Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 229
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Чтобы дети получили, возможно, более полное представление об эстетических признаках осени, автор статьи рекомендует проводить как минимум две экскурсии. Каждый учитель должен решить сам, сколько их провести и на каких эстетических признаках осени останавливать внимание детей.
Ещё одну статью об эстетическом воспитании мы нашли в журнале «Начальная школа» №12 за 1988 год. Называется статья «Эстетическое воспитание учащихся при изучении природы», её автор Г.Д.Лаврова. Она делится своим опытом и пишет, о том, что наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. С первого класса дети приобретают навык: постоянно наблюдать за изменениями в природе, сравнивать погоду вчерашнего дня с сегодняшним, подмечать изменения в жизни растений. Во втором классе дети сравнивают времена года, а в третьем сравнивают природу и животный мир природных зон, видят красоту природы каждой зоны [16, с.42].
Система эстетических воздействий на учащихся при изучении природы ведёт к тому, что дети всё замечают в жизни природы. Они стараются увиденное записать, зарисовать, острее чувствуют красоту природы родного края, глубже интересуются окружающим миром. Учительница пишет о том, что часто использует телеуроки по природоведению, которые вызывают сильную ответную реакцию детей, потому что всегда несут интересные вопросы, сопровождаются стихами, музыкой, фрагментами из сказок или фильмов о животных и растениях.
О роли наблюдений пишет и Е.В.Исаева в статье «Роль наблюдений за животными и растениями при изучении родной природы младшими школьниками», напечатанной в журнале «Начальная школа» в №1 за 1994 год. В статье даются примерные схемы наблюдения животного и растения. В процессе восприятия растения дети отмечают особенности внешнего вида растения в целом и отдельных его частей. Определяют цвет, величину и форму, запах отдельных частей растения. Автор также описывает приём - сравнение. Даётся образец самого простого сравнения розы и гвоздики. Учительница использует прием сравнения при наблюдениях, проводимых на сезонных экскурсиях в природу. Например, предлагается ученикам пронаблюдать, используя карточки – задания [11, с.39].
В статье «Формирование эстетической воспитанности у детей младшего школьного возраста на уроках окружающего мира» учителя начальных классов Никифоровой Т. А. говорится о том, что организация эстетического воспитания детей – дело творческое, зависит от личности педагога, наблюдаемой природы, возрастных и индивидуальных особенностей детей. И вряд ли здесь уместен единый для всех случаев рецепт. Но включение в урок вопросов типа: Что вам больше всего нравится в окружающей природе? Какой объект самый красивый? Чем он красив? Рассмотрите его форму, цвет, прислушайтесь к его звукам. Есть ли подобные проявления прекрасного у других наблюдаемых объектов?
В результате, отвечая на подобные вопросы, дети начнут задумываться над тем, что красота природы не есть что-то абстрактное, неопределенное, что она имеет свои формы проявления.
Однако не все в природе может вызвать у каждого человека чувство прекрасного. Часто для восприятия гармонии одного «видения» и «слышания» бывает недостаточно, и тогда на помощь приходит мышление и ранее накопленные знания, жизненный опыт.
Организуя наблюдения в природе, следует учитывать различие в эстетическом восприятии детей и взрослых. Было бы ошибочным восторг, получаемый педагогом от созерцания природы, механически передавать ребенку.
В экологическом плане расхождение эстетического видения природы детьми и взрослыми наглядно показывает следующий пример: «Папа, смотри какая вода в реке!» - указывает мальчик дошкольник на радужные бензиновые пятна на воде. «Что ты, сынок, это грязная, плохая вода, где – то, наверное, мыли машины и загрязнили речку», - старается перестроить мировоззрение ребенка отец.
Очевидно, что глубина эстетического освоения окружающего мира основывается на чувственно-научной, экологической подготовке школьников, развитии их познавательного интереса и умственных способностей.
Нужно рассказать детям о насекомых, постараться убедить их, что все эти существа – такие же «наши соседи по планете», такие же «братья меньшие», как звери и птицы.
В статье «Природа в воспитании учащихся» опубликованной в журнале «Начальная школа» №12 за 1987 год автор Л.М. Побединская пишет о том, что природа является основой всех материальных доброт, родником здоровья и духовного богатства людей. Сельские дети ещё до школы соприкасаются с природой самостоятельно. Их привлекает зелень лугов и лесов, яркие краски цветов, птицы, бабочки. Она ставит вопрос: «Всё ли может быть воспринято правильно ребёнком при самостоятельном общении?». Поэтому с первых дней пребывания ребёнка в школе старается влиять на его сознание. Словесными методами и конкретными примерами решается ряд задач. В беседу включается разнообразный материал. Каждая беседа сопровождается иллюстративным материалом – фотографиями, картинами, фильмами [28, с. 38].
«Учимся любить природу», так называется статья из журнала «Начальная школа» №4 за 1997 год. Автор этой статьи Л.В.Захарова. Она пишет, что перед учителем стоит задача – научить детей общению с природой, воспитать бережное отношение к ней. Она делится своим опытом и пишет о том, что при изучении природы родного края даёт детям задания написать сочинение о ягодах, грибах, птицах, зверях. На уроках использует разнообразные комплекты открыток: «Грибы», «У водоёма» и т.д.. Однажды она обратила внимание детей на разнообразие деревьев, их окраску. И с этого дня ежедневно, ребята подходили к окну и наблюдали, какие изменения произошли за сутки. Дети стали приносить в класс листики из осенних деревьев и каждый старался найти такой листочек, чтобы на нём было множество красок.
В зимнее время обращает внимание детей на окраску снега. Она пишет: «Однажды зимой на уроке русского языка я взглянула в окно. Никогда в жизни я не видела таких красок. Снег под лучами восходящего солнца был тёмно-фиолетовый. Я предложила детям тихонько встать и подойти к окну. Взглянув в окно, дети замерли. Как заворожённые, смотрели они на фиолетовый снег. А он у них на глазах становился нежно – фиолетовым, фиолетово-розовым и через несколько минут стал совсем белым. Мы продолжили урок. Мне не было жаль потерянных от урока минут. Дети увидели чудо природы, соприкоснулись с ним…» [10, с.66].
С. А. Тихомирова и Л. И. Полесская в статье «Использование произведений художественной литературы при изучении природоведения» из журнала «Начальная школа»№10 за 1990 год пишут: «Привлечение произведений художественной литературы к изучению природоведения обогащает учебный процесс. Умело включенные в урок отрывки из рассказов, сказок, былин оживляют рассказ учителя, пробуждают и поддерживают интерес учащихся. Образная, яркая речь художественных текстов повышает эмоциональность восприятия, содействует эстетическому воспитанию учащихся» [43, с. 43].
Также авторы приводят разнообразные методики использования литературных источников.
Таким образом, проанализировав статьи можно сказать, что многие учителя уделяют огромное внимание на уроках окружающего мира эстетическому воспитанию младших школьников. Учат их видеть красоту природы.
Выводы по главе I.
-
Эстетическое воспитание – это воспитание способности целенаправленно воспринимать, чувствовать и правильно понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства. -
Под эстетическим развитием мы будем понимать процесс целенаправленного становления в ребенке сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, творческого воображения, эмоционального переживания, а также формирования духовных потребностей.
Эстетический вкус это способность человека к оценке предметов, явлений, ситуаций с точки зрения их эстетических качеств, а эстетический идеалэто целостный, социально обусловленный, конкретно-чувственный образ, являющийся воплощением представлений людей о совершенстве красоты в природе, обществе, человеке, искусстве. Также выяснили, что эстетическое чувство - это субъективное эмоциональное переживание эстетического отношения к предметам и явлениям окружающего мира. Эстетическое чувство выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы. Развитие и воспитание эстетического чувства направлено на формирование у воспитанников эстетического идеала и усвоения ими эстетических норм и оценок.
-
Эстетическое воспитание направлено на решение следующих задач: формирование у детей способности воспринимать, чувствовать, правильно понимать и ценить прекрасное в окружающей действительности; развитие глубокого понимания красоты природы, способности беречь эту красоту; также развитие творческих способностей детей, умений и навыков чувствовать и создавать красоту в окружающей жизни, на занятиях, дома, в быту. -
На основе анализа программ и учебников по «Окружающему миру» мы пришли к выводу, что материал учебников очень богат для формирования эстетических ценностей и чувств. -
Опыт учителей по организации эстетического воспитания, которым они делятся на страницах журнала «Начальная школа», позволил нам определить, что важную роль в системе эстетического воспитания играют экскурсии и походы, наблюдения, анализ явлений природы.
Глава II. Опытно - экспериментальная работа по организации эстетического воспитания младших школьников при изучении интегративного курса «Окружающий мир»
В данной главе мы представим исследование, проведённое нами с целью выявления возможностей уроков «Окружающего мира» в эстетическом воспитании младших школьников на практике.
2.1. Методика опытно-экспериментальной работы по организации эстетического воспитания младших школьников при изучении курса «Окружающий мир»
Педагогический эксперимент проводился в 1 классе МОУ Новохованская средняя общеобразовательная школа Невельского района Псковской области. В эксперименте участвовало 8 человек.
В ходе работы над теоретической частью исследования была сформулирована следующая гипотеза: эстетическое воспитание первоклассников будет эффективным, если реализовать на практике следующие педагогические условия:
-
активизация личностного опыта учащихся и на его основе актуализация потребностей взаимодействия детей с природой; -
вербализация младшими школьниками результатов наблюдений за природными объектами; -
использование синтеза естественнонаучного и художественного знания об объектах природы в учебной деятельности младших школьников.
Опытно – экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
На начальном этапе опытно-экспериментальной работы нами выявлялись элементарные образные представления учащихся об окружающем мире.
На данном этапе исследование имело целью определить уровень эстетического развития первоклассников, выявить недостатки в работе по этой проблеме, а также наметить пути совершенствования работы по эстетическому воспитанию детей на уроках окружающего мира.
Для определения уровня эстетического развития детей было проведено интервьюирование по методике «Красота времен года».
Согласно данной методике ребенку показывали рисунки с изображением времён года и просили, внимательно посмотрев на них, сказать, какое время года изображено на каждом рисунке.