Файл: Основные элементы несостоятельности (банкротства) физических лиц.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
орган. В соответствии с п 8. ст.2, ФЗ №127 О несостоятельности (банкротстве) уполномоченные органы, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный правительством РФ на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов РФ, муниципальных образований. Это налоговая.

Точно также налоговой нужен долг в 500 000 рублей, 3 месяца просрочки, не нужно решении суда. Налоговая сильно не торопится, потому что это загрузка для налогового органа и расходы за счет бюджета на выплату расходов арбитражного управляющего и т.д. При этом если уполномоченные органы или кредиторы подают документы, это не значит, что физическому лицу не надо собирать документы. Физическое лицо обязано представить отзыв на заявление кредитора, а если не подаст, то грозят не списанием долгов. К отзыву гражданина на заявление кредитора, прилагается почти тот же пакет документов. Если физик хочет избавиться от долгов, то ему в любом случае нужно собрать этот пакет документов.

По результатам назначается судебное заседание по рассмотрению обоснованности заявления и заявление либо признается обоснованным и судья вводит одну из процедур: реструктуризация долга или реализация имущества, либо признается не обоснованным. Признается обоснованным, если будет доказан признак неплатежеспособности гражданина при наличии оснований указанных в ч.3, ст. 213.6 ФЗ №127 о несостоятельности (банкротстве), о которых мы говорили выше к ним относится: доказана ли сумма долга, доказан ли срок просрочки и признак недостаточности имущества (доказано ли суду отсутствие или
недостаточно имущества). Судья проверяет вводить или не вводить процедуру, смотрит сможет ли должник рассчитаться по своим долгам, то есть в первую очередь проверяет признаки банкротства к которым относятся:

  1. неплатежеспособность, то есть доказана ли сумма долга, доказан ли срок просрочки;

  2. недостаточность имущества, то есть доказано ли отсутствие или недостаточность имущества.

Заседание по проверки обоснованности по закону должно быть от 15 дней до 3 месяцев с момента принятия вашего заявления арбитражным судом, по сложившейся практике это происходит в течении 2-3 месяцев.


2.3 Процедуры применяемые в деле о банкротстве гражданина.


В рамках дела о банкротстве вводятся различные процедуры, установленные законом. Процедуры банкротства бывают реабилитационные и ликвидационные. Статья 213.2 ФЗ О несостоятельности (банкротстве), закрепляет следующие виды процедур, применяемых в деле о банкротстве граждан к которым относятся10:


  • реструктуризация долгов гражданина;

  • реализация имущества;

  • мировое соглашение.

1. По умолчанию вводится реструктуризация долга. Это реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов.

Исходя из определения, которое дает нам законодатель можно сделать вывод, что реструктуризация долга направлена на восстановление платежеспособности гражданина, путем исполнения им утвержденного плана реструктуризации и как результат освобождение из финансовой петли. Эту процедуру можно разделить на 2 части. Первая, это подготовительная часть, она может длиться от 3 до 6 месяцев, ее задача, это сохранение имущества должника, анализ финансового состояния должника, проведения собрания кредиторов и разработка плана реструктуризации долга.14

Вторая часть может длиться до 3 лет, это исполнение плана реструктуризации долга, если план будет утвержден кредиторами, которая подразумевает под собой непосредственно процесс погашения должником долгов согласно утвержденному плану, как результат в процедуре реструктуризации долга гражданин ( должник) не признается банкротом , он восстанавливает свое трудное финансовое положение с возможностью быть полноценным участником рыночных отношений.

Гражданин подал заявление в Арбитражный суд, через несколько дней его приняли к производству. От 15 дней до 3 месяцев (в реальности 2-3 месяца) прошло рассмотрение обоснованности заявления и по умолчанию вводится процедура реструктуризация долга, но это не значит, что мы идём сразу по плану реструктуризации долга. Возникают последствия после введения процедуры реструктуризации долга11:

    • залоговые кредиторы не могут забрать имущества, до утверждения плана реструктуризации, после утверждения плана они могут забрать имущество, если это не мешают плану реструктуризации;

    • вводится мораторий на исполнение требований кредиторов (реестровых), но есть некая разбивка долгов, это дата принятия к производству. Долги, которые возникли до этого, это реестровые долги. По реестровым долгам вводится мораторий по удовлетворению требований кредиторов. Приставы не могут списать денежные средства, блокировки счетов снимаются, аресты снимаются, прекращаются начислять пени, финансовые санкции, проценты начисляются по ставке ЦБ РФ. То есть, это некая возможность, передышка для физического лица, чтобы утвердить план реструктуризации. Но также возникают некоторые ограничения, в частности:

    • сделки с имуществом больше 50 000 рублей, сделки по поручительствам, займам и т.д., осуществляются только с согласия финансового управляющего;

    • нельзя делать вклады в уставные капиталы и покупать акции, во время реструктуризации долга.


После введения этой процедуры открывается реестр требований кредиторов. По закону, если кредиторы хотят вернуть свои средства через банкротство должника, то они должны включиться в реестр требований кредиторов. В течении двух месяцев кредиторы, которые имеют право требования к должнику могут подать заявление о включении в реестр требований кредиторов. В случае пропуска указанного срока по уважительной причине, он может быть восстановлен арбитражным судом.

Заявление направляется должнику, в Арбитражный суд и финансовому управляющему. Каждое заявление по отдельности рассматривает суд. Идут дискуссии, так как в результате этого процедура получается очень трудно затратной для финансового управляющего и суда соответственно, нужно упростить порядок включения требования в реестр требований кредиторов например сделать также, как по банкам, когда заявление о включении в реестр направляется арбитражному управляющему, а в суд направляется, если кредитор не согласен с решением арбитражного управляющего.

В течении 10 дней после закрытия реестра, кредиторы либо сам должник могут направить финансовому управляющему план реструктуризации долга. Любой из кредиторов может представить свой план реструктуризации долга, а также должник. После этого не больше чем 60 дней с момента закрытия реестра, финансовый управляющий проводит первое собрание кредиторов. В соответствии с ч 4, ст. 213.8 ФЗ № 127, первое собрание кредиторов проводится финансовым управляющим в рабочие дни с 8 часов до 20 часов по месту рассмотрения дела о банкротстве гражданина соответствующем населенном пункте) или в форме заочного голосования ( без совместного присутствия). Согласно ч 1, ст.12 ФЗ №127, участниками собрания кредиторов с правом голоса являются конкурсные кредиторы и уполномоченные органы, требований которых включены в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов.

И на этом собрании кредиторы голосуют
за план реструктуризации долга, если план принимается то дальше то дальше действуем по плану реструктуризации. То есть сначала кредиторы за него голосуют, после этого план представляется в суд, суд проверяет соответствие этого плана закону и если все в порядке, то начинается исполнение плана реструктуризации долга на срок до трех лет.

Для того, чтобы план реструктуризации был утвержден необходимо со- блюсти четыре основных условия, которые заложены в законе, а именно они изложены в ч.1, ст.213.13 ФЗ №127 «О несостоятельности (банкротстве)» к ним относятся:

  1. Гражданин имеет источник дохода на дату представления плана ре- структуризации его долгов, потому что, если нету дохода то о какой реструктуризации может идти речь.

  2. Гражданин не имеет не снятой или не погашенной судимости за совершение умышленного преступления в сфере экономики. Перекрытие реструктуризации для не добросовестных должников.

  3. Гражданин не признавался банкротом в течении 5 лет, предшествующих представлению плана реструктуризации его долгов. Это сделано для того, чтобы физические лица не злоупотребляли этим правом и не списывали себе долги очень часто.

  4. План реструктуризации долгов гражданина в отношении его задолженности не утверждался в течении восьми лет, предшествующих представлению этого плана.

Если эти условия не соблюдены то, по ходатайству гражданина мы можем сразу же уйти в реализацию имущества.

План реструктуризации должен содержать:

    • порядок и сроки погашения долгов;

    • он должен быть экономически исполнимым, потому что глупо говорить о реструктуризации долга в 5 миллионов рублей, при доходе в 15 тысяч рублей, потому что заведомо этого дохода не будет хватать даже для выплаты каких то процентов. Это экономически нереально.

    • быть одобрен должником. Это не прописано в законе, но это про- писано в постановление пленума ВАС « О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве»12, если он с ним не согласен, то он просто не будет его исполнять, если он не будет его исполнять, то произойдёт переход в реализацию имущества и какой смысл его вообще утверждать.