Файл: Практики Знакомство с ооп до учреждения анализ планов работы педагога с семьей доу на предмет соответствия требованиям.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.10.2023

Просмотров: 22867

Скачиваний: 35

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Этот буклет может быть использован родителями в организации совместного чтения с ребенком и воспитателем при проведении занятий по литературным произведениям.
19. Реализация образовательного проекта совместно с семьей. Самоанализ
проведения мероприятия
Самоанализ проведения
Тема проекта: Создание семейного альбома
Цель: развивать творческий потенциал дошкольника, познакомить детей с понятиями «родословная» и «генеалогическое древо»,
«поколение»; упражнять в составлении связных рассказов о своей семье на основании анализа родословной семьи и использования метода беседы с родителями, интернет-источники.
Подготовку портфолио в рамках тема “Семья” было решено разделить на 4
этапа, в соответствии с методическими требованиями к написанию портфолио к учебной или творческой проектной работе.
1.
Знакомство с
методическими требованиями к подготовке портфолио
2.
Определение структуры
3.
Написание
4.
Оценка эффективности представленной информации для аудитории.
Первый этап проходил при анализе методических публикаций по данной теме и предполагал знакомство с научными разработками и статьями по вопросу организации проектной работы в ДОУ.
Второй этап был реализован через поиск наиболее оптимальной структуры,
позволяющей при первом знакомстве с проектом сразу оценить актуальность,
практическую воспитательную и развивающую ценность, возможности для укрепления отношений родителей с ДОУ.
В качестве примера эффективной структуры были рассмотрены педагогические проекты, размещенные на сайте гранты.рф.
Воспитанники получили опыт творческого взаимодействия со своей семьей и научились строить с ней диалоговое общение. Использованные дидактические игры
49
помогли дошкольникам в игровой деятельности узнать механизмы проживания в семье, налаживания семейных отношений.
Родители в ходе активного участия в проектной деятельности получили представление о важности семейного воспитания и обучения.
20. Планирование и проведение бесед с сотрудниками ДОУ по проблеме оказания
педагогической помощи детям и семье на основе результатов диагностической
работы
1   2   3   4

Тематика проведения бесед с сотрудниками ДОУ по проблеме оказания
педагогической помощи детям и семье на основе
результатов диагностической работы

Выявленная проблема
Тема беседы
Педагог,
специалист ДОУ
тревожность детей
“Тревожный ребенок. Как научить не бояться ошибок”
воспитатель,педагог- психолог повышенный уровень агрессии
“Методы коррекции поведения при работе с агрессивными детьми”
воспитатель,
педагог-психолог высокий уровень напряженности
“Упражнения для снятия напряженности”. Психодрама как метод снятия напряженности детей раннего возраста”
воспитатель,
педагог-психолог,
педагог по физической культуре проблемы в общении со сверстниками
“Какие игры и занятия использовать для работы с детьми,
склонными к аутичному поведению”
воспитатель,педагог- психолог
21. Подготовка к педсовету по теме «Взаимодействие педагогов, родителей и
общественности: проблемы и перспективы»
50

Цель педагогического совета: поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка.
Задачи:
1. Определить основные формы взаимодействия семьи и школы по развитию личности ребенка.
2. Сформировать у педагогического коллектива представление о различных подходах к семье в зависимости от ее структуры. 3. Разработать правила педагогической этики работы с родителями, памятку педагогам при работе с семьей, памятку родителям.
Ход педсовета
І. Вступительное слово замдиректора по воспитательной работе
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы действия педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками,
заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания. Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и взаимопомощи. Необходимо выстраивать отношения с родителями с
учётом их запросов,
степени активности и
уровня психолого-педагогической компетентности, стремиться развивать и обучать родителей,
так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Взаимоотношения семьи и школы важны, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Доказано, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых –
51

отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Вопрос взаимодействия семьи и школы актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит прежде всего экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия,
чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители? Работа школы показывает, что в своей практический деятельности каждый педагог пытается сделать родителей помощниками педагогического и ученического коллективов, но не всегда умеют привлечь семью в свои союзники.
ІІ. Основная часть
1. Интерактивные формы работы по взаимодействию с семьей Формы и методы работы с родителями в ДОУ постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось лекциям, сообщениям, утратили свое значение из за их малой эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Традиционно взаимодействие родителей и педагогов на родительском собрании проходит в основном в вербальной форме – один говорит,
остальные слушают.Расширить диапазон методов взаимодействия в рамках собрания позволяет использование интерактивных методов.
Интерактивность означает способность взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога.
От совместной работы родителей и
педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей,
лучше их понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги,
взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Использование интерактивных методов позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят
52

родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно:
призывы педагога «высказать свое мнение»,
«предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными.
Многим родителям трудно проявить себя в ситуации традиционного родительского собрания.
Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.
Интерактивные методы ломают традиционные стереотипы родительского собрания: оно становится не просто местом, где сообщают отметки, а особым пространством, наделенным специфическим смыслом и содержанием. Их применение повышает готовность родителей к взаимодействию с педагогом-психологом,
педагогами. Специалист, организующий оригинальные, непривычные мероприятия,
вызывает уважение и интерес.
Интерактивные методы выполняют и диагностическую функцию, с их помощью проясняются родительские ожидания, представления, тревоги и страхи, причем,
поскольку их диагностическая направленность для родителя не очевидна, то можно получить информацию, на которую значительно меньшее воздействие оказывает фактор социальной желательности.
2. Педагогическое просвещение родителей
Педагогическое просвещение родителей осуществляется в нашем учреждении образования посредством работы «Университета педагогических знаний». В ДОУ
используются такие формы взаимодействия, как родительские собрания, конференции,
семинары, тренинги, круглый стол. К
психолого-педагогическому просвещению родителей привлекаются специалисты различных направлений:
врачи,
педагоги-психологи СПЦ, работники РОВД, РОЧС, специалисты центра занятости населения.
Педагогом социальным и
педагогом-психологом проводятся индивидуальные консультации для родителей и
педагогов по вопросам адаптации;низкой мотивации к учебе; взаимоотношений с учащимися; гражданскому и профессиональному самоопределению;
особенностей характера детей;
взаимоотношений с педагогом.
3. Обеспечение прав родительской общественности на участие в соуправлении
учреждением.
Успешное развитие ДОУ невозможно без практики открытого взаимодействия с родителями. Соуправление в ДОУ реализуется через работу совета учреждения,
попечительского совета, родительского комитета, родительских комитетов классов,
53

деятельность которых, как социальных партнеров, направлена на равное участие в образовательном процессе.
Основные задачи в работе родительского комитета – координация взаимодействия воспитанников, родителей и педагогов;
организация досуга; профилактика правонарушений, профилактика асоциального поведения.
Педагогами разработана система мероприятий, способствующих установлению партнерских взаимоотношений с семьями, что создает более благоприятные условия для творческого развития детей, защиты их прав, решения актуальных проблем воспитания учащихся в союзе родителей и педагогов.
Родители должны чувствовать, что они нужны ДОУ постоянно и системно. Это должен быть не просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
ІІІ. Практическая часть
Выступления педагогов,
демонстрация видеоматериалов с
мероприятий по взаимодействию семьи и ДОУ , обмен опытом по взаимодействию с семьей.
ІV. Работа в группах
Задание 1 группе. Выработать правила педагогической этики во взаимодействии с родителями воспитанников.
Задание 2 группе. Определить эффективные совместные коллективно творческие дела родителей и воспитанников..
Задание 3 группе. Определить пути выхода из кризисной ситуации в системе
“дошкольник – педагог – родитель”: а) анализ ситуаций, связанных со структурой семьи, б) анализ ситуаций, связанных с познавательной деятельностью.
V. Выступления групп
VI. Подведение итогов
22. Проведение педсовета по теме «Взаимодействие педагогов, родителей и
общественности: проблемы и перспективы»
Самоанализ проведения
Содержание выступления позволило работать над совершенствованием профессионального уровня педагогов через использование актуальной информации и обращении к опыту их самостоятельной педагогической деятельности.
54

На совете была организована работа по прослушиванию докладов, обмену педагогических опытом, решению кейс-ситуаций.
Мне удалось создать атмосферу сотрудничества и взаимодействия между педагогами.
Достижению высоких результатов способствовала организация эмоционального обсуждения, в ходе которого педагоги поделились своим опытом взаимодействия с
«трудными семьями». Были предложены методы работы с неполными семьями, что позволило работать над повышением педагогической культуры и эмпатийности педагогов.
По результатам выступления,были обозначены стратегии решения основных проблем,
связанных с организацией взаимодействия семьи и ДОУ.
Время на выступление было соблюдено. Наблюдалось чередование разнообразных методов деятельности: словесные, практические.
23. Разработка памятки для сотрудников ДОО «Этика профессионального
общения»
Памятка общения с коллегой
1. Умейте справляться с собой, оставайтесь спокойным и выслушивайте собеседника до конца.
2. Дайте выговориться собеседнику.
З. Постарайтесь понять настроение родителя (из разговора) встречными и наводящими вопросами.
4. 3найте имя, отчество родителя.
5. Имейте уважительное отношение к мнению собеседника, помните:
всякое замечание воспринимается легче, если оно следует за похвалой.
6. При возникновении спора помните — одержать верх можно, если вы уклонитесь от него.
При общении с родителем эффективнее, если ВЫ
• начнете общение с приветствия;
• проявите внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
• выслушаете объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
• выскажитесь в корректной и убедительной форме.
55