Файл: Реферат по дисциплине Техникоэкономические основы выбора параметров тэс и внедрения нового оборудования.pdf
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
53
–
повышение привлекательности работы на предприятиях ТЭК за счет формирования конкурентоспособного социального пакета, популяризации инженерных/рабочих профессий, развития социального партнерства между работодателем и работниками, а также внедрения в компаниях ТЭК международной практики корпоративной социальной ответственности;
–
регулярный пересмотр действующих в компаниях стандартов и нормативов,
определяющих нормативную численность персонала ТЭК, с учетом внедрения новых технологий, возможности совмещения профессий, соблюдения техники безопасности;
–
организация переподготовки и повышения квалификации сотрудников в профильных образовательных организациях с учетом лучших мировых корпоративных практик;
–
обеспечение безопасных условий труда на предприятиях ТЭК, снижение аварийности и травматизма, сокращение доли работников ТЭК, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда.
Со стороны образовательных организаций:
– внедрение и совершенствование современных организационных моделей образовательных организаций, включая модель научно-образовательного и производственного кластера, модель сетевого взаимодействия образовательных организаций (консорциума);
–
внедрение современных методов обучения, в том числе дистанционного образования с помощью on-line технологий, дуального образования, проектного подхода;
–
реализация инициатив по реформированию инженерного образования, направленных на углубление у студентов практических знаний и технических основ профессии, а также на формирование навыков в создании и эксплуатации новой техники и технологий;
–
актуализация образовательных программ с учетом потребностей рынка, в частности привлечение отраслевого бизнеса к разработке образовательных программ и включение учебных курсов по развитию навыков междисциплинарного взаимодействия, командной работы и управления проектами;
–
организация системы стажировки преподавательских кадров в энергетических компаниях, организациях РАН, отраслевых институтах, исследовательских центрах и центрах компетенций;
–
прохождение международной аккредитации университетов.
Эффективное использование человеческого капитала должно быть поддержано соответствующими
1 2 3 4 5 6 7 8
социальными
мерами
и
социальными
программами как государственными, так и корпоративными, обеспечивающими:
–
создание системы сохранения компетенций (накопленного опыта и специальных знаний) при смене поколений;
54
– достойные социальные льготы, гарантии и компенсации работникам ТЭК на основе социальных стандартов, закрепленных в отраслевых соглашениях между работодателями отрасли и профессиональными союзами работников;
– совершенствование социальной инфраструктуры в основных угольных и нефтегазодобывающих регионах страны, в том числе в целях перепрофилирования их деятельности после завершения активной стадии освоения месторождений;
– создание и обеспечение эффективного функционирования комплексной системы профилактики заболеваемости и травматизма на предприятиях ТЭК и восстановления здоровья работников;
– реализация специальных рекреационно-реабилитационных программ для работников предприятий ТЭК, осуществляющих деятельность вахтовым методом.
Решение совместными усилиями компаний ТЭК, государственных органов власти и системы образования задач развития человеческого капитала будет способствовать ликвидации дефицита кадров в ТЭК, повышению производительности труда и квалификации персонала по традиционным и «прорывным» технологическим направлениям. В итоге сформируется новое поколение работников, обладающих достаточной компетенцией для работы на высокопроизводительных и высокотехнологичных рабочих местах во всех отраслях ТЭК, с высокой профессиональной мобильностью, способных разрабатывать, осваивать и эксплуатировать новую технику и технологии.
4.7. Региональная политика
Энергетическая политика на уникальной по размерам территории России с ее различиями природно-климатических и социально-экономических условий обязана учитывать специфику регионов и осуществляться в увязке с решением стратегических общегосударственных задач рационального размещения производительных сил и надежного обеспечения национальной энергетической безопасности.
В настоящее время российская региональная энергетическая ситуация характеризуется существенным дисбалансом.
С одной стороны, происходит все большая концентрация экономического роста и энергопотребления в центральных районах европейской части страны, доля которых уже превысила 70 % ВВП и 60 % потребления энергии в стране.
С другой стороны, происходит смещение добычи и производства энергетических ресурсов в северные и восточные районы с ростом их доли свыше 80 %.
В итоге одной из главных проблем российского ТЭК является беспрецедентно большой и растущий объем наиболее дорогих сухопутных перевозок топлива на тысячи километров. В этой
55 связи необходимо стимулировать создание энергоемких производств в непосредственной близости от центров производства энергоресурсов, что позволит как минимум замедлить рост объемов транспортировки топлива из азиатской в европейскую часть страны.
Важное значение имеет также комплексное развитие региональной энергетики с увеличением уровня надежности обеспечения энергоресурсами федеральных округов при опережающем развитии распределенной генерации (там, где это экономически обосновано), экономически эффективном использовании местных источников топлива и ВИЭ и применении интеллектуальных сетей.
Приоритетным является обеспечение энергетической безопасности Республики Крымс городом федерального значения Севастополеми Калининградской области, а также развитие энергетической инфраструктуры, обеспечивающей опережающее социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа и освоение Арктики. В частности, будут реализованы проекты по энергоснабжению территорий опережающего социально-экономического развития на Дальнем Востоке. Решению задач развития энергетического сектора будут способствовать такие меры, как:
– опережающая интенсификация энергосбережения и роста энергетической эффективности экономики в европейской части страны, в том числе мерами ценовой политики;
–
эффективная реализация инвестиционных программ и проектов государства и бизнеса в
Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и полуострове Ямал с подготовкой энергетического освоения Арктики;
–
упорядочивание разработки и мониторинга реализации региональных программ энергоснабжения и повышения энергоэффективности, и обеспечение их согласованности между собой и с федеральным законодательством;
– совершенствование методов и нормативов государственного регулирования региональных цен и тарифов в области энергетики, в особенности на Дальнем Востоке, где развитие энергетики осложняется колоссальным уровнем долговой нагрузки;
– разработка комплексных региональных программ модернизации систем теплоснабжения, направленных на создание условий для привлечения инвестиций в отрасль теплоснабжения, ее модернизацию и снижение субсидий отраслевым предприятиям и включающих оптимизацию ТЭБ региона, в том числе путем перевода котельных на альтернативные виды энергоносителей с учетом их текущей и прогнозируемой рыночной стоимости, а также условий и ограничений по доставке;
–
осуществление мер по уменьшению и последующей ликвидации перекрестного субсидирования в энергетике;
56
– стимулирование долгосрочных вложений в системы энергоснабжения, включая кредитование проектов, в том числе льготное, и использование механизмов государственно- частного партнерства;
– снятие сетевых ограничений на межсистемные перетоки электрической энергии;
– усиление контроля за исполнением северного завоза, резервами топлива и энергетических мощностей в потенциально уязвимых регионах.
Важную роль в социально-экономическом развитии Дальневосточного федерального округа сыграет снижение до среднероссийского уровня тарифов на электрическую энергию в отдельных регионах Дальнего Востока, а также возможность установления инвестиционно привлекательных уровней цен на электрическую энергию.
Прирост производства электрической энергии на гидроэлектростанциях в Сибири и на
Дальнем Востоке будет определяться их технико-экономическими показателями и конкурентоспособностью по отношению к тепловым электростанциям, работающим на угле, с учетом экологического воздействия на окружающую среду и возможностей покрытия графиков нагрузки. Предусматривается переход от отраслевых электроэнергетических проектов к программам комплексного развития территорий на основе реализации конкурентоспособных территориальных энергопромышленных кластеров на базе строительства электростанций и крупных энергоемких потребителей добывающей и перерабатывающей промышленности.
Создание энергопромышленных кластеров позволит:
– содействовать формированию организационных схем управления региональным развитием – корпораций развития регионов с участием крупных потребителей;
– создавать стратегические альянсы с компаниями, заинтересованными в реализации проектов кластерного развития;
– содействовать заключению прямых долгосрочных договоров с потенциальными потребителями, позволяющих обеспечить ликвидность и окупаемость инвестиций в объекты генерации, а также стимулировать активный рост промышленности в регионах.
Создание топливно-энергетических, водохозяйственных и энергопромышленных комплексов и развитие экспортной энергетической инфраструктуры окажут стимулирующее воздействие на развитие восточных районов страны.
Предусматривается на две трети нарастить добычу и переработку всех видов топлива в
Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, развить производства транспортабельной энергоемкой продукции высоких уровней передела и соответствующую транспортную и социальную инфраструктуру.
Согласно прогнозным расчетам, это позволит более чем в 3 раза увеличить и диверсифицировать энергетический экспорт на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, дать
57 импульс региональному развитию нефтегазохимии и производству разнообразной продукции с высокой добавленной стоимостью.
В рамках Восточной газовой программы и других масштабных проектов будут построены уникальные комплексы по добыче и переработке многокомпонентного (включая гелий) газа, современные газо- и нефтехимические производства, организованы поставки на экспорт сетевого и сжиженного газа, развиты нефте- и газопроводная, железнодорожная, автомобильная, электроэнергетическая и социальная инфраструктуры.
Освоение нефтегазового потенциала Восточной Сибири и Дальнего Востока, наряду с разработкой месторождений угля, урана, других рудных и нерудных ископаемых, будет стимулировать использование лесных ресурсов и развитие гидроэнергетики, и, согласно прогнозу, обеспечит опережающее социально-экономическое развитие Сибирского и Дальневосточного федеральных округов.
Действующие нефтегазовые провинции в Уральском федеральном округе, остальных районах европейской части России и в Западной Сибири продолжат рост добычи газа, но действие факторов, снижающих добычу нефти в них, сохранится. Для того чтобы при таких условиях решить поставленные задачи, потребуется дальнейший рост разведанных запасов, увеличение коэффициента извлечения нефти, освоение в основном многокомпонентных месторождений газа и трудноизвлекаемых ресурсов нефти.
Для этого необходим переход на новую технологическую платформу освоении трудноизвлекаемых запасов, малых месторождений, малодебитных и высокообводненных скважин, строительство заводов по переработке добываемого газа с необходимой транспортной и социальной инфраструктурой, и соответствующее крупномасштабное развитие смежных отраслей нефте- и газохимии и производства синтетических материалов. Переход на новую технологическую платформу приведет к смене убывающего тренда добычи в Западносибирской нефтяной провинции на стабильный или возрастающий с 2025 года как минимум до 2035 года.
Потребуется завершение крупных экспортных проектов по модернизации и повышению пропускных способностей нефте-, нефтепродукто- и газопроводов, строительство недостающих элементов Единой системы газоснабжения, развитие газотранспортной системы на востоке страны, увеличение объема и производительности по отбору подземных хранилищ газа для создания достаточных оперативных резервов газа в регионах его потребления.
Региональная политика в отношении северных территорий базируется на том, что освоение углеводородного потенциала континентального шельфа арктических морей и северных территорий – важнейший геополитический и технологический вызов для нефтегазового комплекса
России. Эта задача носит перспективный характер и ее решение призвано обеспечить достаточную добычу углеводородов в стране за временным горизонтом 2035 года (компенсируя неизбежный