ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 7545
Скачиваний: 53
ного. В силу этого обстоятельства взаимоотношения людей, вовлеченных в данную психологическую ситуацию, длительное время могут оставаться неясными, поскольку тот, чье отношение к другому положительное, может предполагать такое же отношение к себе со стороны партнера, а тот, чье отношение отрицательное, также может рассчитывать на положительное к себе отношение и в силу этого обстоятельства сохранять свои взаимоотношения с другим.
Третий тип межличностных конфликтов характеризуется тем, что один и тот же человек вызывает к себе одновременно и положительное, и отрицательное отношение. Всякое движение, направленное на сближение с ним, довольно скоро останавливается, так как сближение вызывает усиливающееся стремление разорвать с данным человеком взаимоотношения. Здесь один индивид, испытывающий амбивалентное (противоречивое, двойственное) чувство к другому, одновременно и стремится к нему, и боится его. В результате он останавливается где-то на полпути к партнеру, сохраняя вместе с тем определенную психологическую дистанцию, уравновешивающую противоположно направленные силы стремления и избегания. Схематически подобного рода конфликтная психологическая ситуация представлена "на рис. 84.
Последнее из аномальных отношений, которое, являясь по преимуществу личностным, также может выступить в сфере межличностных групповых отношений, — это фрустрация. В психологии фрустрация понимается как состояние эмоционально-психологического расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели, с тщетностью прилагаемых усилий. Фрустрация сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, иногда — отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межличностных конфликтов.
У разных людей реакция на фрустрацию может быть различной. Эта реакция может выступать в форме апатии, агрессивности, регрессии (временного снижения уровня разумности и интеллектуальной организованности поведения). Агрессивные действия как реакция на фрустрацию нередко возникают тогда, когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием, ищет внешней разрядки и находит точку ее приложения в другом человеке, который фру-
596
Рис. 84. Гипотетические кривые, выражающие стремление одного человека к другому, который одновременно опасен и привлекателен для него. Сплошная кривая — сила желания приблизиться к объекту; пунктирная — удалиться от него. X — точка, где желания сблизиться и удалиться уравновешиваются. В ней и находится человек в состоянии конфликта
стрируемым воспринимается как причина его неудачи. Вот один из примеров действия фрустрации на поведение детей в группе, взятый из исследования, проведенного в начале 40-х годов известным социальным психологом К. Левином совместно с Р.Бар-кер и Т.Дембо.
Эксперимент, о котором идет речь, проводился с детьми дошкольного возраста в течение нескольких дней. В первый день детям была предоставлена возможность играть в комнате с разными игрушками, причем все они были некомп-
597
лектными. Например, стол был без стульев, телефонная трубка — без телефонного аппарата, кораблик — без воды и т.д. Несмотря на неполноту игрушек, все дети играли увлеченно, легко заменяя недостающие предметы другими или воображаемыми.
На второй день проведения эксперимента ситуация изменилась. Когда дети вошли в помещение, где они вчера с увлечением играли, их взору открылась соседняя комната, которая раньше, в первый день проведения эксперимента, была закрыта. В этой комнате теперь находились те же игрушки, с которыми дети играли вчера, но полнокомплектные, а также другие, еще более привлекательные. Однако достать их было нельзя, так как новая комната от прежней была отделена непреодолимой преградой — проволочной сеткой.
Поведение детей в этих условиях резко изменилось. Если раньше они с увлечением играли, общались друг с другом, то теперь их группа распалась и они как бы замкнулись в себе, перестали общаться и дружить. Одновременно они потеряли желание и способность играть. Их перестали привлекать некомплектные игрушки. Многие из участвовавших в эксперименте детей стали вести себя по отношению к этим игрушкам агрессивно: бросать, ломать их. В присутствии взрослых дети капризничали. Один ребенок, не обращая внимания на других и на взрослых, лег на пол и, ничего не делая, демонстративно смотрел в потолок; другой, подойдя к сетке, стал дергать ее ручонками; третий бессмысленно, без интереса перебирал, перебрасывая с места на место, старые игрушки.
Часто объектом вымещения агрессивности фрустрированного человека становятся другие члены его группы, которые раздражают его и не способны дать ему отпор. Такое агрессивное поведение называется «смещенным», так как объектом акта агрессии становится не фрустратор, а некто другой, случайно оказавшийся рядом.
Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут оказаться направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения. Они могут проявляться в межнациональных, межгосударственных отношениях, во взаимоотношениях между различными социальными группами. Такого рода акты нередко наблюдаются в периоды социальных, политических и экономических депрессий, массового недовольства людей условиями жизни. В таких условиях объектами смещенной агрессии могут стать люди, принадлежа-
598
щие другим социальным группам, другой национальности и вероисповедания.
Если в силу сложившихся обстоятельств агрессия оказалась вымещенной на каком-либо объекте или по истечении значительного периода времени вызванная ею внутренняя психологическая напряженность сама собою спала, то следующей типичной психологической реакцией, наступающей за агрессией, является апатия. Быстрота ее возникновения вслед за агрессией и глубина могут быть индивидуально различными, по-разному проявляться в различных социальных группах.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Положительное воздействие группы на индивида.
1. Двойственность влияния группы на индивида.
2. Основные факторы положительного влияния группы на индивида.
3. Группа как источник положительных образцов для подражания.
4. Группа как носитель духовных ценностей, знаний, умений и навыков.
5. Группа как фактор, способствующий росту самосознания индивида.
6. Группа как средство получения положительных эмоциональных подкреплений.
Т е м а 2. Отрицательное влияние группы на личность.
1. Влияние массы, толпы людей на психологию и поведение индивида.
2. Явление деиндивидуализации (обезличивания).
3. Эксперимент С.Милгрэма, его интерпретация с позиций влияния группы на индивида.
4. Группа и индивидуальная творческая деятельность.
5. Явление конформизма.
6. Унификация мнений и поступков людей под влиянием групповых норм.
Т е м а 3. Восприятие и понимание людьми друг друга.
1. Жизненное значение правильного восприятия людьми друг друга.
2. Имплицитная теория личности.
3. Эффекты первичности (ореола) и новизны.
4. Особенности и порядок восприятия информации о личности другого человека.
5. Оценка эмоциональных состояний другого человека.
6. Типичные формы межличностного восприятия.
7. Факторы, способствующие и препятствующие правильному восприятию людьми друг друга.
Т е м а 4. Самочувствие личности в группе.
1. Понятие психологического климата группы.
2. Влияние группы на отношение человека к человеку.
599
3. Группа и явление ситуационной тревожности.
4. Межличностные внутригрупповые конфликты.
5. Фрустрация и агрессия во внутригрупповых отношениях.
Темы для рефератов
1. Группа и ее положительная роль в развитии человека как личности.
2. Факты, свидетельствующие об отрицательном влиянии группы на индивида.
3. Психологические механизмы восприятия людьми друг друга.
4. Психологические проявления самочувствия личности в группе.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Основные источники личностного развития индивида в группе.
2. Социально-психологическая интерпретация основных фактов, свидетельствующих об отрицательном влиянии группы на личность.
3. Пути улучшения точности и правильности межличностного восприятия.
4. Способы улучшения самочувствия личности в группе.
ЛИТЕРАТУРА
I
Андреева Г.М. Социальная психология. — М., 1988. (Коллектив: 284—302. Личность в социальной психологии: 317—331. Личность в группе: 367—384.)
Берне Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. (Межличностные отношения и Я-концепция: 225—245.)
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. (Группа и личность: 69—72. Фрустрация: 93—102. Конфликты в группе: 112 — 118. Руководство и лидерство в группах: 162—170.)
II
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. (Коллектив и личность: 16—35.)
Донцов А.И. Психология коллектива. — М., 1984. (Личность в группе: 39—63.)
Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. — М., 1982. (Исследования лидерства: 10—33. Управление педагогическим коллективом: 33—192.)
600