Файл: Реферат по дисциплине Техникоэкономические основы выбора параметров тэс и внедрения нового оборудования.pdf
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 147
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
13
2. Цель, задачи, приоритеты и этапы реализации
2.1. Цель и задачи развития энергетического сектора
Внешние вызовы и внутренние проблемы, динамика изменений экономических параметров и ресурсно-технологического потенциала российского энергетического сектора определяют необходимость внесения изменений в модель его развития – прежде всего, таких, которые обеспечат ускоренное инновационное развитие и структурную перестройку.
Целью Стратегии является структурно и качественно новое состояние
энергетического сектора страны, максимально содействующее ее динамичному социально-
экономическому развитию.
Необходимая структурная трансформация, в частности, включает в себя экономически обоснованное: изменение структуры инвестиций в сторону увеличения доли расходов на НИОКР и инновации, модернизацию, создание высокопроизводительных рабочих мест, повышение экономической и энергетической эффективности, в результате чего в лучшую сторону изменится возрастная структура основных фондов, технологический уровень производства, квалификация и материальное благосостояние работников ТЭК; изменение соотношения между государственным регулированием и рыночной конкуренцией в пользу последней (либерализация); увеличение доли углеводородов, добытых с использованием вторичных и третичных методов с повышением коэффициентов извлечения, а также из нетрадиционных ресурсов; увеличение в структуре производства, внутреннего потребления и экспорта продукции
ТЭК доли продукции с высокой степенью переработки; увеличение доли распределенной генерации в общем объеме генерации (в зависимости от структуры и концентрации нагрузки в региональных энергетических системах); рост доли потребления более высококачественной и экологически чистой по всему циклу производства энергетической продукции; существенное увеличение доли отечественного оборудования, товаров и услуг в закупках хозяйствующих субъектов ТЭК, снижающее зависимость от импорта.
Указанные структурные изменения, в свою очередь, повысят привлекательность и эффективность инвестиций в отраслях ТЭК, станут решающим фактором повышения энергоэффективности производства и потребления, снижения энергоемкости ВВП и уменьшения
14 негативного воздействия на окружающую среду, включая сокращение выбросов парниковых газов.
Целевое состояние энергетического сектора, которое должно быть достигнуто к 2035 году, помимо указанных структурных изменений, включает в себя, в том числе: высокий уровень конкурентоспособности отраслей ТЭК, обеспечивающий, как минимум, удержание политически и экономически обоснованных позиций на мировых энергетических рынках; удовлетворяющую массового внутреннего потребителя доступность энергии как по наличию и срокам подключения, так и по цене (в том числе при строительстве жилья и реализации планов территориального развития); существенное более низкий уровень энергоемкости и электроемкости ВВП (включая удельные расходы топлива на выработку электрической энергии и расходы энергии на собственные нужды отраслей ТЭК, особенно в электроэнергетике и газовой отрасли); сниженные до технологического и экономического предела удельные показатели загрязнения окружающей среды предприятиями ТЭК; диверсифицированную географическую структуру экспорта энергоресурсов с существенным более высокой долей рынка стран АТР; достаточно высокий уровень инвестиций в развитие и использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ); полное обеспечение квалифицированными кадрами.
Список индикаторов реализации Стратегии и их значений приведен в Приложении Б.
Достижение указанной цели потребует решения трех стратегических задач развития
энергетического сектора страны (задачи верхнего уровня).
1.
Обеспечение
потребностей
социально-экономического
развития
страны
достаточными по объему, номенклатуре и качеству энергетическими услугами и продукцией
(далее – Первая задача).
В результате решения Первой задачи должны быть не только гарантированно обеспечены энергетическая безопасность страны, нормативная надежность производственной структуры энергетики и удовлетворение текущего внутреннего спроса, но и достигнут существенно более высокий уровень качества, эффективности и экологичности в производстве и потреблении энергоресурсов, стимулирующий ускоренное развитие экономики и социальной сферы России.
Это потребует новой электрификации страны, интеллектуализации энергоснабжения и энергопотребления с использованием современных цифровых технологий, широкого распространения энергосберегающих технологий и повышения энергоэффективности, снижения нагрузки на окружающую среду. В регулируемых видах деятельности и в управлении
15 государственными организациями и акционерными обществами с государственным участием будут использоваться бенчмаркинг и другие способы повышения эффективности работы компаний.
2. Совершенствование территориально-производственной структуры ТЭК с учетом
приоритетов и направлений регионального и пространственного развития России,
необходимости диверсификации экспортных потоков и сохранения лидерских позиций в
мировой энергетике (далее – Вторая задача).
Решение Второй задачи означает не только гармоничное энергетическое развитие российских регионов и сохранение нынешних позиций России в добыче и экспорте ТЭР на основе развития газовой, нефтяной и электроэнергетической инфраструктуры. Оно также предполагает создание новых топливно-энергетических и энергопромышленных комплексов, стимулирующих развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока, диверсификацию географической структуры экспорта с существенным ростом доли рынка стран АТР, подготовку крупномасштабного освоения ресурсов углеводородов на континентальном шельфе Арктики, экономически обоснованное развитие распределенной генерации и использование местных энергоресурсов и нетрадиционных возобновляемых источников энергии.
3.
Обеспечение технологической независимости энергетического сектора и
достаточных компетенций во всех критически важных для устойчивого развития
энергетики видах деятельности, с повышением уровня и расширением областей мировой
технологической конкурентоспособности российского ТЭК (далее – Третья задача).
В процессе решения данной задачи имеющийся потенциал российского энергетического комплекса будет использоваться для создания и развития отечественных передовых технологий и участия в формировании мировых технологических трендов. Предполагается использование всех возможностей технологического сотрудничества и мирового разделения труда, в том числе участия России в мировой системе научного и технологического обмена и сотрудничества, создания инвестиционных фондов для инвестиций в развитие собственных технологических компетенций и локализации наукоемкого высокотехнологичного производства и услуг, необходимых для обеспечения устойчивого функционирования и развития российской энергетики.
Решение Третьей задачи будет осуществляться, в том числе, путем стимулирования за счет заказов
ТЭК инновационного импортозамещения и развития национального рынка высокотехнологичной продукции. Потребуется разработка и внедрение широкого спектра перспективных технологий во всех отраслях ТЭК, развитие инфраструктуры инжиниринговых центров и отраслевых экспериментальных площадок (полигонов) и сертификационных центров. Сохраняется заинтересованность России в прямых иностранных инвестициях; при этом приоритет будет
16 отдаваться проектам с максимальной локализацией и полной передачей компетенций российским участникам.
2.2. Приоритеты государственной энергетической политики
Развитие энергетического сектора будет обеспечиваться с учетом следующих приоритетов
государственной энергетической политики: гарантированное обеспечение энергетической безопасности страны и ее регионов, включая недопущение в любых условиях дефицита ТЭР, создание стратегических запасов топлива, необходимых резервных мощностей и комплектующего оборудования, обеспечение стабильности функционирования систем электроэнергетики и теплоснабжения; стимулирование и поддержка инновационной деятельности организаций ТЭК и смежных отраслей промышленности в направлении повышения эффективности использования
ТЭР и производственного потенциала ТЭК; минимизация негативного влияния добычи, производства, транспортировки и потребления энергоресурсов на окружающую среду, климат и здоровье людей; развитие конкуренции, включая обеспечение равных условий конкуренции для всех российских компаний на внутренних энергетических рынках, прозрачных, недискриминационных, рыночных механизмов ценообразования; долгосрочное, прозрачное и сбалансирование тарифное регулирование естественно монопольных и регулируемых видов деятельности энергетического сектора; диверсификация направлений и товарной номенклатуры российского энергетического экспорта; расширение технологического сотрудничества со странами БРИКС и ОПЕК; развитие энергетической инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также Крымского полуострова и Калининградской области; повышение эффективности деятельности государственных организаций, акционерных обществ с государственным участием (в том числе сокращение операционных и капитальных затрат) и в регулируемых видах деятельности; совершенствование государственного управления энергетическим сектором, включая создание в рамках государственной информационной системы ТЭК интегрированной системы мониторинга энергетических рынков с формированием отчетных и прогнозных региональных и сводного ТЭБ в формате, соответствующем международной практике.
В процессе детализации и решения указанных задач в соответствии с Законом о стратегическом планировании будет обеспечена в части ТЭК реализация приоритетов и
17 направлений стратегии социально-экономического развития Российской Федерации и стратегии пространственного развития Российской Федерации.
2.3. Этапы реализации
Первый этап реализации – ориентировочно до 2020 года с возможной пролонгацией до
2022 года – по прогнозируемым значениям индикаторов практически одинаков для обоих сценариев. На первом этапе предстоит как можно быстрее, с наименьшими потерями и затратами преодолеть кризисные явления в экономике и вызванное ими торможение развития энергетики, а также эффективно противодействовать возможным новым вызовам и угрозам. Это предполагает диверсификацию продуктовой и региональной структуры производства и потребления ТЭР в целях повышения устойчивости внутреннего энергоснабжения и экспортных поставок.
Основным содержанием первого этапа будет реализация уже начатых и осуществляемых в настоящее время государственных программ, включая государственную программу Российской
Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», решений Президента Российской
Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам развития энергетического сектора, крупных инвестиционных проектов компаний ТЭК.
На втором этапе (ориентировочно с 2021 до 2035 года) в обоих сценариях основным содержанием станет переход к энергетике нового поколения с опорой на новые технологии, высокоэффективное использование традиционных энергоресурсов и новых углеводородных и других источников энергии. В консервативном сценарии наращивание производства энергоресурсов с 2030 года практически прекратится, и развитие ТЭК пойдет в основном по пути качественного совершенствования и повышения эффективности. В оптимистическом сценарии ускоренное развитие получат инновационные энергетические проекты на полуострове Ямал, региональные энергетические системы и энергоемкие производства в Восточной Сибири и на
Дальнем Востоке, что существенно увеличит прямой и косвенный (через энергоемкую продукцию) российский энергетический экспорт. Приоритеты сместятся от добычи и магистрального транспорта топлива к его глубокой переработке с использованием наукоемких технологий в целях полного обеспечения внутреннего спроса и выхода на мировые рынки с продукцией высоких уровней переделов. Рост переработки ресурсов вызовет дополнительный спрос на продукцию и услуги таких секторов как строительство, транспорт, промышленная и социальная инфраструктура. В результате на втором этапе прирост внутреннего потребления начнет превышать прирост экспорта ТЭР.
18
3. Направления и задачи развития отраслей ТЭК
3.1. Нефтяная отрасль
Добыча нефти с конденсатом с 2008 года (базовый год в ЭС-2030) увеличилась к 2015 году более, чем на 9 %. Началось реальное широкомасштабное освоение месторождений Восточной
Сибири и Якутии. Ввод в разработку Ванкорского, Верхнечонского, Талаканского и Северо-
Талаканского месторождений обеспечил увеличение добычи в Восточной Сибири и на Дальнем
Востоке более чем в 4 раза по сравнению с уровнем 2008 года. Началась разработка
Приразломного месторождения, осуществлялись мероприятия по освоению других шельфовых месторождений.
Происходил быстрый рост использования новых и, как следствие, более дорогих технологий добычи, что особенно характерно для компаний с высокой долей зрелых и выработанных месторождений и разрабатывающих новые месторождения. Так, доля горизонтального бурения в эксплуатационном бурении увеличилась с 2008 по 2015 год более чем в 5 раз и продолжает расти.
Объем переработки нефтяного сырья с 2008 года увеличился на 21 %, глубина переработки
– на 2,3 п.п., выход светлых нефтепродуктов – на 2,8 п.п.
Длительно наблюдавшаяся тенденция снижения экспорта нефти сырой (на 8 %), притом, что прирост экспорта нефтепродуктов в 2015 году составил 43 % к уровню 2008 года (в основном за счет увеличения экспорта мазута), вследствие введения «налогового маневра» сменилась на противоположную. Следует отметить, что экспорт нефти снижался на традиционные рынки
Европы и стран СНГ, а в страны АТР увеличился более чем в 3 раза.
В эксплуатацию введены первая и вторая очередь трубопроводной системы «Восточная
Сибирь — Тихий океан» (ВСТО) до порта Козьмино, нефтепровод «Сковородино – Мохэ –
Дацин», в европейской части страны в промышленную эксплуатацию введена «Балтийская трубопроводная система-2», что обеспечило возможность экспорта, минуя транзит по территории других стран. В новых нефтедобывающих районах построен нефтепровод «Пурпе – Самотлор», завершается строительство нефтепроводов «Заполярье – Пурпе» и «Куюмба – Тайшет».
В то же время российская нефтяная отрасль сталкивается со следующими ключевыми вызовами и проблемами: сравнительно низкий уровень и высокая волатильность цен на мировом рынке нефти; насыщение европейского рынка дизельным топливом и уменьшение спроса в ближнем зарубежье;
19 увеличение себестоимости добычи вследствие преобладания трудноизвлекаемых запасов нефти и высокой выработанности действующих месторождений, что усложняет удержание достигнутых уровней добычи нефти; ухудшение физико-химических характеристик добываемой нефти, включая повышение доли серы, что требует внедрения новых технологических решений и инвестиций и повышает себестоимость переработки нефти; введение рядом стран для отдельных российских нефтегазовых компаний ограничений, распространяющихся на поставки современных технологий и оборудования, используемого для разведки и разработки российских глубоководных, морских арктических и сланцевых месторождений и на привлечение долгосрочного финансирования.
Сырьевая база углеводородов приобретает более комплексный характер: большинство месторождений содержат более одного вида углеводородного сырья, компонентный состав новых месторождений и залежей усложняется, в том числе имеет в своем составе ценные неуглеводородные компоненты (гелий).
В особом внимании нуждается вопрос глубины переработки сырья. В настоящее время на мировом рынке в отношении российских энергоресурсов преобладает спрос на первичное сырье и продукты начальных стадий его технологического передела, однако, в целом качественная структура и уровень глубины переработки сырьевых товаров постоянно возрастает, а международная конкуренция за добавленную в процессе переработки стоимость обостряется.
С учетом этого в нефтяной отрасли необходимо решить следующие
1 2 3 4 5 6 7 8