Файл: Реферат по дисциплине Техникоэкономические основы выбора параметров тэс и внедрения нового оборудования.pdf
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
58 спад их добычи из традиционных месторождений), а также стимулировать развитие компетенций и промышленности по созданию оборудования и технологий для разведки и добычи нетрадиционных ресурсов нефти и газа.
Потребуется освоить производство целого ряда новых технологий добычи и транспортировки углеводородов в экстремальных условиях: надводное и подводное оборудование для разработки шельфовых месторождений в тяжелых ледовых условиях, суда-метановозы, специализированные терминалы для отгрузки СПГ и др. Должна быть создана соответствующая транспортная, энергетическая и социальная инфраструктура на северных территориях России.
4.8. Международные отношения
Российская внешняя энергетическая политика направлена на сохранение и укрепление позиций страны как одного из лидеров мирового энергетического рынка, снижение рисков и повышение эффективности внешнеэкономической деятельности российских компаний ТЭК.
В ситуации существующих и возможных внешних вызовов для достижения стратегической цели необходимо решение следующих задач в сфере международных отношений:
1. Содействие диверсификации направлений и расширению товарной структуры российского энергетического экспорта, способствующих повышению конкурентоспособности и укреплению позиций российских компаний за рубежом, включая обеспечение недискриминационного и благоприятного режима деятельности отечественных энергетических и сервисных компаний (а также иностранных компаний с существенным долевым участием российских юридических лиц) на зарубежных рынках энергоресурсов, в том числе рынках конечного энергопотребления.
2. Совершенствование механизма координации внешней энергетической политики с основными участниками мировых энергетических рынков для обеспечения стабильных и предсказуемых условий их (рынков) функционирования, соответствующих, в том числе, российским интересам.
3. Формирование общих рынков энергоносителей Евразийского экономического союза
(сырой нефти, нефтепродуктов, природного газа и электрической энергии) с общими принципами регулирования энергетического сектора, обеспечивающими свободное движение энергоносителей, энергетических услуг и технологий, а также инвестиций в энергетический сектор, и включающими согласованную политику в области недропользования и регулирования энергетических рынков.
Для решения указанных задач будет принят ряд мер, в том числе:
– расширение направлений и форматов сотрудничества в области энергетики со странами-участницами ЕАЭС, СНГ, ЕС, Шанхайской организации сотрудничества, БРИКС,
59
Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, Восточноазиатского экономического сообщества, форума «Азиатско-Тихоокеанского экономическое сотрудничество», Экономической и
Социальной Комиссии ООН для стран Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); со странами
Черноморского, Каспийского и арктического регионов, Северной и Латинской Америки, с другими международными организациями и межгосударственными многосторонними образованиями;
– развитие конструктивного диалога с Европейским союзом по вопросам долгосрочного энергетического сотрудничества и обеспечения взаимного учета интересов;
– интенсификация энергодиалога и обеспечение сбалансированной взаимовыгодной системы взаимоотношений с азиатскими потребителями российских энергоресурсов;
– активное участие в международных переговорах по энергетическим вопросам, закрепление принципа баланса интересов экспортеров, импортеров и транзитеров энергоресурсов в международном праве, а также в деятельности международных организаций;
– координация деятельности по повышению стабильности и предсказуемости мировых рынков нефти и газа с членами Организации стран-экспортеров нефти, Форума стран-экспортеров газа и др.;
– содействию технологическому сотрудничеству со странами БРИКС и ОПЕК, исходя из близости структуры энергетики и общности решаемых проблем;
– совершенствование национального механизма мониторинга изменения конъюнктуры внешних рынков ТЭР;
– создание благоприятных налоговых, тарифных и таможенных условий для диверсификации экспорта;
– поддержка российских компаний в приобретении ими энергетических активов в сегменте добычи, переработки и сбыта за рубежом, содействие в защите российских инвестиций;
– поддержка российских компаний в рамках реализации международных инфраструктурных проектов в энергетической сфере;
– активное участие в международных проектах по развитию технологий энергетики будущего;
– координация политики в области российского экспорта взаимозаменяемых или конкурирующих видов топлива;
– продвижение российских сортов нефти на мировые торговые площадки, прежде всего – в Азии;
– активное участие в развитии международного сотрудничества в области обеспечения экологической безопасности и противодействия изменению климата на планете;
60
–
обеспечение необходимого международно-правового оформления внешней границы континентального шельфа Российской Федерации в Северном Ледовитом океане;
–
укрепление международного сотрудничества в Арктике, направленного на обеспечение экономически выгодного и экологически безопасного освоения морских нефтегазовых ресурсов региона; развитие Северного морского пути для доставки добываемых в Арктике энергоресурсов на международные рынки.
Указанные меры будут способствовать сохранению лидирующей роли России в международной торговле энергоресурсами и укреплению ее энергетической безопасности.
61
5. Механизмы реализации
В разделах, посвященных направлениям и задачам развития отраслей ТЭК и сфер государственного управления энергетикой, указаны перечни мер, способствующих решению поставленных задач и достижению стратегической цели развития энергетического сектора.
Данные перечни не носят исчерпывающего характера и во взаимодействии с бизнесом будут уточняться и дополняться по мере необходимости. В результате будут сформированы сбалансированные институциональные, ценовые и налоговые условия, обеспечивающие устойчивое развитие энергетического сектора на основе достаточного притока внутренних и внешних инвестиций.
К основным механизмам реализации Стратегии относятся:
1)
регулирование
функционирования
внутренних
энергетических
рынков, обеспечивающее:
–
совершенствование механизмов антимонопольного контроля;
–
развитие прозрачного и сбалансированного по интересам, степени социальной ответственности и условиям работы доступа для всех участников рынка к энергетической инфраструктуре (трубопроводы, электрические и тепловые сети), в том числе на конкурентной основе;
–
использование интеграции внутренних энергетических рынков в рамках ЕАЭС для повышения конкуренции производителей и гибкости условий энергоснабжения российских потребителей, развитие биржевой торговли энергоносителями.
2) регулирование цен и тарифов на энергоносители, предусматривающее, в том числе:
–
введение в ближайший экономически оправданный момент долгосрочного правила повышения (с ориентацией на индекс инфляции) верхних значений регулируемых государством цен и тарифов в газовой отрасли и электроэнергетике;
–
создание в перспективе условий для межтопливной конкуренции на внутренних энергетических рынках;
–
ликвидацию на втором этапе перекрестного субсидирования в газовой отрасли,
электроэнергетике и теплоснабжении между регионами и отдельными группами потребителей с опережающим ростом цен для населения (при введении адресных субсидий его социально уязвимым слоям и бюджетным потребителям) и прогрессивной шкалы тарифов в зависимости от размеров душевого энергопотребления;
–
использование результатов биржевой торговли как индикаторов цен для проведения антимонопольной политики и увеличения прозрачности внутреннего рынка;
62
–
создание российских ценовых индексов на основные виды топлива на базе информации о внебиржевых сделках для увеличения прозрачности ценообразования в отраслях ТЭК;
–
совершенствование механизма регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и методики расчета тарифов на услуги по передаче энергии по распределительным сетям с учетом их доходности на инвестированный капитал, результатов проведения сравнительного анализа деятельности электросетевых компаний, а также обоснованной стоимости энергоснабжения потребителей по разным классам напряжения;
–
переход на метод ценообразования в сфере теплоснабжения по принципу
«альтернативной котельной» с внедрением механизмов «референтных расценок» на услуги по передаче тепловой энергии;
–
развитие торговли производными контрактами (фьючерсные, опционные, своповые и др.) для хеджирования ценовых рисков отечественных компаний и трейдеров и привлечения инвестиций на российский рынок.
При прогнозируемых мировых ценах на топливо, темпах инфляции в России и уровне обменного курса рубля к доллару США, указанные меры и механизмы позволят обеспечить такую динамику внутренних цен на энергоносители (газ и электрическую энергию), которая обеспечит необходимые для решения стратегических задач развития энергетического сектора финансовые ресурсы и в среднем за рассматриваемый период будет соответствовать индексу потребительских цен или превышать его не более, чем на 1 – 2 процентных пунктов. Меньшие темпы роста цен не обеспечивают приток в отрасли ТЭК внутренних и внешних инвестиций, необходимых для решения поставленных задач и достижения стратегической цели развития энергетического сектора.
3)
1 2 3 4 5 6 7 8
налогообложение, обеспечивающее:
–
установление стабильного и предсказуемого налогового режима;
–
изъятие природной ренты без ущерба финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности отраслей и эффективных компаний ТЭК, в том числе на основе НДД;
–
рациональное распределение генерируемых ТЭК доходов между государством и бизнесом (определение оптимальной налоговой нагрузки), а также между различными видами деятельности (оптимизация параметров регулирования внутренних энергетических рынков и условий для инвестирования);
–
привлечение инвестиций в добычу трудноизвлекаемых запасов, разработку малых,
истощенных и низко дебитных месторождений нефти и газа, а также в новые районы добычи;
–
стимулирование ГРР.
4) государственные программы Российской Федерации, государственные программы
субъектов Российской Федерации, обеспечивающие:
–
установление стабильного и предсказуемого налогового режима;
–
изъятие природной ренты без ущерба финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности отраслей и эффективных компаний ТЭК, в том числе на основе НДД;
–
рациональное распределение генерируемых ТЭК доходов между государством и бизнесом (определение оптимальной налоговой нагрузки), а также между различными видами деятельности (оптимизация параметров регулирования внутренних энергетических рынков и условий для инвестирования);
–
привлечение инвестиций в добычу трудноизвлекаемых запасов, разработку малых,
истощенных и низко дебитных месторождений нефти и газа, а также в новые районы добычи;
–
стимулирование ГРР.
4) государственные программы Российской Федерации, государственные программы
субъектов Российской Федерации, обеспечивающие:
63
–
концентрацию усилий и средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, государственных внебюджетных фондов и юридических лиц на достижении приоритетов и целей государственной политики в сфере социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
–
финансирование мероприятий государственных программ в зависимости от достижения установленных показателей (индикаторов) развития;
–
эффективный мониторинг реализации мероприятий и достижения целевых показателей
(индикаторов) государственных программ.
5) государственное корпоративное управление, в том числе на основе механизмов согласования долгосрочных программ развития государственных корпораций и акционерных обществ, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации в совокупности превышает 50 процентов, с учетом целей и задач Стратегии и других отраслевых документов стратегического планирования.
6) механизмы, использующие федеральные и региональные институты развития в целях обеспечения эффективного государственно-частного партнерства, активизации инновационной деятельности и стимулирования инвестиций.
Необходимым условием реализации Стратегии является обеспечение достаточной для решения поставленных задач динамики инвестиций.
Развитие отраслей ТЭК, ВИЭ, централизованного теплоснабжения, автономной энергетики и энергосбережения потребует увеличения в 1,15 – 1,25 раза среднегодовых капиталовложений в энергетический сектор.
Доля электроэнергетики в общем объеме капиталовложений в отрасли ТЭК сократится с 22 до 13 – 14 %.
В условиях усилившихся ограничений для российских компаний по привлечению средств на мировых рынках капитала основными источниками инвестиций будут собственные средства
(прибыль, амортизация предприятий и целевые финансовые резервы), привлеченные средства – кредиты (прежде всего российских финансовых учреждений) и средства от эмиссии акций.
В качестве мер государственной поддержки в установленных законодательством случаях
(импортозамещение, антикризисные мероприятия, приоритетное развитие регионов Дальнего
Востока и др.) возможно:
–
предоставление субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию расходов на подключение к энергетической инфраструктуре (создание энергетической инфраструктуры);