Файл: Для начала нужно оговориться, что.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Опишите Ваше мнение о том, какой тип экономического роста преобладает в Российской Федерации - экстенсивный или интенсивный. Какие обстоятельства повлияли на данную ситуацию? 
Для начала нужно оговориться, что экстенсивный или интенсивный экономический рост не существуют сами по себе по отдельности. И тот и другой тип всегда присутствуют в комплексе факторов, обуславливающих рост экономики.

Тема повышения эффективности российской экономики в последние годы звучит особенно остро. Добиться роста эффекта и эффективности можно только повышая её качество, конкурентоспособность на мировых площадках. Президент РФ В.В.Путин в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года» поставил перед Правительством РФ задачу – удвоения ВВП РФ к 2020 году.

События последних лет, связанные с последствиями экономических / финансовых санкций сделали невозможным привлечение финансирования в реальные проекты от европейских и американских инвесторов (в то числе покупка оборудования произведенного в европейских странах), их прямое участие в развитие российских компаний в других проектах по всему миру. Привлечение инвестиций от партнеров с азиатских рынков носит ограниченный характер, с одной стороны, в силу быстрых темпов роста самих азиатских экономик, с другой стороны, не достаточной развитостью деловых контактов, партнерских отношений, реализации совместных проектов в последние годы.

Все это делает жизненно необходимым для дальнейшего не только роста, но и поддержания (если не выживания) российской экономики в условиях нарастания мировой конкуренции – развитие внутренних источников качественного экономического роста. Российской экономики необходимы структурные изменения.

Структурные изменения могут обеспечить появление и реализация новых идей, использование современных технологий. В принятой стратегии инновационного развития 2020 предусмотрено создания стимулов государством для повышения конкурентоспособности экономики, качественного роста ВВП.

Можно отметить результаты этого процесса, если изучить положение РФ в мировых рейтингах: в первую очередь «Doing Business» Мирового банка, «Global Innovation Index» бизнес-школы INSEAD и «Global Competitiveness Index» Давосского экономического форума.


В рейтинге «Doing Business» – целевом показателе двух ключевых государственных инициатив, Национальной предпринимательской инициативы и Рейтинга инновационного развития регионов РФ – Россия продвинулась вверх со 123-го места в 2011 г. до 51-го в 2016 г., то есть сократила отставание от стран-лидеров (которые в это время также улучшали условия для ведении бизнеса) – более чем вдвое.

Рейтинг «Doing Business» имеет лишь косвенное отношение к инновациям – он измеряет успешность действий государства по обеспечению деловой среды для всех видов компаний. Тем не менее, благоприятная среда – это фундамент управления, необходимая предпосылка инновационного развития.

По рейтингу «Global Innovation Index» («Gil») Россия за шесть лет улучшила свой результат с 64-го до 43-го места, то есть примерно в полтора раза. Почти идентичная картина наблюдается и в рейтинге «Global Competitiveness Index» («GCI»), в котором Россия за тот же период выросла с 63-го до 43-го места.

Однако при изучении компонент и сопутствующих показателей рейтингов «GII» и «GCI», отвечающих собственно за динамику и степень инновационного развития (в третьем рейтинге – «Doing Business» – такой компоненты нет, так как этот рейтинг отражает только условия, создаваемые государством), картина становится несколько менее оптимистичной.

Так, в рейтинге «GII» большая часть роста произошла в компоненте «Innovation Input Subindex», отражающей – в самом широком смысле – инвестиции страны в инновационное развитие, в том числе включая усилия по созданию благоприятной инновационной среды; по этой компоненте место России поднялось за те же шесть лет с 82-го до 44-го, то есть страна улучшила свой результат примерно в два раза. По второй же компоненте, отражающей инновационную активность как таковую – «Innovation Output Subindex» – Россия лишь незначительно улучшила свои позиции, поднявшись с 51-го до 47-го места.

«GCI» распределяет страны на три группы в зависимости от основной движущей силы их экономического развития на данном этапе:

– страны, движимые факторами производства; страны, движимые эффективностью производства;

– страны, движимые инновационностью производства.

В первой группе находятся беднейшие страны, которые выживают за счет предложения дешевой рабочей силы или природных ресурсов; страны второй группы конкурируют за счет эффективности – то есть производят что-либо уже широко доступное, но делают это лучше, чем

страны первой группы; и лишь страны третьей группы предлагают миру инновационные решения, то есть конкурируют за счет создания новых продуктов и технологий. Россия по состоянию на 2010 г. была распределена во вторую группу стран и за шесть лет так и не смогла попасть в первую группу.

Таким образом, оценив усилия государства по становлению экономики на инновационный путь развития, мировые рейтинги не фиксируют существенной отдачи от этих усилий и констатируют слабость инновационной экономики как таковой. Судя по динамике в рейтингах, страна за последние пять-шесть лет – со времени принятия СИР-2020 – не смогла совершить «инновационного рывка».

Следовательно, можно сделать вывод, что очевидного интенсивного типа экономического роста в РФ пока нет.