ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Затем задавались следующие вопросы:

  1. Опиши своё любимое время года. Чем оно тебя поразило?

  2. Как ты думаешь, какая пора года самая «тихая», а какая самая «громкая»?

  3. Каковы звуки весны, зимы, осени, лета?

  4. Как поют птицы зимой, летом, осенью, весной?

  5. Сравни настроение весенней капели и осеннего дождя.

После проверки результатов уровень эстетического развития оценивался следующим образом:

10 -баллов - очень высокий

8 -9 баллов – высокий

6-7 баллов - средний

4-5 балла – низкий

0-3 балла - очень низкий

Критерии интервьюирования:

Эстетически окрашенное высказывание – 2 балла

Частичная опора в высказывании на эстетическое представление – 1 балл.

Эстетически нейтральное высказывание - 0 баллов.

Баллы выставлялись за каждый вопрос.

Данные, полученные в результате интервьюирования первоклассников по методике «Красота времен года» на констатирующем этапе эксперимента представим в виде таблицы 1.

Таблица 1

Результаты интервьюирования первоклассников по методике «Красота времён года» на констатирующем этапе эксперимента

Имя ребенка

Полученный результат

(баллы)

Вадим Б.

8

Иван И.

4

Илья И.

8

Ульяна К.

6

Анна Л.

7

Анастасия П.

3

Илья П.

6

Антон С.

6


Результаты по выявлению уровня эстетического развития первоклассников в экспериментальном классе на констатирующем этапе эксперимента

Уровень эстетического развития

Количество учащихся

Очень высокий

0

Высокий

2

Средний

4

Низкий

1

Очень низкий

1



Диаграмма №1.

Результаты по выявлению уровня эстетического развития первоклассников в экспериментальном классе на констатирующем этапе эксперимента




Как видно из таблицы № 1, и диаграммы №1, уровень эстетического развития детей не высокий. Многие дети плохо справились с заданием.

Для уточнения результатов интервьюирования по методике «Красота времён года» детям были предложены вопросы о внешних особенностях животных и о лиственных и хвойных растениях:

  1. Какая из зимующих птиц кажется тебе самой красивой? Почему?

  2. У какого дерева иголки как у ежа?

  3. Что у берёзы, на твой взгляд, более красивое?

  4. Чем тебе нравится осенний лес?

На первый вопрос дети отвечали односложно. Они называли птицу, а почему она кажется им красивой, обосновать не могли. Второй вопрос не вызвал затруднения у учащихся. Берёзу они отличают по белому цвету ствола, а про осенний лес больше говорили, что он «разноцветный».

Итак, уточняющие вопросы не сказались на определении уровня эстетического развития первоклассников.

Далее мы перешли к формирующему этапу эксперимента. Он проводился с 1 сентября по 30 января. Для этого был разработан и апробирован цикл уроков по курсу «Окружающий мир», направленный на формирование эстетических ценностей и чувств.

Главной целью опытно-экспериментальной работы было с помощью уроков окружающего мира формирование эстетического восприятия у детей, развития эстетического вкуса, их чувств, а также приобщение детей к красоте окружающего мира.

Процесс познания мира человеком начинается с помощью органов чувств и самым важным среди них является зрение. Мир, окружающий ребенка, разноцветен. Разноцветна природа. Огромен первоначальный интерес ребенка к этому миру вообще и природе в частности. Вот почему нам представляется возможным начать эстетическое воспитание детей на основе интереса ребенка к разноцветной природе. Естественно, что в процессе познания мира участвуют все органы чувств, но в возрасте шести- семи лет основным у них является зрение.

Каждый урок в этой системе ощущается детьми как увлекательное путешествие, которое чем дольше не кончается, тем лучше. В каждый урок включены разнообразные методы. Кроме этого большое место уделяется сезонным экскурсиям, которые проводились на одном месте.

Основной путь эстетического развития ребенка - это формирование его деятельности и стремление к творчеству. Это также учитывалось при разработке системы уроков. Эстетическое воспитание должно стать органической частью любого вида воспитания. Оно тесно связано с нравственным и умственным воспитанием, трудовой деятельностью.



Взаимосвязь эстетического воспитания со всеми сторонами воспитательного процесса обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию подрастающего поколения.

Разработанный и апробированный нами цикл уроков «Окружающего мира» по программе А.А. Плешакова «Мир вокруг нас» включал пять тем в 1 классе. Перечислим их:

  1. «Что у нас над головой?»

  2. «Что растёт на клумбе?»

  3. «Что это за листья?»

  4. «Кто такие птицы?»

  5. «Кто такие насекомые?»

Воспитательная задача урока «Что у нас над головой?» заключалась в формировании представлений о размерах и форме предметов рассматриваемых на уроке.

Реализуя задачу эстетического воспитания, мы рассматривали окраску неба при восходе и закате, а также анализировали картины знаменитого художника И. Айвазовского «Восход солнца» и «Закат солнца».



Тем самым реализовывалось третье условие гипотезы – использование синтеза естественнонаучного и художественного знания об объектах природы в учебной деятельности младших школьников.

Второе педагогическое условие - вербализация младшими школьниками результатов наблюдений за природными объектами, осуществлялось через словесное рисование форм облаков.

Так, Антон говорил: «Облака – это лошадки, которые скачут по небу», а Илья увидел динозавра – огромного, как шестиэтажный дом.

Первое условие гипотезы – активизация личного опыта учащихся и на его основе актуализация потребностей взаимодействия детей с природой, реализовывалось нами за счёт обобщения личных наблюдений ребёнка за облаками: «А какие облака вы видели раньше?» (Я видел облако, которое было похоже на плюшевого медвежонка. А я – большую рыбку с короной на голове).

Для определения формы солнца текст учебника требует сопоставлять три предмета (кубик, тарелку, мяч). Нами же эта работа детей была откорректирована в направлении развития эстетического вкуса. Учащиеся самостоятельно выбирали цвета пластилина и моделировали форму солнца. Затем комментировали свой выбор: «Я взял оранжевый и добавил немного розового цвета, потому, что я видел такое солнце рано утром». Проводя выставку «солнышек», задавались такие вопросы: «Когда они видели такое солнце?», «В какое время суток?», «Летом или зимой?».


Работа по моделированию перешла в творческую работу. Учащиеся изобразили солнце красками. Некоторые дети в своих рисунках очеловечили объект неживой природы.

Проведённый на уроке конкурс стихов о солнце также способствовал развитию эстетического вкуса и реализовывал третье гипотетическое условие.

(конспект урока приложение 3)

На уроке, тема которого «Что растет на клумбе?», мы знакомили детей с распространенными декоративными растениями клумбы, цветника; учили чувствовать и ценить красоту, понимать картины художников и описывать их.

С целью накопить личный опыт детей по восприятию различных декоративных растений мы отправились на прогулку, во время которой не только внимательно рассматривали, но и любовались растениями, растущими на клумбе. Некоторые дети наклонялись и нюхали цветы, некоторые трогали и описывали ощущения, некоторые просто смотрели.

Дети должны были вспомнить художественные произведения, где упоминаются названия декоративных растений.

Ульяна прочитала:

Когда пыл осени вихрастой

Хлеба окрасил в жёлтый цвет,

Звезда лугов – земная астра

Небесным звёздам шлёт привет.

Вадим вспомнил такие строчки:

В синем поле холодные тени,

Белый иней в саду на заре…

Хризантемы, цветут хризантемы,

День осенний стоит на дворе.

Тем самым работало третье условие нашей гипотезы.

Вместе с нашей помощью первоклассники попробовали описать каждый цветок, обращая внимание на его окраску, форму листьев. При этом мы сообщали дополнительные сведения, подчеркивающие красоту растений, их отличительные особенности, задавали вопросы, помогающие выделить те или иные детали. Для лучшего запоминания растений создавались образные опоры. Например: «У гладиолуса вид торжественный, величавый. А его название означает «небольшой меч». Как вы думаете, почему? (Листья похожи на мечи). Было прочитано стихотворение о гладиолусах.

Название «астра» означает «звезда». Есть легенда, что этот цветок вырос из пылинки, упавшей со звезды. Название «космея» в переводе означает «украшение». Оранжевые и желтые цветки календулы и бархатцев горят на клумбе, как маленькие «солнышки».

Мы вспомнили признаки живых организмов: растение дышит, питается, растёт. Затем подрыхлили почву, полили цветы.


По возвращению в класс мы рассмотрели картину И. Хруцкого «Цветы и плоды».



В центре букета художник изобразил розу. Ученикам задавались вопросы: «Что вы можете сказать об этом цветке? Какого цвета у нее лепестки? Одноцветны ли они? (Роза розового цвета, правда, на краях лепестков можно увидеть как бы бахрому нежно-розового цвета).

Описывая ирис на картине, дети сравнивали его с бантиком: с одной стороны вытянутым, а с другой пышным. Ярко-синие васильки дети сравнивали с шишками. 

Настроения, которое вызывает эта картина, у детей были разные.

Илья сказал, что ему грустно, потому что цветы на картине не живые, они немножко другие.

У Ани возник вопрос: «Почему на картине груши, яблоки, тыква и пионы? Ведь когда цветут пионы груш и яблок не бывает».

А в заключительной части урока мы насладились цветочным вернисажем под звуки «Вальса цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».

(конспект урока приложение 5)

Формой проведения для урока «Что это за листья?» была выбрана экскурсия. Оказавшись на природе, мы подвели детей к осине. Описывали форму листьев этого дерева, их цвет. Обратили внимание на край листа, подобрали название: зубчатый, заборчатый. Затем мы растёрли лист и определили его запах (горький, пряный). Также мы поработали с листом березы и клёна. Не смотря на то, что запахи у этих листьев разные, они красивые. Люди используют эти запахи при изготовлении духов. Запахи влияют на настроение человека.

Затем мы разбились на две группы и дети должны были на тропинке составить ковер из листьев, подбирая форму, цвет.

Естественнонаучная составляющая урока заключалась в сообщении детям о том, что сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Опавшие листья на земле - это не мусор, они нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Далее на уроке, была поставлена задача, познакомиться с разной формой кроны деревьев. Подойдя к елке, мы обнаружили, что она имеет строгую геометрическую форму. Форму берёзы и ивы первоклассники описывали сами. Часть детей очеловечивали деревья.

Настя сказала, что ива свои тонкие косички опустила почти до земли, а берёза помахивает своими листочками приветливо.

Крону клёна Илья сравнил с растопыренными пальчиками.