Файл: 1. Характеристика политического развития России в начале xx века. Причины политических реформ 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 340

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Внутреннюю политику правительства в этот период обусловливали объективные послереволюционные условия. С одной стороны, она была нацелена на подавление антиправительственного движения. С другой стороны, нельзя было не считаться с уроками революции, которые свидетельствовали о необходимости проведения реформ для расширения социальной опоры верховной власти. В связи с этим во внутренней политике правительства прослеживалось две линии: наступление реакции во всех областях общественной жизни и лавирование между разными социальными силами. Первая линия реализовывалась административными и идеологическими мероприятиями. Полицейско-чиновничьему аппарату помогали печать и церковь. Вторая линия осуществлялась путем принятия и реализации новых законов1.

В результате III Дума оказалась более консервативной, чем первая и вторая. Из 442 мест правые получили 146, октябристы и их союзники – 155, кадеты и близкие им группы – 108, трудовики – 13, социал-демократы – 20. Фракция октябристов неуклонно поддерживала правительственную политику. Октябристы Н. А. Хомяков, А. И. Гучков, М. В. Родзянко последовательно были председателями Думы. Основным вопросом, который не сходил с повестки дня Думы, был аграрный. Постоянно обсуждались также рабочий и национальный вопросы. III Дума оказалась единственной, которая просуществовала отведенный ей срок – 5 лет.

Осенью 1909 г. в Государственной думе была создана фракция «русских националистов». Её члены ставили перед собой цель дать отпор тому, что они называли «инородческим засильем», и не допустить повторения революционных событий, противопоставить националистическое мировоззрение социалистическому. Постепенно фракция националистов превратилась в главную опору Столыпина в Государственной думе.

Озабоченность правительства вызывало положение в Финляндии, власти которой, по его мнению, проводили курс, ведущий почти к её полному обособлению.

Весной 1910 г. в Думу был внесён законопроект «О порядке издания законов, касающихся Финляндии». В нём определялось, что общеимперские законы, затрагивающие Финляндию, должны были приниматься только Государственной думой и Государственным советом, мнение же финляндского сената и сейма могло не учитываться. Перечень вопросов, отнесённых к общеимперскому законодательству, включал основы государственного строя Финляндии, охрану порядка и суд, школьное дело, законодательство о партиях и печати и т. д. Законопроект фактически ликвидировал финляндскую автономию.


Усилилась антипольская направленность политики правительства. Новый избирательный закон резко, почти в 3 раза, сократил польское представительство в Думе. В 1907-1908 гг. были закрыты все национальные культурно-просветительские общества и учреждения. Антипольскую направленность имел и закон о земстве в западных губерниях. Столыпин предложил ввести земства только в тех губерниях края, где проживало значительное число русского (украинского) населения. Вопреки общероссийскому, закон разделил избирателей западных губерний на национальные курии – польскую и русскую. Так было ограничено представительство поляков-помещиков в земском самоуправлении.

Правительство продолжило политику притеснения еврейского населения. Были введены более жёсткие ограничения приёма евреев в учебные заведения. С августа 1908 г. число студентов-евреев в столичных высших учебных заведениях не должно было превышать 3 %, в других городах вне черты оседлости – 5 % и 10 % – в черте.

Столыпин был властным и независимым государственным деятелем, что вызывало раздражение как левых, так и правых. Левые понимали, что создание слоя мелких собственников расширит социальную базу самодержавия и затруднит их революционную пропаганду и агитацию. Оскорбительные материалы о Столыпине и его реформах публиковали кадеты. Враждебно относились к главе правительства и многие консерваторы. Крайне правые даже призывали отказаться от Манифеста 17 октября 1905 г., от всех политических свобод и выборного представительства. Именно от правых, имевших сильное влияние при дворе, исходила главная угроза курсу кабинета Столыпина. Ближайшее окружение царя было недовольно Столыпиным. Весной 1911 г. Столыпин подал прошение об отставке, но царь отклонил его просьбу. 1 сентября того же года Столыпин был тяжело ранен Д. Г. Багровым в Киеве и 5 сентября скончался.

С 1910 г. в России наметилось нарастание нового социально-политического кризиса. «Правые» в Думе и черносотенцы были недовольны «излишним реформаторством» правительства. Помещики, не умевшие вести рентабельное хозяйство, требовали от правительства новых льгот и ссуд. Буржуазия настаивала на пересмотре налоговой системы, так как видела в казенных заводах, не плативших налогов, своих конкурентов. Интеллигенция была шокирована «разгромом» Московского университета, когда из него вынуждены были уйти лучшие профессора. Крестьяне требовали передела земли, ликвидации помещичьего землевладения. Рабочие, воспользовавшись новым промышленным подъемом, вновь усилили стачечную борьбу (Ленские события 1912 г.)

1.

Росло национально-освободительное движение на окраинах. Все это свидетельствовало о постепенном разложении третьеиюньской системы. В конце 1912 г. прошли выборы в IV Государственную думу. Ее партийный состав почти не изменился и в ней сохранилось два большинства (правооктябристское и октябристско-кадетское). Однако общественное движение значительно оживилось. Оформилась новая либеральная Прогрессивная партия.

Ее возглавили представители крупной буржуазии — А. И. Коновалов, П. П. Рябушинский, С. Н. Третьяков и др. В своей программе они выступали за конституционно-монархичсский строй, расширение прав Думы и ответственность министров перед ней. Прогрессисты занимали промежуточное положение между октябристами и кадетами, пытались добиться консолидации либералов.

В апреле 1912 г. Россия была потрясена трагическими событиями, разыгравшимися в Восточной Сибири, на Ленских золотых приисках. В ответ на начавшиеся там волнения рабочих были вызваны войска. В столкновениях с армией было убито 270 человек и ранено 250.

На заседании Думы при обсуждении этой трагедии министр внутренних дел А. А. Макаров заявил: «Когда, потерявши рассудок, под влиянием злостной агитации, толпа набрасывается на войска, тогда войску не остаётся ничего делать, как стрелять. Так было и так будет впредь». Эти слова немедленно разнеслись по всей стране. Ответом стали массовые стачки протеста, в которых приняли участие до 300 тыс. человек. Вслед за ними прокатилась волна первомайских демонстраций, собравших под красные знамена более 400 тыс. рабочих. Были зафиксированы отдельные выступления в армии (восстание сапёров в Ташкенте) и на флоте. До лета 1914 г. революционное движение продолжало нарастать.

Таким образом, реформаторский путь, предложенный Столыпиным, не был реализован в полной мере. Раскол власти и общества преодолеть не удалось.

Заключение



Таким образом, подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.

В начале XX века Россия оставалась самодержавной монархией. В России был более жесткий политический режим, чем в других развитых странах того времени. Вся исполнительная, законодательная и судебная власть в стране была сосредоточена в руках царя; все государственные структуры выполняли свою волю. Император никому не подчинялся и контролировал всю власть в стране. В стране отсутствовали представительные учреждения и основные демократические свободы.


Главную роль в относительной стабилизации положения в стране после первой русской революции в 1906 г. сыграли надежды населения на российский парламент - Государственную думу. Созыв Думы, введение, хоть и с определёнными ограничениями, политических свобод заметно изменили обстановку в стране. Этот шаг императорской власти положил конец первой русской революции. Желая избежать нового революционного взрыва, правительство вынуждено было искать путь к решению наболевших вопросов - прежде всего аграрного.

Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами. Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи. Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть. Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков. У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы.

После революции в России возникла новая система политической организации государства, получившая название «третьеиюньская монархия». Внутреннюю политику правительства в этот период обусловливали объективные послереволюционные условия. С одной стороны, она была нацелена на подавление антиправительственного движения. С другой стороны, нельзя было не считаться с уроками революции, которые свидетельствовали о необходимости проведения реформ для расширения социальной опоры верховной власти.

Возможность лавирования и заигрывания правительства с разными политическими силами обеспечивал избирательный закон от 3 июня 1907 г. Он изменил порядок думских выборов.

Фактически решение основных вопросов в Думе зависело от октябристов. Если они блокировались с правыми – принимались консервативные законопроекты, с кадетами – реформистские. Правительство, умело лавируя между этими двумя большинствами, получало одобрение нужных ему законов. III Дума вполне устраивала самодержавие.

Термины



«зубатовщина» – название созданной в России в начале XX века системы легальных рабочих организаций. Названа по фамилии чиновника Департамента полиции Российской империи Сергея Васильевича Зубатова, основной идеей которого являлось создание подконтрольных правительству организаций для отвлечения рабочих от политической борьбы.


думская монархия – период в истории России между 1907 и 1917 г. В это время в стране функционировал устойчивый парламент, который в отличие от первых двух Государственных Дум не распускался царем Николаем II. Дума стала ареной борьбы между различными политическим партиями.

«военный коммунизм» – политика, проводимая Большевиками с 1918 по 1920 годы. Фактически она закончилась в первой трети 1921 года, вернее в этот момент она была окончательно свернута, и был объявлен переход к НЭПу. Данная политика характеризуется борьбой с частным капиталом, а также установлением тотального контроля буквально над всеми сферами жизни людей, в том числе и над сферой потребления.

«холодная война» – глобальное геополитическое, военное, экономическое и идеологическое противостояние в период с 1946 года до конца 1980-х между двумя блоками государств, центром одного из которых был СССР, а другого - США.

диктатура пролетариата – особая форма классового союза рабочего класса с многомиллионными слоями трудящихся, прежде всего с трудовым крестьянством при руководящей роли рабочего класса в этом союзе.

мировая революция – идея Карла Маркса и Фридриха Энгельса о том, что коммунистическая революция - единый интернациональный процесс завоевания пролетариатом государственной власти и радикального преобразования общественных отношений.

тоталитаризм – политический режим, подразумевающий абсолютный контроль государства над всеми аспектами общественной и частной жизни. Тоталитаризм в политологии - форма отношения общества и власти, при которой политическая власть стремится к полному контролю людей и общества, ставя задачу полностью контролировать все аспекты человеческой жизни.

культ личности – возвеличивание некой личности путём всяческого подчеркивания, преувеличения, а то и фабрикации заслуг, выдающихся способностей, особого статуса или святости этой персоны. На практике выражается особым обращением с особой, если она ещё жива, и созданием различных памятников от монументальных до литературных.

застой – период в истории СССР, охватывавший два с небольшим десятилетия так называемого «развитого социализма» - с момента прихода к власти Л. И. Брежнева до январского Пленума 1987 года, после которого в СССР были развёрнуты полномасштабные реформы во всех сферах жизни общества.

ускорение – политический курс Генерального секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва, провозглашённый 23 апреля 1985 года, на апрельском пленуме ЦК КПСС, одно из ключевых направлений реформаторского курса («гласность — перестройка — ускорение»), проводившегося в Советском Союзе, в 1985—1991 годах.