Файл: Немов С.Р. - Психология. Книга 1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.06.2021

Просмотров: 7581

Скачиваний: 53

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

са, сопровождающегося внутренней напряженностью, от которой человек хочет избавиться. 4. Наличие подходящего объекта агрессивного поведения, способного снять напряжение и устранить фрустрацию.

Немаловажную роль в порождении и регулировании агрессивного поведения играют восприятие и оценка человеком ситуации, в частности — намерений, приписываемых другому лицу, возмездия за агрессивное поведение, способности достичь поставленной цели в результате применения агрессивных действий, оценки подобных действий со стороны других людей и самооценки.

Для того чтобы умерить агрессивные побуждения человека, необходимо сделать так, чтобы он мог видеть и оценивать себя в момент совершения агрессивных действий. Установлено, например, что человек, получивший возможность видеть себя в зеркале в раздраженном состоянии в момент, когда он готов или уже совершает агрессивные поступки, быстро успокаивается и лучше контролирует свое поведение. Однако такое происходит только в начале раздражения. Когда же он «вышел из себя» и находится в сильном возбуждении, это не помогает снять агрессивные действия.

У человека есть две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением: тенденция к агрессии и к ее торможению. Тенденция к агрессии — это склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Тенденция к подавлению агрессии определяется как индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению проявлений агрессивных действий.

Мотив торможения агрессивных действий оказывается решающим в актуализации определенных поведенческих тенденций. В ряде экспериментальных психологических исследований, в которых для оценки мотива-тенденции к агрессии применялась проективная методика, получен парадоксальный на первый взгляд результат: те люди, которые в процессе тестирования обнаружили высокие показатели склонности к агрессии, в реальной жизни, как выяснилось, эту склонность не проявляли, подавляя ее даже больше, чем те, чьи показатели мотива агрессивности были выше. Этот результат объясняется, в частности, развитостью у них тенденции к торможению внешних

506



проявлений агрессии, которая становится тем сильнее, чем значительнее мотивация к агрессии.

Источники торможения агрессии могут быть как внешними так и внутренними. В качестве примера внешних источников можно назвать страх перед возможным возмездием или наказанием за агрессивное поведение, а в качестве примера внутреннего источника — переживание вины за несдержанное, агрессивное поведение по отношению к другому живому существу. Было показано, что обычных подростков от тех, кто совершил правонарушения и находится в местах отбывания наказания, отличают именно внутренние источники торможения агрессивных действий. Сильным тормозным фактором в проявлении подростками агрессии является также позиция взрослых, в частности родителей, по отношению к агрессивному поведению детей.

Темы и вопросы для обсуждения на семинарах

Тема 1. Мотив и мотивация.

1. Диспозиционная и ситуационная детерминация поведения.

2. Основные проблемы мотивациоиного объяснения поведения.

3. Понятия мотивации и диспозиции.

4. Главные диспозиционные переменные: мотив, потребность, цель.

5. Структура и основные параметры мотивационной сферы человека.

6. Представление о сознательной и бессознательной мотивации.

Т е м а 2. Психологические теории мотивации.

1. История теоретических исследований мотивации:

2. Развитие теорий мотивации до второй половины XIX в.

3. Теория инстинктов у человека.

4. Теория потребностей.

5. Направления исследования мотивации в первой половине XX в.

6. Когнитивные теории мотивации.

Т е м а 3. Мотивация и деятельность.

1. Понятие и теория каузальной атрибуции.

2. Мотивация достижения успехов и избегания неудач.

3. Индивидуальные различия в деятельности людей, ориентированных на успех и неудачу.

4. Поведение людей с различной самооценкой способностей в случаях успехов и неудач.

5. Мотивация достижения и тревожность.

6. Мотивационное объяснение беспомощности.

Т е м а 4. Мотивация и личность.

1. Самооценка и уровень притязаний как факторы мотивации.

2. Потребность в общении (аффилиация).

507



3. Мотивация власти.

4. Поведение людей с разными мотивами в различных социальных ситуациях.

5. Альтруизм, эмпатия и просоциалъное поведение.

6. Мотивация агрессивности и фрустрация.

Темы для рефератов

1. Основные понятия из области психологических исследований мотивации.

2. Теории мотивации.

3. Психологические исследования мотивации достижения успехов.

4. Личностные корреляты мотивации.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Классификация человеческих потребностей.

2. Современные когнитивные теории мотивации.

3. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.

4. Мотивация агрессивного и просоциального поведения.

ЛИТЕРАТУРА

I

Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М., 1990. (Понятие мотивации: 1145. Механизмы развития мотивации человека: 46—82. Мотивация и эмоции: 82—216. Мотивация и личность: 217—284.)

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1982 (1975). (Мотивы, эмоции и личность: 189—206.)

Селье Г. Стресс без дистресса. — М., 1982. (Мотивация и стресс: 52—83.)

Симонов П.В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. — М., 1987. (Опыт классификации потребностей человека: 43—60.)

Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. — М., 1981. (Потребности как основа и движущая сила человеческого поведения: 143—160.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. V. — М., 1975. (Мотивация: 15—110.)

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. — Т. I. (Состояние исследований мотивации: 1255. Основные направления исследований мотивации: 56—93. Мотивация и личность: 94— 122. Ситуационные детерминанты поведения; 123—178. Когнитивная теория мотивации: 179242. Тревожность и мотив дости-

508


жения: 243—288. Социальные мотивы — аффилиация и власть: 289337. Просоциальные и антисоциальные мотивы. Мотивация помощи и агрессия; 338—405.)

II

Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976. (Мотивация: 6—39. Формирование личности и мотивации: 39—75, 135—143. Воспитание и мотивация: 144—155.)

Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. — М., 1986. (Понятие уровня притязаний: 3—11. Уровень притязаний и личность: 31—40.)

Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности. — М., 1977. (Мотивация: 5—21.)

Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. — М., 1986. (Мотивационные процессы в системе психического отражения: 3—16. Нужды и потребности: 48—78, 94— ПО. Мотивация и эмоции: 78—94. Инстинкты: 110—143.)

Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987. (Эмоции и потребности: 18—22.)

Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. — М., 1990. (Тренинг мотивации: 122—179.)

Мерлин B.C. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. — Пермь, 1990. (Мотивация: 73—81.)

Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М., 1964. (Мотивация поведения, Значимость, намерения и выполнение планов: 75—90. Инстинкты: 91—99.)

Муздыбаев К. Психология ответственности. — Л., 1983. (Ло-кус контроля личности: 43—89.)

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. — Л., 1960. (О потребностях как отношениях человека: 200—208. Проблема отношений человека и ее место в психологии: 209—230.)

Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. (Мотивационная теория эмоций: 138—151.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. III. - М., 1970. (Потребности: 147 - 196.)

Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. — Т. II. (Мотивация достижения: 5—59. Атрибуция каузальная: 60—187. Развитие мотивации и изменение мотивов: 270—339.)

Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. — М., 1986. (Познавательная потребность: 32—41.)

509



Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. — 2-е изд. — М., 1974. (Фрейдизм и категория мотивации: 219—252.)

III

Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие. — М., 1986. (Мотивация. Целеполагание: 11—31.)

Брунер Д.С. Психология познания: За пределами непосредственной информации. — М., 1977. (Мотивация и восприятие: 13-130.)

Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. — М., 1984. (Понятие и процесс переживания: 16—30, 49—77. Фрустрация: 36—42. Конфликт: 42— 45. Кризис: 45—49.)

Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. — М., 1981. (Мотивация учения: 5—26.)

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. — 2-е изд., доп. — М., 1989. (Противоборство мотиваций: 163—171. Управление поведением: 172—187.)

Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — М., 1961. (Непроизвольное запоминание и мотивация: 222—241.)

Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся. — Киев, 1984. (Строение мотивации учения и способы ее изучения: 17—29.)

Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта. — М., 1983. (Мотивационная основа когнитивных процессов. Психофизиология: 112—126.)

Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения. — М., 1970. (Вопросы активации и мотивации: 116—138.)

Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. — М., 1964. (Двигательные умения и навыки: 100—115.)

Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. — М, 1988. (Психосемантический подход к исследованию мотивации: 86—101.)

Способности и склонности: Комплексные исследования. — М., 1989. (Дифференциальный подход к способностям и склонностям: 7—21.)

Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. — Киев, 1987. (Понятие психологической защиты и ее функции: 12—47.)

510


Смотрите также файлы