Добавлен: 29.10.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, держится преданиями, бесчисленным опытом. Деньга- ми вы, например, настроите школ, но учителей сейчас не наделаете».
Духовность педагога имеет ту особенность, что она придает новую, высокую качественность профессионализму, становится его эталоном. Глубокая причинно- следственная связь духовности и профессионализма позволила Б. З. Вульфову говорить о профессиональной духовности педагога, утверждать что «вся педагогика – это сфера духовного, а учительская деятельность профессионально духовна по своей сути». Специфическую функцию такой духовности ученый видит в профессиональной рефлексии, которая есть не что иное, как умение человеческими критериями «просветить» собственное профессиональное бытие, дать ему критическую оценку, преодолеть консерватизм, узость мышления, чтобы подняться к новым критериям в оценке своей деятельности, а следовательно, стимулировать движение вперед. Б. З. Вульфов определяет профессиональную духовность педагога как его очеловеченную компетентность, которая наращивается и неизменно направляется на благо детей. Профессиональная духовность педагога – «принципиально важное пространство его самореализации, показатель и средство гуманистического насыщения его образа жизни, трудное счастье бытия».
Еще одной составляющей духовности учителя, определяющей не только жизнь учителя в социуме, но и проявление его гражданской позиции, эстетических и профессиональных качеств (профессионализма), является совесть. Не случайно И.А. Ильин говорил о совести как «состоянии нравственной очевидности». С совестью связывают ответственность учителя за свой труд, поведение, мысли. Чтобы понять, как совершенствоваться, учителю важно научиться размышлять о себе. Причем, не столько о педагогической работе, сколько о себе в работе, о последствиях своего поступка для воспитанников, о значении собственных просчетов и недоработок, возможно, своей вины.
Профессиональная нравственность учителя имеет очень древние корни. Так, уже древние греки довольно четко представляли, каким должно быть поведение учителя, какими нравственными качествами он должен обладать. Учитель должен был уметь ясно излагать материал, строго контролировать свое поведение, быть справедливым: не раздавать легко ни наград, ни наказаний. Для современного учителя все вышесказанное по-прежнему актуально, с той лишь разницей, что его деятельность чрезмерно усложнилась, и вопросы нравственного воспитания, формирования системы ценностей воспитанников становятся слишком трудными для разрешения в современных реалиях. Тем не менее, в любой ситуации учитель должен держаться в рамках профессионально-педагогической культуры, владеть особым тактом, творчеством, выдержанностью и общей культурой. А специфика педагогической нравственности и педагогической этики обусловлена, прежде всего, тем, что учитель имеет дело с весьма хрупким «объектом воздействия». Главным в деятельности учителя должен быть принцип медицинской этики - «не навреди».
Безусловно, учителю не следует ограничиваться только лишь знанием нравственных норм и принципов, хотя именно они являются условием правильной ориентации в действительности; учитель должен иметь твѐрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника. Профессиональная педагогическая этика рассматривает нравственные чувства учителя как эмоциональную сторону его духовной деятельности, характеризует наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства - это не просто средство формирования личности, это своеобразный показатель воспитанности человека. В педагогической профессии регуляторами отношения педагога к своей профессии выступают такие чувства как чувство профессионального долга, ответственности, самокритичность, гордость, честь и др. Все они определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии. Стоит сказать и еще об одной составляющей профессиональной этики - педагогическом такте, который представляет собой форму реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. То есть такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия. Именно в такте проявляется поиск более лѐгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт - это всегда творчество и поиск. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя стоит назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Заключение
Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. Он так же, как и тысячелетие назад, должен нести своим ученикам полный круг знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества.
Выстраивая работу с будущими учителями на основе рецептивно-аксиологического подхода, важно помнить, что «мир ценностей объективен, это сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание изучает подрастающее поколение и разрешает проблему "как жить". Краткий экскурс в вопросы педагогической рецепции подвел нас к выводу о том, что несмотря на определенные сложности в осмыслении проблемы педагогической духовности, рецептивно-аксиологический подход, вобрав в себя лучшие достижения педагогической науки, даст возможность развиваться научной мысли с учетом современных требований. Думается, необходимо инициировать более полное применение основных положений рецептивно-аксиологического подхода, который может стать методологической основой в изучении феномена педагогической духовности, а своеобразным девизом в воспитании нового поколения учительства могут послужить слова И. Канта, отражающие, на наш взгляд кредо учителя, стремящегося к высотам своей духовности: «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Список используемой литературы
1. Артамонова, Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя/ Е.И. Артамонова: Дис. драпед. наук – М., 2000. – 450 с.
2. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика. – 1995. - №2
3. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии / Б.З.Вульфов, В.Н.Харькин: Взгляд на профессиональную подготовку учителя – М.: ИЧП «Магистр», 1995., с. 80.
4. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога/ В.Н. Введенский - Санкт-Петербург: Просвещение, 2004.- 158 с.
5. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Голованова // Педагогика, 2007.- № 10. - С. 38-47.
6. Достоевский Ф.М. Дневник писателя//http://www.kulichki.com/inkwell/ text /hudlit/classic/ ost/dnevnik/d_73.htm
7. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин. – Собрание сочинений: В 10 т. Т. 5. – М.: Русская книга, 1996. – С. 31–220.
Духовность педагога имеет ту особенность, что она придает новую, высокую качественность профессионализму, становится его эталоном. Глубокая причинно- следственная связь духовности и профессионализма позволила Б. З. Вульфову говорить о профессиональной духовности педагога, утверждать что «вся педагогика – это сфера духовного, а учительская деятельность профессионально духовна по своей сути». Специфическую функцию такой духовности ученый видит в профессиональной рефлексии, которая есть не что иное, как умение человеческими критериями «просветить» собственное профессиональное бытие, дать ему критическую оценку, преодолеть консерватизм, узость мышления, чтобы подняться к новым критериям в оценке своей деятельности, а следовательно, стимулировать движение вперед. Б. З. Вульфов определяет профессиональную духовность педагога как его очеловеченную компетентность, которая наращивается и неизменно направляется на благо детей. Профессиональная духовность педагога – «принципиально важное пространство его самореализации, показатель и средство гуманистического насыщения его образа жизни, трудное счастье бытия».
Еще одной составляющей духовности учителя, определяющей не только жизнь учителя в социуме, но и проявление его гражданской позиции, эстетических и профессиональных качеств (профессионализма), является совесть. Не случайно И.А. Ильин говорил о совести как «состоянии нравственной очевидности». С совестью связывают ответственность учителя за свой труд, поведение, мысли. Чтобы понять, как совершенствоваться, учителю важно научиться размышлять о себе. Причем, не столько о педагогической работе, сколько о себе в работе, о последствиях своего поступка для воспитанников, о значении собственных просчетов и недоработок, возможно, своей вины.
Профессиональная нравственность учителя имеет очень древние корни. Так, уже древние греки довольно четко представляли, каким должно быть поведение учителя, какими нравственными качествами он должен обладать. Учитель должен был уметь ясно излагать материал, строго контролировать свое поведение, быть справедливым: не раздавать легко ни наград, ни наказаний. Для современного учителя все вышесказанное по-прежнему актуально, с той лишь разницей, что его деятельность чрезмерно усложнилась, и вопросы нравственного воспитания, формирования системы ценностей воспитанников становятся слишком трудными для разрешения в современных реалиях. Тем не менее, в любой ситуации учитель должен держаться в рамках профессионально-педагогической культуры, владеть особым тактом, творчеством, выдержанностью и общей культурой. А специфика педагогической нравственности и педагогической этики обусловлена, прежде всего, тем, что учитель имеет дело с весьма хрупким «объектом воздействия». Главным в деятельности учителя должен быть принцип медицинской этики - «не навреди».
Безусловно, учителю не следует ограничиваться только лишь знанием нравственных норм и принципов, хотя именно они являются условием правильной ориентации в действительности; учитель должен иметь твѐрдые идейно-нравственные убеждения, являющиеся предпосылкой для активной сознательной деятельности по целенаправленному формированию личности воспитанника. Профессиональная педагогическая этика рассматривает нравственные чувства учителя как эмоциональную сторону его духовной деятельности, характеризует наряду с убеждениями субъективную моральную позицию по отношению к профессиональной деятельности и участникам воспитательного процесса. Нравственные чувства - это не просто средство формирования личности, это своеобразный показатель воспитанности человека. В педагогической профессии регуляторами отношения педагога к своей профессии выступают такие чувства как чувство профессионального долга, ответственности, самокритичность, гордость, честь и др. Все они определяют отношение учителя к себе как представителю педагогической профессии. Стоит сказать и еще об одной составляющей профессиональной этики - педагогическом такте, который представляет собой форму реализации педагогической морали в деятельности учителя, в которой совпадают мысль и действие. То есть такт – это нравственное поведение, включающее предвидение всех объективных последствий поступка и субъективного его восприятия. Именно в такте проявляется поиск более лѐгкого и менее болезненного пути к цели. Педагогический такт - это всегда творчество и поиск. В числе основных составляющих элементов педагогического такта учителя стоит назвать уважительное отношение к личности, высокую требовательность, умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему, уравновешенность и самообладание, деловой тон в отношениях, принципиальность без упрямства, внимательность и чуткость по отношению к людям и т.д.
Заключение
Роль учителя в развитии общества всегда была чрезвычайно важной: ведь учителя были носителями знаний, которые передавали следующим поколениям. Задача учителя в обществе не изменилась и сейчас. Он так же, как и тысячелетие назад, должен нести своим ученикам полный круг знаний и умений, воспитать их сознательными, благополучными членами общества.
Выстраивая работу с будущими учителями на основе рецептивно-аксиологического подхода, важно помнить, что «мир ценностей объективен, это сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание изучает подрастающее поколение и разрешает проблему "как жить". Краткий экскурс в вопросы педагогической рецепции подвел нас к выводу о том, что несмотря на определенные сложности в осмыслении проблемы педагогической духовности, рецептивно-аксиологический подход, вобрав в себя лучшие достижения педагогической науки, даст возможность развиваться научной мысли с учетом современных требований. Думается, необходимо инициировать более полное применение основных положений рецептивно-аксиологического подхода, который может стать методологической основой в изучении феномена педагогической духовности, а своеобразным девизом в воспитании нового поколения учительства могут послужить слова И. Канта, отражающие, на наш взгляд кредо учителя, стремящегося к высотам своей духовности: «Звездное небо надо мной и моральный закон во мне».
Список используемой литературы
1. Артамонова, Е. И. Философско-педагогические основы развития духовной культуры учителя/ Е.И. Артамонова: Дис. драпед. наук – М., 2000. – 450 с.
2. Вульфов Б.З. Учитель: профессиональная духовность // Педагогика. – 1995. - №2
3. Вульфов Б.З. Педагогика рефлексии / Б.З.Вульфов, В.Н.Харькин: Взгляд на профессиональную подготовку учителя – М.: ИЧП «Магистр», 1995., с. 80.
4. Введенский В.Н. Профессиональная компетентность педагога/ В.Н. Введенский - Санкт-Петербург: Просвещение, 2004.- 158 с.
5. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Голованова // Педагогика, 2007.- № 10. - С. 38-47.
6. Достоевский Ф.М. Дневник писателя//http://www.kulichki.com/inkwell/ text /hudlit/classic/ ost/dnevnik/d_73.htm
7. Ильин, И. А. О сопротивлении злу силою / И. А. Ильин. – Собрание сочинений: В 10 т. Т. 5. – М.: Русская книга, 1996. – С. 31–220.