Файл: Реферат по дисциплине Техникоэкономические основы выбора параметров тэс и внедрения нового оборудования.pdf
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 146
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
64
–
возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
–
предоставление государственных гарантий.
Дополнительным источником средств для развития ТЭК останутся займы на международном рынке капитала и иностранные инвестиции.
В целях стимулирования инвестиций будут также использоваться такие инструменты, как специальный инвестиционный контракт, субсидирование научно-исследовательских, опытно- конструкторских и технологических работ, и другие установленные федеральными законами и нормативными правовыми актами меры.
Для обеспечения реализации первого этапа Стратегии разрабатывается план мероприятий
(«дорожная карта»), включающий в себя перечень конкретных мероприятий, ответственных за их выполнение, сроки и ожидаемые результаты.
65
6. Ожидаемые результаты
Главным результатом реализации Стратегии станет переход энергетического сектора страны на более высокий, качественно новый уровень, максимально содействующий динамичному социально-экономическому развитию Российской Федерации и обеспечивающий эффективное использование природно-ресурсного, производственного и финансово-экономического потенциала ТЭК.
Ожидаемыми основными результатами реализации Стратегии являются:
1.
Устойчивое, надежное и эффективное удовлетворение внутреннего спроса на энергию и топливо все более высокого качества при прогнозируемом росте внутреннего потребления первичной энергии на 13 – 16 % за счет увеличения производства первичной энергии на 25 % и опережающего развития переработки топлива с получением продукции с высокой добавленной стоимостью.
2.
Снижение энергоемкости экономики в 1,3 – 1,5 раза и электроемкости ВВП в 1,1 – 1,3
раза, в том числе за счет уменьшения удельных расходов топлива на выработку электрической энергии и расходов энергии на собственные нужды отраслей ТЭК, особенно в электроэнергетике и газовой отрасли.
3.
Сохранение Россией в предстоящие двадцать лет места в тройке мировых лидеров по производству и продаже энергоресурсов при существенном повышении гибкости экспортной политики за счет диверсификации экспорта – географической (повышение доли АТР в общем экспорте топлива и энергии до 30 – 40 %) и продуктовой (увеличение доли газа, в том числе сжиженного, в общем экспорте ТЭР до 27 – 29 %); увеличение объемов экспорта энергоресурсов более, чем на 20 %, в том числе в страны АТР в 2 – 3 раза.
4.
В нефтяной отрасли – стабильная добыча нефти (включая газовый конденсат),
позволяющая обеспечить загрузку имеющихся нефтеперерабатывающих мощностей и исполнение заключенных экспортных контрактов, с возможностью ее увеличения при благоприятной конъюнктуре мирового и внутреннего рынков, в том числе за счет увеличения коэффициента извлечения запасов, освоения трудно извлекаемых ресурсов нефти и расширения добычи нефти на шельфе; прирост экспорта сырой нефти к 2035 году – на 3 – 25 % при увеличении экспорта в страны АТР в 1,7 – 2,3 раза.
5.
В нефтепереработке – повышение эффективности нефтеперерабатывающих заводов за счет применения передовых технологий обеспечит рост с 74,1 до 90,5 – 91,5 % глубины переработки нефти с производством моторных топлив высших экологических классов, повышение выхода светлых нефтепродуктов с 58,6 до 70 – 79 % при снижении объемов нефти, направляемых на переработку, до 250 – 255 млн т в 2020 году и до 225 – 235 млн т к 2035 году.
66 6.
В газовой отрасли – рост добычи газа до 40 % при благоприятной конъюнктуре мирового и внутреннего рынков за счет увеличения добычи газа в районе Обско-Тазовской губы более, чем в 1,5 раза, создания новых центров добычи на полуострове Ямал, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, а также в акваториях морей; рост экспорта газа в 1,2 – 1,8 раза при обеспечении его диверсификации – географической (увеличение поставок газа, в том числе СПГ, на рынок АТР в 5 – 9 раз) и продуктовой (рост производства СПГ в 3 – 6 раз).
7.
Формирование шести нефтегазохимических кластеров: Северо-Западного, Волжского,
Западно-Сибирского, Каспийского, Восточно-Сибирского и Дальневосточного, – обеспечивающих глубокую переработку добываемого газа и выпуск наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью.
8.
В угольной отрасли – создание новых центров угледобычи в Республике Саха
(Якутия), Республике Тыва, Забайкальском крае и других регионах Сибири и Дальнего Востока, способных обеспечить при благоприятной конъюнктуре рост экспорта угля в 1,5 раза, прежде всего в страны АТР, а также электроугольных комплексов для экспорта электроэнергии в сопредельные страны.
9.
В электроэнергетике – ускорение электрификации основных сфер потребления с увеличением потребления электрической энергии на 30 – 35 %; обновление основных фондов отрасли, в том числе за счет вывода из эксплуатации экономически неэффективного, физически и морально устаревшего энергетического оборудования с введением необходимого объема новых мощностей (с сохранением приоритета выработки электрической и тепловой энергии в комбинированном режиме). В атомной энергетике и ядерном топливном цикле – рост установленной мощности АЭС в 1,3 раза при соответствующем демонтаже энергоблоков советской постройки.
10. Рост производства электроэнергии на электростанциях, функционирующих на основе
ВИЭ более, чем в 13 – 20 раз.
11. Увеличение доли отечественной продукции в закупках предприятий ТЭК до 60 % и более к концу первого этапа, и свыше 85 % к 2035 году.
12. Увеличение объема среднегодовых заказов ТЭК на отечественное оборудование,
материалы и строительные работы на 75 % (к среднегодовым объемам в 2011 – 2014 гг.).
13. Рост среднегодовых инвестиций в энергетический сектор в 1,15 – 1,25 раза после преодоления краткосрочного экономического спада.
67
Заключение
В соответствии с Законом о стратегическом планировании основные положения Стратегии детализируются в стратегиях и генеральных схемах развития отраслей ТЭК (нефтяной, газовой, угольной промышленности и электроэнергетики), служат основой для формирования государственных программ Российской Федерации с необходимым ресурсным обеспечением, в том числе определенным в соответствии с бюджетным прогнозом Российской Федерации на долгосрочный период.
Мониторинг реализации Стратегии осуществляется ежегодно на основе сбора и оценки данных о фактических значениях индикаторов реализации Стратегии и других, связанных с ними показателей развития отраслей ТЭК, осуществленных и запланированных основных мероприятиях государственной энергетической политики, с определением рисков и возможностей их устранения или снижения.
Доклад о ходе реализации Стратегии предоставляется в Правительство Российской
Федерации.