Файл: Конспект по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема "Зимующие птицы" Цель закрепить и систематизировать представления детей о зимующих птицах, образе жизни.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-Ребята, а легко ли птицам зимой искать себе корм? -
Дети: Трудно.
Воспитатель: Да, правильно, птицам зимой тяжело найти себе корм. И поэтому они прилетают ближе к людям за помощью.
-Давайте попробуем узнать, что за птицы прилетают на участок средней группы? И расскажем о них?
-Вот, что о них рассказали дети средней группы:
ВОРОБЕЙ
- А вот такой у неё голос. (Звучит голос воробья)
(Ответы детей)
-Воробей. Это самые распространенные в России птицы. Воробьи строят свои гнёзда рядом с домами людей. Это очень неприхотливые птички.
Домовой воробей. Бойкая, энергичная, задиристая птичка. Держатся домовые воробьи стайками. Могут даже выгонять скворцов из скворечников. Издаёт разнообразный щебет, чириканье. Питается семенами, в меньшей степени насекомыми.
(Наклеивают на подготовленную основу изображение воробья, текст рассказа).
СИНИЦА
-Это красивая птица. У неё на голове чёрная шапочка, щёки белые, на горле чёрная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина жёлто-зелёная, а брюшко – жёлтое. А вот такой у неё голосок. (звучит запись голоса синицы).
(Ответы детей).
-Правильно это синица. Что вы о ней знаете?
- Это оседлая птица. Синицы строят гнёзда в дуплах деревьев, в норах, под отставшей корой старых деревьев и среди коряг. Живут они стайками по 10 – 15 шт.Гнездо синички состоит из тонких сухих стебельков трав, веточек,, мха, лишайников. Синицы очень полезны в природе. За сутки они поедают столько насекомых, сколько весят сами. Летом обитает в лесах разных типов, вне населённых пунктов, в больших парках. Зимой - прилетает поближе к людям. Зимой синицы держатся стайками 6-16 особей. Синичку можно узнать по её писку «синь-синь-синь». Кроме семян, любят сырое несолёное сало или мясо. Около кормушек ведет себя достаточно осторожно. Зимой питается семенами и другой растительной пищей. Чаще всего именно синицы посещают зимой кормушки.
(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).
ДЯТЕЛ
-У этой птицы красивое пёстрое оперение. Верх тела – чёрный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. Если он рядом можно услышать вот такой звук. (Ответы детей).
- Дятел необыкновенно полезная и красивая птица. У него крепкий клюв и длинный язычок. Большую часть времени он проводит сидя на стволе дерева и стуча по нему клювом, чтобы извлечь насекомых. Дятел извлекает из под коры жуков – короедов, вот почему дятла зовут лесным доктором. Дупло в стволе служит гнездом. С наступлением весны у дятла в дупле появляется потомство: крошечные слепые птенцы. Обитает в различных лесопарковых зонах. Зимой кормится семенами сосны и ели, частый посетитель птичьих кормушек в парках. Он ест семена сосны и ели. Он срывает шишку и летит с ней к своей столовой. Забивает шишку в щель и стучит по ней сильным клювом, доставая семена.
(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).
СОРОКА
-Голова, крылья, хвост у этой птицы – чёрные, а по бокам белоснежные пёрышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.
Вот такой звук она издаёт.
- По-разному называют сороку: сорока - белобока, сорока - воровка, стрекотуха. Вот сколько прозвищ у одной птицы. Летая по лесу, сорока издает звук, похожий на стрекот – вот и зовут ее стрекотухой. Неспроста получила сорока прозвище “воровка”- любит она все блестящее. Несет в гнездо яркие бусинки, проволочку, пуговицы.С наступлением осени сороки собираются в стаи. Ягоды рябины, облепихи – излюбленное лакомство сорок. На юг сороки не улетают, а в зимние холода перебираются поближе к людям. Небольшие группы зимующих сорок кормятся обычно на свалках и мусорных контейнерах.
(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).
ВОРОНА
-У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – чёрные, а остальное тело – серое.
-Вороны бывают как полностью черного цвета, так и черными с серым. Обычно вороны летают стаями. В каждой вороньей стае одна из ворон всегда выполняет роль сторожа, предупреждая остальных об опасности.
Это одни из самых умных птиц. Они всеядны. В подкормке не нуждается, потому, что всегда найдет, где и чем поживиться. Их еще можно назвать городским пернатым санитаром.
(Наклеивают на подготовленную основу изображение, текст рассказа, название).
ГОЛУБЬ
-У этой птицы туловище светло- или тёмно-серое, с беловатым надхвостьем и двумя тёмными полосами на внешней стороне крыльев. Вот такой звук она издаёт.
-Это самые многочисленные городские птицы, произошли они от дикого сизого голубя. Эти птицы селятся большими стаями. Голуби очень хорошо запоминают места, где их подкармливают. Голуби обладают прекрасным зрением- различают цвета радуги. Питаются растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев.
-Молодцы, ребята, всех птиц вы узнали.
СОЙКА
-Эта птица крупная, рыжевато-коричневая, у неё ярко-голубые с чёрным ободком зеркальца на крыльях, белое надхвостье. А это её голос.
-Сойка - яркая подвижная птица. Зимой они охотно поедают семена и плоды разнообразных растений, а также личинки насекомых, зимующих на деревьях. Питаются также желудями и орехами спрятанными с осени. Из-за найденного корма всегда поднимают ссору с громким криком – «гээ-гээ-гээ». У встревоженной сойки на голове поднимается хохолок.
3. Физминутка.
-Ребята, вы очень много знаете о птицах. А давайте мы с вами ненадолго превратимся в птиц и поиграем.
-Представьте, что наши руки и пальчики превратились в крылья и мы стали птицами.
Музыкальная физминутка "Пальцы-крылья".
-А теперь давайте снова превратимся в учёных орнитологов. Мы с вами составили паспорт зимующих птиц. Но чего-то в нём не хватает. Чего? (Ответы детей)
-Правильно, ребята. Ещё необходимо указать, чем можно подкармливать этих птиц.
4. Беседа о видах корма.
-Ребята, а как вы думаете, можно ли подкармливать птиц пищей с нашего стола? (Ответы детей)
-Правильно, еда с нашего стола для птиц не годится. Для корма птицам пригодны семена различных растений: семечки подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, овёс, пшено, хлебные крошки, несолёное сало, ягоды рябины, облепихи.
-Давайте подберём различные виды корма, которые предпочитают наши зимующие птицы.
-Чем же любит питаться воробей? Давайте выберем картинки с подходящим кормом. (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) пшено, просо, овёс, крошки белого хлеба, пшеница, семечки подсолнечника, арбуза, пшеничные отруби
-Чем предпочитает питаться синица? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц)несолёное сало и мясо, семена подсолнечника, тыквы, арбуза и дыни, просо, овёс
-Что любит есть дятел? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц)жёлуди, шишки, орехи, несолёное сало, семена сосны и ели, сухофрукты, семена арбуза и дыни
-Чем питаются сороки и вороны? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) всеядны, любые остатки пищи, крошки, зерно, семена растений, и др
-Чем любит полакомиться сойка? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) крошки белого хлеба, жёлуди, шишки, орехи
-Что предпочитают голуби? (Дети выбирают подходящие картинки и наклеивают на паспорт зимующих птиц) крошки белого хлеба, семена подсолнечника, просо, овёс, пшеница, крупу
-А чем нельзя подкармливать птиц? (Ответы детей)
-Молодцы. Теперь наш паспорт зимующих птиц готов.
- А чем нельзя кормить птиц зимой?
Категорически запрещено кормить птиц жареными, солёными, кислыми продуктами. Нельзя давать свежий белый хлеб, а особенно чёрный хлеб, который начинает бродить в зобу, и в нём много соли, которая плохо влияет на почки и печень птиц. Так же нельзя кормить птиц цитрусовыми, кожурой бананов, молоком, арахисом и пряными продуктами, кусочками пирожков и беляшей, чипсами, картофелем.
III. Рефлексия.
-Кем мы с вами сегодня были? Кому мы помогали?
-Что мы сделали для младших детей? Для чего им пригодится паспорт зимующих птиц? (Ответы детей)
Чтение стихотворения А.Яшина. «Покормите птиц зимой» -Давайте передадим им "Паспорт зимующих птиц, который мы составили"
Видеописьмо:
-Ребята, спасибо. Вы нам очень помогли. Мы все услышали много интересного о птицах. Теперь мы тоже сможем помогать птицам, наблюдать за ними и подкармливать их правильно.
5. Расскажите о зимующих птицах.
Послушайте и отгадайте, чьи звуки мы слышим? Звучит запись пения птиц.
«Кто как голос подаёт»:
- Ворона что делает? (Ворона каркает).
- Синица что делает? (Синица тенькает)
- Сорока что делает? (Сорока трещит)
- Воробей что делает? (Воробей чирикает)
- Дятел что делает? (Дятел стучит)
Ворона каркает, чье карканье? – воронье карканье
Снегирь свистит – снегириный свист
Воробей чирикает – воробьиное чириканье
Сова ухает - совиное уханье
Голубь воркует – голубиное воркованье
Посмотрите на внешний вид птиц.
Игровое упражнение «Составь слово»:
- У сороки белые бока, значит она какая? (Белобокая сорока)
- У снегиря красная грудка, значит он какой? (Снегирь красногрудый)
- У сороки длинный хвост, значит она какая? (Длиннохвостая сорока)
- У вороны длинный клюв, значит она какая? (длинноклювая ворона)
- Дятел любит трудиться, значит он какой? (трудолюбивый дятел)
- У снегиря черные крылья, значит он какой? (чернокрылый снегирь)
У синицы хвост короткий, а у вороны…
Воробей маленький , а сорока..
Голубь тяжелый, а воробей легкий.
Для чего птице нужен клюв?
Для чего птице нужны крылья?
Для чего птице нужны когти (перья, хвост)?
Молодцы, вы рассказали о зимующих птицах, и еще одна снежинка становится вашей.
6. Развитие мелкой и общей моторики.
Следующее задание Зимушки-зимы – расскажите о птицах движениями.
Вокруг себя повернитесь и в синичек превратитесь. Покажите, как синичка летает, ищет себе корм.
Физминутка «Синица»
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.) Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.) Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.) (А. Барто)
Вокруг себя повернитесь и в детей превратитесь.
Зимой мало корма для птиц, как мы можем помочь им перезимовать? Дети дают ответы.
Предлагаю сегодня повесить на дерево кормушку для птиц. (Педагог показывает детям кормушку).
Расскажите руками, как можно помочь зимой птицам.
Птичья кормушка
Вот повесим мы кормушку,
И насыпем мы зерно.
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей!
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
«Кто как голос подаёт?»
Вот под ёлочкой зелёной
Скачут весело вороны: Кар-кар-кар!
Вот в лесу раздался стук,
Дятел там стучит: Тук-тук!
Вот синицы прилетели
На кормушке засвистели: С-с-с!
Сорока говорливая, самая болтливая
Кричит, трещит, стрекоча:
Тр-тр-тр! Ча-ча-ча!
Воробей прыг-прыг
Кричит: Чик-чирик!
Белый бок и серый бок
Как воркует голубок?
Гыл-гыл-гыл!
Воспитатель : Отдохнули? Давайте продолжим.
Слайды 11-13. Дидактическая игра на внимание «Кто улетел?»
Слайды 14-16. Дидактическая игра «Кто спрятался?»
Слайды 17-19. Дидактическая игра «Четвертый лишний?»
Воспитатель :
Воспитатель : Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм.
Физкультминутка.
Ух, ты, зимушка – зима, закружила, замела (поднимают руки вверх и кружат ими над головой)
Все дорожки, все пути – ни проехать, ни пройти. (опускают руки вниз перед собой и покачивают ими)
Мы на лыжи дружно встали, друг за другом побежали.
Жых, жых, жых, жых…. (дети имитируют бег на лыжах).
Речевое упражнение «Назови ласково»
Это упражнение направлено на развитие языкового чутья, которое позволяет ребенку экспериментировать со словом и придумывать его новые варианты.
-
Птица – птичка -
Перо- … (перышко) -
Крыло — … (крылышко) -
Хвост — …(хвостик) -
Клюв — …(клювик) -
Синица — …(синичка) -
Птенец — …(птенчик) -
Воробей — …(воробышек) -
Ворона — … (воронушка) -
Голубь — … (голубок) -
Ответы детей: сороки, воробьи, дятлы, синицы, голуби, вороны. -
Воспитатель: А каких перелетных птиц вы знаете? -
Ответы детей: ласточки, журавли, гуси, жаворонки, зяблики, трясогузки, скворцы, грачи. -
Воспитатель: Молодцы, ребята. А как вы думаете, есть такие птицы, которые прилетают к нам зимовать? -
Ответы детей: клесты, снегири, чижи, щеглы, свиристели. -
Воспитатель: А как эти птицы называются? -
Ответы детей: кочующими. -
2. Знакомство с зимующими птицами. -
- Рассмотрите картинку «Птицы зимнего леса». Это бойкая птичья стайка путешествует в лесу. Птички в этой стайке разные. Вот синицы. Вот поползень. А это что за длинноносая птица? (Пищуха) Что вы знаете об этих птицах? Пищуху назвали так, потому что она все время тихонько попискивает. Синицы скачут по веткам, заглядывают во все щелки. Пищуха бегает по стволам снизу вверх. А поползень по стволам не только снизу вверх, но и сверху вниз ползает – ни одна другая птица так не умеет. Все эти птицы собрались вместе еще осенью. Стайкой им легче прокормиться. Найдет одна птичка корм, на ее голос спешат другие. -
О каких птицах мы с вами сейчас говорили? (О птицах, которые проводят с нами зиму) -
Как их называют? (Зимующие птицы) -
Для чего нужны птицы? (Они являются санитарами леса) -
Игра «Узнай птицу по описанию» -
Маленькая подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, яйцевидным туловищем короткими и округлыми крыльями. Клюв к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись друг к другу, нахохлившись (Воробей). -
Эта красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина желто – зеленая, а брюшко – желтое (Синицы). -
У этой птицы красивое пестрое оперение. Верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел) -
У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные; спина голубовато – серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета (Снегирь). -
Эта небольшая птичка красного цвета с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом (Клест). -
Голова, крылья, хвост у этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый (Сорока). -
У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое (Ворона). -
Дид. игра: Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном и во множественном числе «Назови детеныша» -
Грач — грачонок — грачата, -
аист — аистенок — аистята,стриж — стриженок — стрижата, -
журавль — журавленок — журавлята,кукушка — кукушонок — кукушата, -
ласточка – ластак - ласточаталебедь — лебеденок — лебедята,скворец — скворчонок — скворчата, -
утка — утенок — утята,гусь — гусенок — гусята. -
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами «Назови ласково» -
Птенец — птенчик,перо — перышко,голова — головка, головушка,соловей — соловушка,шея — шейка,жаворонок — жаворонушек,крыло — крылышко,скворец — скворушка,гусь — гусек, гусенок,утка — уточка,лебедь — лебедушка,гнездо — гнездышко,журавль — журавушка, журка,трясогузка — трясогузонька,аист — аистенок,цапля — цапелька.Подбор соответствующего понятия «Кто как кричит?» -
Ласточка — щебечет,грач — кричит «гра»,соловей — заливается, свистит, щелкает, поет.кукушка — кукует,журавль — курлычет,жаворонок — звенит. -
Воробей — чирикаетВорона — каркаетКурица — квохчетУтка — крякаетСорока — трещит -
Воспитатель: Ребята, чем же мы сегодня с вами занимались? -
Дети: Мы говорили о зимующих и перелетных птицах. -
Воспитатель: Правильно, ребята. Сегодня мы вспомнили, на какие -
группы делятся птицы, поговорили о том, как трудно приходится птицам зимой, о том, как люди могут и должны им помогать.