из двух областей (естествознания и обществознания) в курс «Окружающий мир» является логика развертывания знаний по естествознанию, поскольку именно в этом блоке выстроена систематическая последовательность учебных задач, обеспечивающая формирование основ научного мышления младшего школьника.
        Данный курс основывается на следующих принципах. Естественнонаучное знание представляет собой совокупность фактов, теорий, объясняющих факты, и научного метода, позволяющего получить факты и строить объяснительные модели. В предлагаемом курсе учебным предметом является не картина мира, а сами способы построения этой картины, способы получения знаний о природе.

Своеобразие предлагаемых программ для четырехлетней начальной школы предоставляет учителю возможность выбрать наиболее приемлемый для него вариант учебного курса. При этом все программы сориентированы на то, чтобы к концу обучения в начальной школе обеспечить единый уровень требований к подготовке учащихся.

Как же с помощью учебников формируются эстетические потребности, ценности и чувства?

Для достижению этой цели служит как текстовый, так и иллюстративный компоненты учебников (1—4 классы). В текстах обращается внимание на красоту изучаемых объектов природы и рукотворного мира. Особую роль играют рисунки и фотографии в учебниках.

В учебниках А.А.Плешакова значительное число красочных иллюстраций, передающих красоту объектов неживой природы (созвездия, камни, снежинки), растений и животных, природных явлений (радуга), городов и сел представлено в учебнике 1 класса [24].

В учебнике для 2 класса имеется специальная рубрика «Природы дивная краса», в которой тексты и иллюстрации органично дополняют друг друга и служат опорой при выполнении заданий, предполагающих собственные наблюдения детей, подготовку рассказов и фоторассказов, посвященных красоте природы [25].

В 3 классе в тексте «Ценность природы для людей» особо отмечена эстетическая ценность природы. В теме «Для чего нужна экономика?» говорится о потребности людей видеть красивое вокруг себя. Знакомство с городами Золотого кольца и странами мира также дает обширный материал для достижения указанного результата [26].

В учебнике 4 класса представлены разворотные рисунки, отражающие красоту природы различных зон и сообществ. В разделах «Страницы всемирной истории», «Страницы истории России», «Современная Россия» показана красота архитектурных сооружений разных времен [27].


В учебниках Виноградовой Н.Ф. системно и последовательно для формирования эстетических потребностей, ценностей и чувств используется мощный потенциал отечественного изобразительного искусства, представленного в репродукциях произведений художников XIX - XX вв..

Например, в учебнике 2 [5] класса своеобразную красоту разных сезонов года передают репродукции художников И.И. Левитана, А.А. Пластова, И.С. Остроухова, А.С. Степанова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина и др.

В учебниках 1 [4], 3 [6], 4 [7] классов репродукциями иллюстрируются материалы, посвященные семейной жизни, городу и селу, различным природным зонам и сообществам, архитектурным сооружениям и ансамблям разных времен, городов и стран Земли.

Таким образом, мы рассмотрели, как с помощью современных программ и учебников по окружающему миру можно формировать эстетические ценности и чувства.
1.4. Педагогический опыт учителей по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках курса «Окружающий мир».

В этом параграфе мы познакомимся с опытом учителей по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках окружающего мира, которые свои наработки по данной теме публикуют в периодической печати.

Так, в статье «Учим воспринимать эстетические свойства природы»опубликованной в журнале «Начальная школа» №1 за 1988 год автор В.Л.Лола пишет о том, что одним из богатейших источников духовно-эстетических воздействий на человека является природа, все её сферы: воздух, земля, вода, флора, фауна [18, с.25].

Как показывает практика работы учителей уровень представлений детей об эстетических проявлениях объектов и явлений природы весьма низок. Многие школьники, даже те, которые живут в сельской местности, не воспринимают такие эстетические признаки природы, как форма и краски, звуки и ароматы, гармония и движение. Как было проверено на практике, эффективной формой развития эстетического восприятия природы младшими школьниками явились специальные экскурсии в природу. Автор называет их формирующими. В статье даётся подробное описание проведения осенней экскурсии в 3 классе. Перед экскурсией был проведён анкетный опрос детей, содержащий вопросы о том, какие краски осенней природы им запомнились, формы каких листьев и деревьев им нравятся, какие чувства они испытывают от голосов птиц, звуков ветра и др.

В соответствии с эстетически значимыми признаками и сторонами природных явлений на осенних экскурсиях проводятся различные наблюдения, направленные на восприятие формы и величины предметов, контуров и линий их очертаний,
выявление в них многообразия, симметрии, причудливости, изящества. Эти признаки ярко проявляются в формах и очертания листьев деревьев и кустарников. Например, вызывает изумление и восторг красота форм листьев зубчато-изящных – у берёзы и осины, линейно-строгих - у ивы и черёмухи, причудливо-звездчатых – у клёна, смородины, калины, узорчато-кружевных – у шиповника, рябины, орешника.

Направляя внимание детей на выявление эстетических признаков объектов природы, учительница наводила мысль ребят и на поиск лексически точных определений этих признаков, предлагала в затруднительных случаях путём сравнений, сопоставлений с другими предметами и их свойствами подобрать по ассоциации нужное слово.

Детям доставило эстетическое удовольствие открытие красоты формы крон деревьев, причудливо замшелых стволов и даже пней. Дети увидели, как красивы кроны ели, ивы, берёзы.

Было обращено внимание детей на красоту бесконечно разнообразных и неуловимо изменяющихся форм и очертаний облаков и туч – клубящихся и стреловидных, перистых и кучевых, вызывающих в воображении по ассоциации самые разные образы.

В беседе детям было дано задание, чтобы они увидели и сравнили, как своеобразны по форме ягоды, плоды, овощи, грибы, семена растений.

Дети наблюдали и такие эстетически значимые стороны осенней природы, как своеобразие плавности и стремительности в полёте птиц, лёгкость парения листьев над землёй и их движений на самом дереве, нежное трепетание паутинки, сверкание капель дождя и росинок на ней.

Далее автор пишет о том, что если дети ощутят ладошками шероховатость коры старой сосны или берёзы, гладкость сосенки, холодноватую упругость коры осины, то это ощущение надолго войдёт в память ребёнка, станет частью его представлений о красоте родных мест.

К другому виду наблюдений относится восприятие красок осени, их многоцветья, разнообразия, тонкости оттенков осеннего леса, неба, облаков, солнышка.

В статье также особо выделяются такие наблюдения, как восприятие звуков: звеняще праздничной музыки золотой осени или печально- прощальной мелодии дождливой поздней осенней поры; шума ветра в лесу, в поле, в овраге; шелеста травы, шуршания листьев под ногами, от ветра на деревьях; скрипа деревьев; голосов птиц.

Четвёртый вид наблюдений – наслаждение ароматами осени: запахом увядающих прелых листьев; разнообразием запахов древесной коры: горьковато-свежей - осины, черёмухи, рябины, смолистой – сосны, ели, сладковато-терпкой – тополя, берёзы, пряно-душистой – смородины; ароматами трав и листьев; запахами ягод и плодов; запахами грибов.