Файл: Занятие Особенности проявления темперамента и характера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 660

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие
«Особенности проявления темперамента и характера»
Задание 1. У какого ученика - Вали или Саши - в особенностях поведения наиболее отчётливо проявляются свойства темперамента? Дайте обоснование своего выбора.

У Вали повышенная активность и энергичность, работоспособность проявляются при выполнении любых домашних поручений, школьных заданий, а также при выполнении любых общественных поручений; у Саши те же качества проявляются только при выполнении интересных домашних и общественных поручений, школьных заданий.
Задание 2. У кого сдержанность в большей степени вызвана свойством

темперамента? По каким признакам это можно установить?

Наблюдения за жизнью двух учеников 10 класса показали, что у одного из нихсдержанность проявляется лишь в деятельности, связанной с общественной работой вколлективе, у другого ученика сдержанность проявляется и в труде, и в игре, и вспорте, и на разных уроках.
Задание 3. Заполните таблицу, используя условные обозначения. («+»-свойство характерно для данного темперамента, «-» - свойство не выражено у людей с данным темпераментом, «в» - высокий уровень проявления данного свойства, «с» - средний уровень, «н» - низкий уровень проявления данного свойства).


Свойства

Типы темперамента

Холерик

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

активность













реактивность













темп реакций













пластичность













ригидность













экстраверсия













интроверсия













сензитивность













тревожность













эмоциональность















Задание 4. На основании характеристики определите тип темперамента школьника. Какие свойства темперамента проявляются в этой характеристике?

А. Виктор, 3 класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным лицом, сам руки не поднимает, но на вопрос учителя обычно отвечает правильно. Когда учитель спрашивает, почему не поднял руку, отвечает односложно: «Да так…» Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно, не злобив, но для товарища ленится что-либо сделать, в разговор вступает редко, больше молчит. Понимает материал не быстро. Требуется несколько раз повторить ему новый материал, но задание выполняет правильно и аккуратно. Любит порядок. Придя в класс из другой школы, с трудом сдружился с ребятами. По словам матери, часто вспоминает старую учительницу. Видимо, привязчив.

Б. Борис, 3 класс. Безгранично увлекающийся. Часто берёт работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову во все стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно, но часто от торопливости даёт сбивчивые ответы. Приходится всё время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее и на дурное. Когда рассердится, ещё не умеет себя сдержать, хотя и старается. Очень любит получать хорошие отметки. Говорит: «Изумрудная пятёрочка». Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания его скорее выполнить не дослушивает до конца.

В. Саша, 3 класс. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашёл в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно переживает их. Мечтательный. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит дело до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других.



Г. Лена, 2 класс. Девочка очень подвижная, ни минуты не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но сравнительно быстро и остывает. Преобладающее настроение весёлое и бодрое. На вопрос: «Как дела?» - обычно отвечает с улыбкой: «Очень хорошо!», - хотя иногда оказывается, что полученные ею отметки и не так уж

хороши. Про пятёрки радостно объявляет всем в доме. Двоек не скрывает, но всегда бодро добавляет: «Это у меня так… случайно…». Иногда огорчается, даже плачет, но ненадолго. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, её легко дисциплинировать. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.
Задание 5. Какое свойство темперамента проявилось у Аиды и Люды? По каким признакам это можно установить?

Аида и Люда - ученицы 10 класса. У них примерно одинаковая успеваемость и одинаковое положение в коллективе. Когда в начале учебного года они узнали, что их класс будет расформирован, то Аида с удовольствием заявила, что наконец-то расстанется с ребятами, которые её обидели. Люда же с досадой заметила, что теперь она опять будет в одном классе с Р. и У., с которыми она порвала дружбу. Однако после расформирования класса Люда в первые же дни познакомилась со всеми, а Аида долго даже не подходила к новым ученикам.
Задание 6. Определите, о каком свойстве темперамента говорится в примере. Поясните свой ответ.

Петя любит оживлённую суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Ваня, напротив предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает.
Задание 7. Из числа нижеприведённых положений о характере выберите те, которые наиболее правильно раскрывают понятие «характер». Дайте обоснование своего ответа.

  1. Черты характера проявляются в любых обстоятельствах и условиях.

  2. Черты характера проявляются лишь в соответствующих им типичных обстоятельствах.

  3. Черты характера есть не что иное, как отношение личности к определённым сторонам действительности.

  4. Черты характера есть не что иное, как определённые способы действий.

  5. В характере проявляются и отношения личности, и способы действия, при помощи которых эти отношения осуществляются.

  6. Характер индивидуально своеобразен.

  7. Черты характера социально типичны и индивидуально своеобразны.

  8. Характер - отражение общественных отношений.



Задание 8. Человек говорит о себе: «Я вспыльчивый и если меня задевают, то всегда отвечаю очень резко, даже если понимаю, что неправ. Ничего не могу с собой сделать».

Какую особенность личности раскрывают его слова? Выберите правильный ответ. Поясните свой выбор.

1.Черта характера.

2. Особенность темперамента.

3.Особенности воли.

4.Нет правильного ответа.
Задание 9. В характеристике личности выделите моменты, в которых проявляются черты характера и свойства темперамента. Дайте обоснование своего ответа.

Ира Н., восьми лет. Девочка живая, жизнерадостная, кокетливая, любит поболтать; добрая, но завистливая, старается быть заметной в коллективе, заслужить похвалу. Общительна, но очень обидчива. Ира интересуется всем, но её интересы не стойки, она быстро остывает. Много уделяет внимания своей внешности: часами может сидеть перед зеркалом, менять причёски, перевязывать ленты, вкладывать в волосы цветы. Девочка в коллективе активна, но если в общей работе приходится подчиняться кому-либо из товарищей, она теряет к занятию всякий интерес, становится ко всему безучастной.
Задание 10. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа.

А. Ученик 5 класса одной сельской школы взялся ежедневно провожать (и делал это аккуратно) после занятий живущего далеко первоклассника, у которого не было родителей.

Б. Когда в 7 классе отменили контрольную работу по математике. Валя долго не могла успокоиться. Почти на протяжении15-20 минут она размахивала руками и восклицала: «Вот красота! Вот замечательно!»

В. Коля был близорук, и все предметы подносил близко к глазам. Во время урока ему разрешалось подходить к доске.
Задание 11. Определите, проявляется ли в приведённых примерах характер человека. Дайте обоснование своего ответа.

А. В семье, в детском саду, в школе Саша проявлял и проявляет себя подвижным, впечатлительным и реактивным ребёнком. Мальчик тяжело переносит всякое ожидание и тормозное состояние: он начинает нервничать, становится непоседливым, невнимательным.

Б. Шестилетний Толя, нервный, самолюбивый и раздражительный мальчик, не терпел никаких возражений со стороны товарищей. Если с ним не соглашались, он плакал, угрожал, разрушал чужие постройки. На критику Толя реагировал бурно, не умел отстаивать свою мысль спокойно, убегал от детей со слезами и угрозами.

Задание 12. Есть ли разница в следующих двух высказываниях? Если есть, то какая?

Характер Русского Николая Александровича и русский характер.
Задание 13. Ниже перечислены черты характера. Распределите их по группам (черты характера, выражающие направленность личности: отношение к труду, другим людям, самому себе; волевые черты характера).

Настойчивость, общительность, эгоизм, инициативность, чуткость, консерватизм, бережливость, выдержка, внушаемость, самокритичность, заносчивость, скромность.

Приведите ещё по два примера в каждую группу.
Задание 98. Определите, какие из указанных ниже черт характера относятся к следующим группам: 1) моральные черты; 2) волевые черты; 3) эмоциональные черты; 4) отношения в коллективе; 5) отношение к повышению спортивного мастерства.

1.Внушаемость (вера в приметы, мнительность, и т. п.).

2.Смелость.

3.Долг и ответственность.

4.Увлечённость.

5.Общительность.

6.Доброжелательность.

7.Самообладание в экстремальных ситуациях.

8.Чувство спортивной чести.

9. Болезненное отношение к спортивным неудачам.

10.Исполнительность.

11.Наблюдательность.

12. Инициативность.

13.Уважение к товарищам.

14.Сильное переживание радости победы, бурное её проявление.

15.Патриотизм.

16.Требовательность к себе и другим.

17.Аккуратность.

18.Уверенность в своих силах.

Литература:

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 186 с.

  2. Лукашевич В.В., Пронина Психология и педагогика: учебник / В.В. Лукашевич, Е.Н. Пронина. – М.: КНОРУС, 2019. - 296 с.

  3. Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2016. - 592 с.

  4. Психология: Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / Под общ. ред. В. Н. Дружинина. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2015. - 705