ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 7538
Скачиваний: 53
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Виды дружбы и ее исторический характер.
2. Любовь и разные исторические эпохи.
3. Человеческая вражда в произведениях искусства и литературы, в истории межгосударственных отношений.
4. Возникновение и преодоление одиночества.
ЛИТЕРАТУРА
I
Бодалев А.А. Личность и общение: Избр. тр. — М., 1983. (Межличностное восприятие и понимание: 85—265.)
Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. — М, 1987. (Эмоциональные отношения: 6—43. Психология симпатий: 44—92. Развитие эмоциональных отношений: 93—110, 142—159. Психологический анализ любви: 110—130.)
Гребенщиков И.В. Основы семейной жизни. — М., 1991. (Семейные отношения: 17—32.)
Конфликты в школьном возрасте: Пути их преодоления и предупреждения. — М., 1986. (Конфликты в условиях школы: 4—18. Неосознаваемые причины конфликтного поведения: 104—111.)
Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. (Эмпатия: 235— 237.)
II
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. (Межличностные отношения: 32—56. Возрастные и индивидуальные особенности восприятия человека человеком: 56—99.)
Берне Р.В. Развитие Я-концепции и воспитание. — М., 1986. (Межличностные отношения и Я-концепция: 225—245.)
Гозман Л.Я., Ажгихина Н.И. Психология симпатий. — М., 1988.
Егидес А.П. Психологическая коррекция конфликтного общения // Психологический журнал. — 1984. — Т. 5. — № 5. — С. 52-62.
Ковалев СВ. Психология семейных отношений. — М., 1987. (Психология семейных отношений: 19—33. Психология интимных отношений: 63—70.)
Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений. — Минск, 1984. (Взаимоотношения в
621
детских группах и коллективах: 12—42. Становление основных систем отношений в начальных классах: 110—148. Развитие личных взаимоотношений: 149—166. Факторы, определяющие положение ученика в системе личных взаимоотношений: 167—193.)
Кроиик А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я. Психология значимых отношений. — М., 1989. (Значимые межличностные отношения: 59—112. Согласие и взаимопонимание: 113— 173.)
Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М., 1988. (Межличностные отношения в коллективе: 36—74.)
Мелибруда Е. Я — Ты — Мы. Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986. (Межличностные контакты: 26—107. Навыки межличностного общения: 120—131. Искусство общения: 132—171.)
Петровская Л.А. Компетентность в общении: Социально-психологический тренинг. — М., 1989. (Межличностное общение и перцептивно-ориентированный тренинг: 9—17. Перцептивно-ориентированный тренинг: 45—194. Психокоррекционная работа в современной гуманистической психологии: 195—207.)
Петровская Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М., 1982. (Основные принципы психологического воздействия в концепции К.Роджерса: 30— 37. Общая характеристика «групп встреч» как групп «роста личности»: 37—57. Т-группа как форма тренинга чувствительности: 57— 75. Общая характеристика социально-психологического тренинга: 97—121. Процедурные аспекты групп интенсивного общения: 138-148.)
Шмелев А.Г. Острые углы семейного круга: Психология обыденной жизни. — М., 1986. (Домашние конфликты. Механизмы и профилактика: 46—92.)
III
Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. (Межличностные отношения в детском коллективе: 70—86.)
Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989.
Кон И.С. Дружба. — М., 1987. (История дружеских отношений: 13—136. Дружба в системе межличностных отношений: 137-327.)
Лабунская В.А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. — Ростов н/Д., 1986. (Структура и функции не-
622
вербального поведения: 5—35. Проявления невербального поведения и его оценка: 36—111. Методика исследования особенностей и психологический анализ невербального поведения: 115—130.)
Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1982. (Структура межличностных отношений в коллективе: 41-44.)
Глава 24.
КРАТКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ
Краткое содержание
Возникновение психологических знаний. Древность интереса к психологическим знаниям. Понимание души как первопричины движения и тепла. Анимизм как исторически первое учение о душе. Проблема взаимосвязи тела и души. Материалистическое понимание души. Достижения в развитии психологии, связанные с материализмом и идеализмом. Состояние психологической науки накануне эпохи Возрождения.
Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины XIX в. Успехи механики и ее влияние на другие науки. Проникновение механистических идей в науку о душе. Учение Р.Декарта о рефлексе. Дуализм души и тела, его трактовка в работах Б.Спинозы. Эмпиризм и сенсуализм. Переход к пониманию психологии как науки о внутреннем опыте. Возникновение интроспекции как основного метода психологических исследований. Ассоциативная психология и ее развитие. Открытия в области анатомии и физиологии центральной нервной системы. Книга И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга», ее значение для дальнейшего развития отечественной психологии.
Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в. Успехи медицины и психиатрической практики, углубленное понимание законов работы мозга человека. Появление теории эволюции Ч. Дарвина и ее влияние на развитие психологии. Превращение психологии в самостоятельную науку. Становление экспериментальной психологии В.Вундта, психофизиологии и психофизики. Появление тестов и психологии индивидуальных различий. Состояние и основные направления психологических исследований в предкризисный период. Причины и суть кризиса психологии, возникшего на рубеже XIX—XX вв. Становление новых направлений в науке о поведении человека и его психологии: бихевиоризма, гештальтпсихологии и фрейдизма. Краткая характеристика каждого из этих направлений, их современное состояние. «Понимающая» психология как реакция на трудности поиска научного объяснения сложных психологических явлений. Когнитивная психология. Необихевиоризм и неофрейдизм. Генетическая психология Ж.Пиаже. Новейшие тенденции в развитии психологических знаний.
Становление и современное состояние психологии в нашей стране. Развитие отечественной психологической мысли. Борьба материализма и идеализма в психологии до Октябрьской революции и в первые годы Советской власти. Основные направления научных исследований советских психологов в 20-е го-
623
ды. Учения И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, К.Н.Корнилова, М.Я.Басова. Возникновение новых научных школ С.Л.Рубинштейна, Л.С.Выготского, Д.Н.Узнадзе. Б.Г.Ананьева и др. Развитие этих школ и направлений до конца 60-х годов. Современное состояние и проблемы дальнейшего развития психологии в нашей стране.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Интерес к знаниям, которые мы сегодня относим к области психологии, возник давно. Проблемы, и по сей день волнующие психологов, привлекали к себе внимание, вероятно, еще в те древнейшие времена, когда в сознании человека впервые зародилась научная мысль. Дошедшие до нас письменные источники, принадлежащие древнегреческим философам и датированные последними веками до нашей эры, свидетельствуют о том, что этот интерес отчетливо проявился уже тогда, когда интегрированная (не разделенная еще на отдельные науки) философская мысль пыталась проникнуть в тайны мироздания.
В древние времена считалось, что душа присутствует в природе везде, где есть движение и теплота. Первое философское учение, основанное на вере во всеобщую одухотворенность мира, получило название «анимизм» (от лат. «ани-ма» — дух, душа). Анимизм явился и исторически первым учением о душе. Его основой выступило убеждение в том,, что у всего, что существует на свете, есть элементы души. Душа же понималась как независимая сущность, отделенная от тела и способная управлять всеми живыми и неживыми предметами.
С помощью такого, безусловно наивного с позиций нашего времени представления древним все же удавалось логично объяснять многие психологические явления, включая довольно сложные, например смерть и сон. Считалось, что, когда человек умирает, его душа навсегда покидает тело, а когда он спит, она временно отсутствует, возвращаясь при пробуждении.
В предпринимавшихся в то время философских попытках понять и объяснить природу душевных явлений красной нитью проходила мысль о независимости души от тела, о ее внемате-риальном происхождении.
Вслед за этим возникли попытки натурфилософского истолкования души, т.е. ее понимания как материального явления, вместе с другими подобными явлениями логично впи-
624
сывающегося во всеобщую материалистическую картину мира. Самые первые подобные описания и объяснения психики базировались на картине мира, которая содержала три основных начала: воду, воздух и огонь. В соответствии с ней все существующее на Земле представлялось состоящим из этих материальных начал, причем носителем души считалось огненное начало. Самой же душе приписывалась функция движения.
Позднее древнюю мировоззренческую картину, кратко описанную выше, сменило новое глобальное учение — атомистическое. В наиболее завершенном виде это учение предстало в трудах выдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля. Согласно этому учению мир представляется состоящим из множества мельчайших, неделимых частиц — атомов, которые обладают разной величиной и подвижностью. Наиболее мелкие и самые подвижные из них — это атомы души. Она с этого времени стала рассматриваться как материальный орган, оживотворяющий тело и управляемый таким же материальным началом — духом (разумом).
Утверждалось, что атомы души живут вполне самостоятельной жизнью, могут проникать в тела и покидать их. Динамикой движения атомов души в учении Аристотеля объяснялись многие из тех явлений, которые изучаются и в современной психологии: восприятие, память, мышление, сновидения и др. Учение о душе как независимый раздел философии впервые было выделено и оформлено Аристотелем, а его трактат «О душе»1 можно рассматривать как одно из первых научно-психологических произведений.
Примерно в это же время зародилось альтернативное материалистическому — идеологическое объяснение душевных явлений в трудах Платона и его последователей. В них была представлена классификация душевных явлений, их разделение на разум, мужество (в современном понимании — воля) и вожделение (в нынешней трактовке — мотивация). Каждый тип душевных явлений размещали в разных частях тела: разум — в голове, мужество — в груди, вожделение — в брюшной полости. Преобладание той или иной части души у человека связывалось с его индивидуальностью и соотносилось с социальным происхождением. Идея как нематериальная сущность души была объявлена в качестве вечной и неизменной первопричины
'См.: Аристотель. О душе // Соч.: В 4 т. — М., 1976. — Т. 1.
21. Р. С. Немов, книга 1
625