Файл: Средства массовой информации в политической системе общества.pdf
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 304
Скачиваний: 11
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
23
Манипуля́ция массовым созна́нием ( «манипуля́ция обще́ственным мне́нием») — один из способов управления большим количеством людей
(коллективами, сообществами) путём создания иллюзий и условий для контролирования поведения.
Это воздействие направлено на психические структуры человека, осуществляется скрытно и ставит своей задачей установить контроль над поведением, лишить свободы выбора объект манипуляции посредством изменения представлений, мнений, побуждений и целей людей в нужном некоторой группе направлении. Манипуляция массовым сознанием служит ключевым элементом психологических операций и информационной войны.
Симптомами и признаками манипуляции могут быть:
язык;
эмоции;
сенсационность и срочность;
повторение;
дробление (парцелляция);
изъятие из контекста;
тоталитаризм источника сообщений;
тоталитаризм решения;
смешение информации и мнения;
прикрытие авторитетом;
активизация стереотипов;
декогерентность высказываний и т. д.
2
Манипуляция — это угнетение личности, при этом, поскольку человек желает верить в то, что хочет приобрести (знания, опыт, материальные блага, психологический комфорт), угнетение может достигаться через «ложь, в которую хотят верить».
2
Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: Алгоритм, 2004. — 528 с.; М.: Эксмо, 2005. — 832 с.
24
Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как
«акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка».
Именно в таком наполнении слово «манипуляция» заменило в политическом словаре ранее бытовавший термин «макиавеллизм»
3
Признаки манипуляции сознанием:
Вид духовного, психологического воздействия, форма скрытого психологического насилия, (а не физическое насилие или угроза насилием).
Мишенью действий манипулятора является психика человеческой личности, её образ мира, общие ценности, представления, убеждения, стереотипы и установки целевой аудитории.
Скрытое воздействие, факт которого не должен быть замечен объектом манипуляции. Как замечает один из ведущих специалистов по американским средствам массовой информации профессор
Калифорнийского университета Г. Шиллер: «Для достижения успеха манипуляция должна оставаться незаметной. Успех манипуляции гарантирован, когда манипулируемый верит, что все происходящее естественно и неизбежно, и сам факт манипуляции не отражён в памяти субъекта. Короче говоря, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться».
Зачастую эту фальшивую действительность создают СМИ. Они служат информационными фильтрами, формируют повестку дня и являются ретранслятором авторитетных мнений, которые усваиваются людьми, а затем воспринимаются ими как свои собственные. Особо тщательно скрывается главная цель — чтобы даже разоблачение самого факта попытки манипуляции не привело к выяснению дальних намерений.
3
Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. — 3-е. — М.: Речь, 2003. — 304 с.
25
Воздействие, которое требует значительного мастерства и знаний.
Поскольку манипуляция общественным сознанием стала технологией, появились профессиональные работники, владеющие этой технологией
(или её частями).
К людям, сознанием которых манипулируют, относятся не как к личностям, а как к объектам, особого рода вещам, лишенным свободы выбора. Манипуляция — это часть технологии власти, а не воздействие на поведение друга или партнера.
Формирование управляемой толпы посредством серии манипуляций становится ключевым инструментом процесса легитимизации и делегитимизации властных институтов в современном мире.
Манипуляция основана на подмене истинных причин событий мнимыми, дезориентирующими объект в нужном для манипулятора направлении.
Данная задача может быть выполнена как с помощью СМИ, так и на основе неформальных каналов информации.
Алгоритм манипуляции включает в себя несколько основных этапов:
1)
Анализ культурно-психологических особенностей целевой аудитории или ключевого информатора, составление культурно- психологического портрета целевой аудитории. Используются различные опросы, фокус-группы и глубинные интервью с представителями целевых групп при участии аналитиков и военных психологов.
2)Построение в СМИ виртуальной картинки заданного события, совместимой с психологическими установками и картиной мира целевой аудитории и выводящей её на нужную модель поведения в рамках целевого ориентира манипуляции. Сегодня виртуальная картинка формируется с использованием передовых компьютерных технологий и достижений
26 кинематографии, что, как отмечают исследователи делает её в массовом восприятии более реальной и яркой, чем подлинная реальность.
3)Планирование реального события, имеющего символическое значение и служащего пусковым механизмом, вынуждающим целевую аудиторию поверить в реальность заданной извне виртуальной картинки и действовать в соответствии с ней.
4)Контроль над СМИ: управление информационными фильтрами, призванное синхронизировать в СМИ информационные потоки и закрепить положительные результаты манипуляции. Важным элементом манипуляции служит планирование отвлекающих и шоковых событий для отключения способности критически мыслить, повышения уровня внушаемости целевой аудитории, превращении её в толпу, руководимую стадным инстинктом и управляемую извне.
Если основной целью классической войны служит физическое уничтожение врага, то целью информационной войны, ведущейся посредством различных манипуляторных технологий, — служит уничтожение врага в духовном аспекте посредством разрушения его ценностей, а также смыслового контекста в котором эти ценности укоренены.
Условие успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев преобладающее большинство граждан служит пассивным объектом информационного воздействия: не тратит ни душевных и умственных сил, ни времени на то, чтобы усомниться в сообщениях СМИ.
Целенаправленное изменение общественных настроений создает поле возможностей (Окно Овертона) для реализации манипуляторной программы.
Всякая манипуляция сознанием есть взаимодействие. Жертвой манипуляции человек может стать лишь в том случае, если он выступает как соавтор, соучастник.
Манипуляция — это не только скрытое психологическое насилие, но и соблазн. Важную роль здесь играет
27 использование лидеров мнений, оказывающих влияние на формирование мнений в пределах своей группы.
На основе данной модели проводятся мобилизационные кампании в социальных сетях, служащие одним из основных элементов информационного воздействия на массовое сознание. Точный расчет темы и выбор ключевых информаторов приводит к тому, что информационная кампания переходит в авто когерентный режим с волнообразным расширением массовой аудитории.
В зависимости от эмоций, которые появляются у объекта манипулирования, можно выделить формы манипуляций:
положительные формы:
заступничество,
успокаивание,
комплимент,
невербальные заигрывания (обнимание, подмигивание),
сообщение хороших новостей,
общие интересы…
отрицательные формы:
деструктивная критика (высмеивание, критика личности и поступков),
деструктивная констатация (негативные факты биографии, намеки и упоминания о прошлых ошибках),
деструктивные советы (рекомендации по изменению позиции, способа поведения, безапелляционные повеления и указания)…
28
Целью манипулятора является лишение объекта свободы выбора: способности критически мыслить и делать рациональный выбор, мягкое подведение к заданному извне выбору как единственно возможному, якобы безальтернативному для объекта. Этот выбор является несвободным и неосознанным, что делает возможным внешнее управление поведением объекта помимо его воли.
Одной из форм противодействия манипуляции является критический анализ поступающей информации, организация получения информации из разных источников.
Способы противодействия манипуляциям в СМИ:
Анализ противоречащих источников (по обе стороны), выявление общих и разнящихся сведений.
Получение информации из первых рук, общение с представителями групп, задействованных в ситуации.
Выявление манипуляторов и анализ продвигаемой ими точки зрения.
Анализ отношения различных групп в социальных сетях и других публичных источниках.
Способы противодействия прямым манипуляциям:
Внешнее согласие (начать с того, с чем согласен, можно даже привести аргумент в пользу слов оппонента). Состоит в том, что адресат выделяет из речи манипулятора те положения, с которыми может согласиться.
Остальную информацию пропускает «мимо ушей», либо перефразирует её.
Перефразирование «-» в «+», констатация фактов. Как правило, применяется при манипуляциях отрицательной формы (вызывающих отрицательную эмоцию у объекта манипулирования).
29
Изменение темы разговора, оттягивание окончательного ответа
(принять информацию к сведению и отложить решение на завтра, «утро вечера мудренее»).
Игнорирование отрицательной оценки или отказ от ответа (например:
«не буду отвечать на эту реплику, ответить на неё — значит унизиться самому»; «этот вопрос я обойду молчанием…» и т. п.).
Повышение уровня компетентности, критичность восприятия, формирование научного образа мышления. Критичность восприятия независимо от базового уровня знаний способна значительно ограничить глубину и продолжительность воздействия манипуляторных технологий на человека.
Методов манипуляции сознанием, используемых в средствах массовой информации, довольно много, но чаще всего выделяются следующие:
1. Использование внушения.
2. Искусственное затемнение «картинки реальности» в СМИ, подача противоречивой, недостоверной и заведомо предвзятой информации.
3. Перенос частного факта в сферу общего, в систему.
4. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации.
5. Метод под названием «нужны трупы».
6. Метод «страшилок».
7. Замалчивание одних фактов и выпячивание других.
8. Метод фрагментации.
9. Многократные повторы или «метод Геббельса».
10. Метод абсолютной лжи. Чем чудовищнее ложь, тем легче в неё верят.
11. Создание лжесобытий, мистификация.
30 12. Подмена фактов красивыми лозунгами. Например, «Свобода,
Равенство, Братство».
13. Метод диссонанса: продвижение альтернативных фактов, ценностей и представлений, разрушающих механизмы трансляции исторической памяти, общие символы и ценности целевой группы
4
Глава 3. Политические коммуникации в СМИ. Политический PR.
3.1. Политические коммуникации в СМИ.
Средства массовой информации - это организации, основными целями деятельности которых являются сбор, обработка и открытая публичная
4
С.Г.Кара-Мурза "Манипуляция сознанием"
31 передача различной информации для широких слоёв населения с помощью специальных технических средств.
СМИ зачастую играют роль «контролёра» власти. Халатность должностных лиц, коррупция, хищение - большинство из таких случаев будут обязательно донесены до читателя, зрителя, слушателя.
Средства массовой информации занимают центральное место в предвыборной агитации, ведь только они могут оказать на избирателя всестороннее воздействие. Правила использования СМИ в предвыборной агитации в Российской Федерации содержатся в Положении об информационных гарантиях и Законе о средствах массовой информации.
Каждый гражданин РФ и каждое избирательное объединение имеет равный доступ к СМИ, им должно представляться эфирное время по каналам государственных и муниципальных телерадиокомпаний. Кандидаты и избирательные объединения, являющиеся представителями различных политических течений, должны иметь равные возможности для изложения своих предвыборных программ в средствах массовой информации.
Например, в печатных изданиях каждому кандидату должны предоставляться равные возможности для предвыборной агитации: равный объём газетного пространства, места на газетных полосах и т.д. Контроль за соблюдением этого порядка осуществляют избирательные комиссии.
5
Появление СМИ в политике не могло не привести к изменениям и последствиям, как положительным, так и отрицательным. Важное положительное изменение - у населения появилась возможность участвовать в политической жизни вне зависимости от местонахождения, тогда как
5
Федеральный закон №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ
32 раньше жители страны из очень отдалённых мест жительства не имели возможность черпать информацию о политической жизни государства.
Примером негативного последствия усиления влияния СМИ в политике может служить создание политических мифов, доведение до зрителя (слушателя, читателя) не соответствующей истине информации. При активном освещении во всех СМИ конкретного кандидата или партии с навязчивым восхвалением их, в таком случае можно говорить о массовом манипулировании общественным сознанием.
На сегодняшний день, несмотря на темпы роста Интернета, в России самым популярным источником информации о политической жизни страны остаётся телевидение. Проводятся такие мероприятия, как прямые линии с
Президентом РФ, политические дебаты и т.д. В них используется коммуникационная связь со зрителями - возможность телефонных звонков и
СМС-голосований. Неудивительно, что выборы некоторые люди называют
«телевыборами», поскольку именно на телевидении имеются самые большие возможности для влияния на аудиторию. Технические возможности телевизионных каналов позволяют создать полный образ кандидата, напрямую обращаться к потенциальным избирателям и вступать в дискуссии с конкурентами в прямом эфире.
Можно сделать вывод, что роль средств массовой информации в политических коммуникациях огромна. Печатные издания, радио, телевидение, Интернет имеют реальные возможности непредвзято освещать происходящие события и политические процессы, комментировать их и призывать к чему-либо широкую аудиторию, формировать у общественности определенные политические идеалы и нормы.\
Таким образом, возможности средств массовой информации в политической коммуникации огромны. Именно благодаря работе СМИ
33 может изменяться идеология общества, могут быть поддержаны определённые политические силы и свергнуты другие.
Заключение
34
Итак, в работе были рассмотрены основные этапы становления и развития СМИ, их роль и место в истории общества и сегодня.
Безусловно, доказана актуальность темы, ее вневременная значимость, исходя из чего, можно сделать вывод о том, что в этой сфере еще много почвы для исследований и дальнейшей работы. Тому есть фактические подтверждения влияния СМИ на политическую жизнь путем информирования о проводимых предвыборных кампаний, на культурную путем выпуска научно-популярных изданий, трансляции научных передач, новостей и пр.
Также можно сделать вывод о всеобъемлемости, своего рода глобальности СМИ, что достигается путем обхвата различных целевых аудиторий.
Более того, сегодня наличие разнополярных СМИ, в том числе иностранных обозревателей, не подчиненных одному центру дает возможность для проведения масштабных информационных исследований.
Можно отметить, что посредством манипуляции значениями каких- либо понятий, СМИ могут менять отношение к ним, а со временем и их значимость и значение, не из вредности конечно, а просто по той причине, что исходный толк уже может быть утерян.
Стоит отметить, что на протяжении работы рассматривается понятие "манипуляция сознанием". Важность заключается в том, что рассматривается как положительная, так и отрицательная стороны этого момента.
В том числе было уделено внимание развлекательно-информационному режиму, сделан упор на его все больше развивающуюся ненатуральность,
"глянцевость", виртуальность… Многочисленные "реалити-шоу" заменяют и даже подменяют представление о действительности, многочисленные глянцевые журналы, красивые картинки заставляют людей, в основном