Файл: Практики Знакомство с ооп до учреждения анализ планов работы педагога с семьей доу на предмет соответствия требованиям.pdf
Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 22867
Скачиваний: 35
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этот буклет может быть использован родителями в организации совместного чтения с ребенком и воспитателем при проведении занятий по литературным произведениям.
19. Реализация образовательного проекта совместно с семьей. Самоанализ
проведения мероприятия
Самоанализ проведения
Тема проекта: Создание семейного альбома
Цель: развивать творческий потенциал дошкольника, познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо»,
«поколение»; упражнять в составлении связных рассказов о своей семье на основании анализа родословной семьи и использования метода беседы с родителями, интернет-источники.
Подготовку портфолио в рамках тема “Семья” было решено разделить на 4
этапа, в соответствии с методическими требованиями к написанию портфолио к учебной или творческой проектной работе.
1.
Знакомство с
методическими требованиями к подготовке портфолио
2.
Определение структуры
3.
Написание
4.
Оценка эффективности представленной информации для аудитории.
Первый этап проходил при анализе методических публикаций по данной теме и предполагал знакомство с научными разработками и статьями по вопросу организации проектной работы в ДОУ.
Второй этап был реализован через поиск наиболее оптимальной структуры,
позволяющей при первом знакомстве с проектом сразу оценить актуальность,
практическую воспитательную и развивающую ценность, возможности для укрепления отношений родителей с ДОУ.
В качестве примера эффективной структуры были рассмотрены педагогические проекты, размещенные на сайте гранты.рф.
Воспитанники получили опыт творческого взаимодействия со своей семьей и научились строить с ней диалоговое общение. Использованные дидактические игры
49
помогли дошкольникам в игровой деятельности узнать механизмы проживания в семье, налаживания семейных отношений.
Родители в ходе активного участия в проектной деятельности получили представление о важности семейного воспитания и обучения.
20. Планирование и проведение бесед с сотрудниками ДОУ по проблеме оказания
педагогической помощи детям и семье на основе результатов диагностической
работы
Родители в ходе активного участия в проектной деятельности получили представление о важности семейного воспитания и обучения.
20. Планирование и проведение бесед с сотрудниками ДОУ по проблеме оказания
педагогической помощи детям и семье на основе результатов диагностической
работы
1 2 3 4
Тематика проведения бесед с сотрудниками ДОУ по проблеме оказания
педагогической помощи детям и семье на основе
результатов диагностической работы
№
Выявленная проблема
Тема беседы
Педагог,
специалист ДОУ
тревожность детей
“Тревожный ребенок. Как научить не бояться ошибок”
воспитатель,педагог- психолог повышенный уровень агрессии
“Методы коррекции поведения при работе с агрессивными детьми”
воспитатель,
педагог-психолог высокий уровень напряженности
“Упражнения для снятия напряженности”. Психодрама как метод снятия напряженности детей раннего возраста”
воспитатель,
педагог-психолог,
педагог по физической культуре проблемы в общении со сверстниками
“Какие игры и занятия использовать для работы с детьми,
склонными к аутичному поведению”
воспитатель,педагог- психолог
21. Подготовка к педсовету по теме «Взаимодействие педагогов, родителей и
общественности: проблемы и перспективы»
50
педагогической помощи детям и семье на основе
результатов диагностической работы
№
Выявленная проблема
Тема беседы
Педагог,
специалист ДОУ
тревожность детей
“Тревожный ребенок. Как научить не бояться ошибок”
воспитатель,педагог- психолог повышенный уровень агрессии
“Методы коррекции поведения при работе с агрессивными детьми”
воспитатель,
педагог-психолог высокий уровень напряженности
“Упражнения для снятия напряженности”. Психодрама как метод снятия напряженности детей раннего возраста”
воспитатель,
педагог-психолог,
педагог по физической культуре проблемы в общении со сверстниками
“Какие игры и занятия использовать для работы с детьми,
склонными к аутичному поведению”
воспитатель,педагог- психолог
21. Подготовка к педсовету по теме «Взаимодействие педагогов, родителей и
общественности: проблемы и перспективы»
50
Цель педагогического совета: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.
Задачи:
1. Определить основные формы взаимодействия семьи и школы по развитию личности ребенка.
2. Сформировать у педагогического коллектива представление о различных подходах к семье в зависимости от ее структуры. 3. Разработать правила педагогической этики работы с родителями, памятку педагогам при работе с семьей, памятку родителям.
Ход педсовета
І. Вступительное слово замдиректора по воспитательной работе
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы действия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками,
заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Необходимо выстраивать отношения с родителями с
учётом их запросов,
степени активности и
уровня психолого-педагогической компетентности, стремиться развивать и обучать родителей,
так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Взаимоотношения семьи и школы важны, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Доказано, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых –
51
отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Вопрос взаимодействия семьи и школы актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия,
чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Работа школы показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.
ІІ. Основная часть
1. Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей Формы и методы работы с родителями в ДОУ постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось лекциям, сообщениям, утратили свое значение из за их малой эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме – один говорит,
остальные слушают.Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.
Интерактивность означает способность взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога.
От совместной работы родителей и
педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей,
лучше их понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги,
взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят
52
Вопрос взаимодействия семьи и школы актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия,
чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Работа школы показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.
ІІ. Основная часть
1. Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей Формы и методы работы с родителями в ДОУ постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось лекциям, сообщениям, утратили свое значение из за их малой эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме – один говорит,
остальные слушают.Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.
Интерактивность означает способность взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога.
От совместной работы родителей и
педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей,
лучше их понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги,
взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят
52
родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно:
призывы педагога «высказать свое мнение»,
«предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными.
Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания.
Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.
Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают отметки, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогом-психологом,
педагогами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия,
вызывает уважение и интерес.
Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем,
поскольку их диагностическая направленность для родителя не очевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.
2. Педагогическое просвещение родителей
Педагогическое просвещение родителей осуществляется в нашем учреждении образования посредством работы «Университета педагогических знаний». В ДОУ
используются такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции,
семинары, тренинги, круглый стол. К
психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаются специалисты различных направлений:
врачи,
педагоги-психологи СПЦ, работники РОВД, РОЧС, специалисты центра занятости населения.
Педагогом социальным и
педагогом-психологом проводятся индивидуальные консультации для родителей и
педагогов по вопросам адаптации;низкой мотивации к учебе; взаимоотношений с учащимися; гражданскому и профессиональному самоопределению;
особенностей характера детей;
взаимоотношений с педагогом.
3. Обеспечение прав родительской общественности на участие в соуправлении
учреждением.
Успешное развитие ДОУ невозможно без практики открытого взаимодействия с родителями. Соуправление в ДОУ реализуется через работу совета учреждения,
попечительского совета, родительского комитета, родительских комитетов классов,
53
призывы педагога «высказать свое мнение»,
«предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными.
Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания.
Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.
Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают отметки, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогом-психологом,
педагогами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия,
вызывает уважение и интерес.
Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем,
поскольку их диагностическая направленность для родителя не очевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.
2. Педагогическое просвещение родителей
Педагогическое просвещение родителей осуществляется в нашем учреждении образования посредством работы «Университета педагогических знаний». В ДОУ
используются такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции,
семинары, тренинги, круглый стол. К
психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаются специалисты различных направлений:
врачи,
педагоги-психологи СПЦ, работники РОВД, РОЧС, специалисты центра занятости населения.
Педагогом социальным и
педагогом-психологом проводятся индивидуальные консультации для родителей и
педагогов по вопросам адаптации;низкой мотивации к учебе; взаимоотношений с учащимися; гражданскому и профессиональному самоопределению;
особенностей характера детей;
взаимоотношений с педагогом.
3. Обеспечение прав родительской общественности на участие в соуправлении
учреждением.
Успешное развитие ДОУ невозможно без практики открытого взаимодействия с родителями. Соуправление в ДОУ реализуется через работу совета учреждения,
попечительского совета, родительского комитета, родительских комитетов классов,
53
деятельность которых, как социальных партнеров, направлена на равное участие в образовательном процессе.
Основные задачи в работе родительского комитета – координация взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов;
организация досуга; профилактика правонарушений, профилактика асоциального поведения.
Педагогами разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями, что создает более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания учащихся в союзе родителей и педагогов.
Родители должны чувствовать, что они нужны ДОУ постоянно и системно. Это должен быть не просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
ІІІ. Практическая часть
Выступления педагогов,
демонстрация видеоматериалов с
мероприятий по взаимодействию семьи и ДОУ , обмен опытом по взаимодействию с семьей.
ІV. Работа в группах
Задание 1 группе. Выработать правила педагогической этики во взаимодействии с родителями воспитанников.
Задание 2 группе. Определить эффективные совместные коллективно творческие дела родителей и воспитанников..
Задание 3 группе. Определить пути выхода из кризисной ситуации в системе
“дошкольник – педагог – родитель”: а) анализ ситуаций, связанных со структурой семьи, б) анализ ситуаций, связанных с познавательной деятельностью.
V. Выступления групп
VI. Подведение итогов
22. Проведение педсовета по теме «Взаимодействие педагогов, родителей и
общественности: проблемы и перспективы»
Самоанализ проведения
Содержание выступления позволило работать над совершенствованием профессионального уровня педагогов через использование актуальной информации и обращении к опыту их самостоятельной педагогической деятельности.
54
Основные задачи в работе родительского комитета – координация взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов;
организация досуга; профилактика правонарушений, профилактика асоциального поведения.
Педагогами разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями, что создает более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания учащихся в союзе родителей и педагогов.
Родители должны чувствовать, что они нужны ДОУ постоянно и системно. Это должен быть не просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
ІІІ. Практическая часть
Выступления педагогов,
демонстрация видеоматериалов с
мероприятий по взаимодействию семьи и ДОУ , обмен опытом по взаимодействию с семьей.
ІV. Работа в группах
Задание 1 группе. Выработать правила педагогической этики во взаимодействии с родителями воспитанников.
Задание 2 группе. Определить эффективные совместные коллективно творческие дела родителей и воспитанников..
Задание 3 группе. Определить пути выхода из кризисной ситуации в системе
“дошкольник – педагог – родитель”: а) анализ ситуаций, связанных со структурой семьи, б) анализ ситуаций, связанных с познавательной деятельностью.
V. Выступления групп
VI. Подведение итогов
22. Проведение педсовета по теме «Взаимодействие педагогов, родителей и
общественности: проблемы и перспективы»
Самоанализ проведения
Содержание выступления позволило работать над совершенствованием профессионального уровня педагогов через использование актуальной информации и обращении к опыту их самостоятельной педагогической деятельности.
54
На совете была организована работа по прослушиванию докладов, обмену педагогических опытом, решению кейс-ситуаций.
Мне удалось создать атмосферу сотрудничества и взаимодействия между педагогами.
Достижению высоких результатов способствовала организация эмоционального обсуждения, в ходе которого педагоги поделились своим опытом взаимодействия с
«трудными семьями». Были предложены методы работы с неполными семьями, что позволило работать над повышением педагогической культуры и эмпатийности педагогов.
По результатам выступления,были обозначены стратегии решения основных проблем,
связанных с организацией взаимодействия семьи и ДОУ.
Время на выступление было соблюдено. Наблюдалось чередование разнообразных методов деятельности: словесные, практические.
23. Разработка памятки для сотрудников ДОО «Этика профессионального
общения»
Памятка общения с коллегой
1. Умейте справляться с собой, оставайтесь спокойным и выслушивайте собеседника до конца.
2. Дайте выговориться собеседнику.
З. Постарайтесь понять настроение родителя (из разговора) встречными и наводящими вопросами.
4. 3найте имя, отчество родителя.
5. Имейте уважительное отношение к мнению собеседника, помните:
всякое замечание воспринимается легче, если оно следует за похвалой.
6. При возникновении спора помните — одержать верх можно, если вы уклонитесь от него.
При общении с родителем эффективнее, если ВЫ
• начнете общение с приветствия;
• проявите внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
• выслушаете объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
• выскажитесь в корректной и убедительной форме.
55