ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 7523
Скачиваний: 53
ных вопросов человекознания, в котором психология играет роль ведущей науки. Заслугой Б.Г.Ананьева явилось создание факультета психологии при Ленинградском (ныне С.-Петербургском) университете, подготовка плеяды известных в нашей стране ученых, объединенных под названием «ленинградской школы».
Аналогичную организаторскую роль при создании отделения и факультета психологии в Московском государственном университете сыграли С.Л.Рубинштейн и А.НЛеонтьев. А.НЛеон-тьев также внес существенный вклад в разработку проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория, получившая название психологической теории деятельности, в русле которой оригинальную трактовку приобрели познавательные процессы.
А.В.Запорожец совместно с Д.Б.Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А.В.Запорожца, организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР, входили вопросы возрастного развития, воспитания детей. Д.Б.Эльконин известен как автор весьма популярного учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития и (совместно с В.В.Давыдовым) новой концепции обучения детей младшего школьного возраста.
Значительный вклад в развитие педагогической психологии внесли труды П.Я.Гальперина. Из его немногочисленных, но основательных работ наибольшую известность получила теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий, которая открыла практически эффективный путь обучения умственным и другим операциям взрослых и детей.
Благодаря А.РЛурии было сказано новое слово в нейропсихологии — области знаний, которая занимается изучением ана-томо-физиологических основ высших психических функций, т.е. того, как восприятие, внимание, память, воображение и мышление представлены в головном мозге человека. Особое значение имели научные труды А.РЛурии, посвященные исследованию нейрофизиологических основ памяти и мышления человека. Они заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии, широко применяются в настоящее время в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.
Широкую мировую известность получили работы психофизиолога Е.Н.Соколова. Совместно с сотрудниками он создал
646
теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти, изучал многие механизмы, объясняющие на нейронном уровне процессы восприятия и памяти. Е.Н.Соколов детально исследовал ориентировочный рефлекс, вошедший в объяснительную структуру нейрофизиологических основ внимания. С 80-х годов начался процесс перестройки советской психологической науки, ее интеграции в мировое психологическое знание. С одной стороны, этот процесс характеризуется теми же тенденциями, которые были отмечены при анализе современной зарубежной психологии, а с другой — имеет свои особенности, связанные с социально-политической ситуацией в нашей стране. Началась и активно идет ломка сложившихся идеологических стереотипов, постепенного избавления психологии как науки от давления политических догм, ломка старых организационных структур и замена их новыми. Все это обнадеживает и позволяет надеяться на то, что в скором времени отечественная психология вновь займет достойное место в мире.
Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Т е м а 1. Возникновение психологических знаний.
1. Понимание душевных явлений в работах древних философов.
2. Анимизм в учении о душе.
3. Взаимосвязь души и тела в представлениях древних.
4. Материалистическое и идеалистическое понимание души.
Т е м а 2. Развитие психологии с эпохи Возрождения до середины XIX в.
1. Успехи механики и ее воздействие на науки о поведении.
2. Учение Р.Декарта о рефлексе.
3. Дуализм души и тела как доктрина новой психологии.
4. Эмпиризм и сенсуализм. Возникновение психологии как учения о внутреннем опыте.
5. Становление и развитие ассоциативной психологии.
6. Работа И.М.Сеченова «Рефлексы головного мозга» и ее значение для дальнейшего развития психологии.
Т е м а 3. Преобразование психологических знаний с середины XIX в. до второй половины XX в.
1. Успехи естествознания в XIX в.
2. Теория эволюции Ч.Дарвина и ее влияние на психологию.
3. Выделение психологии в самостоятельную науку.
4. Развитие экспериментальной интроспективной психологии В.Вундта в Последней трети XIX в.
647
5. Кризис в психологии, его причины и сущность.
6. Возникновение новых направлений в психологии начала XX в.: бихевиоризма, фрейдизма, гештальтпсихологии и ряда других.
7. Современные направления исследований в психологии.
Т е м а 4. Становление и современное состояние психологии в нашей стране.
1. Развитие отечественной психологической мысли в XIX в.
2. Попытки преобразования психологии после Октябрьской социалистической революции.
3. Основные направления, школы и достижения психологической мысли до конца 70-х годов XX в.
4. Начало перестройки психологической науки и ее современное состояние в стране.
Темы для рефератов
1. Истоки научных психологических знаний.
2. Основные этапы развития психологии до середины XIX в.
3. Становление психологии как самостоятельной науки во второй половине XIX в.
4. Развитие психологии в первой половине XX в.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Современные направления психологических исследований в мире.
2. Основные тенденции развития психологической науки в настоящее время.
ЛИТЕРАТУРА
I
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. — М., 1988. (Представления древних философов о душе. Психология сознания: 20—33.)
Ждан А.Н. История психологии: От античности до наших дней. — М., 1990. (Выделение психологии в самостоятельную науку и ее развитие до периода открытого кризиса: 180—236. Кризис в психологии; 237—239. Бихевиоризм: 239—252, Гешталътпсихоло-гия: 252—265. Глубинная психология: 265—292. Французская социологическая школа: 292—295. Описательная психология: 295—301. Современное состояние и тенденции развития психологии: 301—365.)
Ярошевский М.Г. История психологии. — М., 1985. (Программы построения психологии как опытной науки: 219—245. Развитие отраслей психологии в концеXIX—начале XXв.: 246—386. Пси-
648
хология в 30—40-х годах XX в.: 386—428. Исторический путь психологии и логика ее развития: 529—555.)
Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Развитие психологии до ее выделения в самостоятельную науку: 23—204. Бихевиоризм: 232—249. Психоанализ: 250—257.)
II
Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. — Т. 2. — М., 1982. (Исторический смысл психологического кризиса: 291—436.)
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. — М., 1988. (Возникновение и развитие научной психологии: 18—32.)
Теплов Б.М. Избр. тр.: В 2 т. — Т. II. — М., 1985. (История психологии: 190—198.)
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. — Вып. I, II. — М., 1966. (Возникновение экспериментальной психологии: 26—66. Бихевиоризм: 67—79.)
Хрестоматия по истории психологии: Период открытого кризиса: начало 10-х—середина 30-х годов XX в. — М., 1980. (Бихевиоризм: 17—82. Гештальтпсихология: 83—145. Психоанализ: 146—210.)
Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки. — 2-е изд. — М., 1974. (Психология как самостоятельная наука. История становления: 90—101. Бихевиоризм и категория действия: 174—206. Гештальтпсихология и категория образа: 207—218. Фрейдизм и категория мотивации: 219—252.)
,111
Веккер Л.М. Психические процессы. — Т. I. — Л., 1974. (Ассоциативная психология. Гештальтпсихология. Бихевиоризм. Функциональная психология. Фрейдизм. Психология деятельности: 29-46.)
Грэхэм Л.Р. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. — М., 1991. (Физиология и психология: 163—220.)
Петровский А.В. История советской психологии. — М., 1967.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М., 1989. (История психологии: 62—104.)
Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2 т. — Т. I. — М., 1987. (Советская психология за 40 лет: 63—118. К 50-летию советской психологии: 119—144.)
649
Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. — М., 1975. (Вклад И.М.Сеченова в развитие научной психологии в России: 51—65. И.П.Павлов и психологическая наука: 77—84. Проблема развития психики в трудах П.П.Блонского: 147—158. Вопросы теории психологии в трудах М.Я.Басова: 158—168. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского: 168—178.)
Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. — М., 1974. (Генетическая психология Ж.Пиаже: 268—278.)