Файл: Атлас по психологии_Гамезо М.В, Домашенко И.А_Уч пос_2004 -276с.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.06.2021
Просмотров: 6439
Скачиваний: 124
4. Один из соседей по столу гнома Коко пьет воду, у него нет попугая.
5. Любитель пирога с маком, который по утрам пьет чай, занимает место за столом напротив гнома в белой курточке.
6. Гном в коричневых штанишках на своих тарелках имеет изображение незабудки, а гном, у которого на посуде лилия, помогает Белоснежке по вторникам и не любит блинов.
7. Тато сидит напротив Кото, он разводит аквариумных рыбок.
8. Гном в темной рубашке любит ситро, а тот, кто любит кофе с молоком, носит тапочки.
9. Цветок Коко — тюльпан, у гнома Кито — маргаритка.
10. Тато дежурит по средам, а гномик в ботинках дежурит по четвергам.
11. У Кото нет рыбок, а гномик, пьющий черный кофе и не сидящий на стороне Тото, держит золотых рыбок.
12. Кико сидит посередине. Около Тато сидит Тико, он не любит ни молока, ни кофе.
13. Гном в мокасинах имеет ры-бок-неонов, а тот, кто носит тапочки, дежурит по понедельникам.
14. Канарейка живет у гномика, любящего блины.
15. Гном в черном колпаке любит голубцы, он не дежурит по субботам.
16. У гнома в лаптях на тарелке нарисован мак, а тот гном, на посуде которого фиалка, содержит птичку и не любит холодец.
17. Гном в синих шароварах дежурит по пятницам, а гном, который любит уху, имеет аквариум и дежурит по воскресеньям.
18. У гнома, который любит гуляш, живет кошка, а хозяин собаки любит жареное мясо и не пьет какао.
19. Гном, любящий молоко, сидит посередине. Сосед Кито не носит полуботинок.
20. Гном Тото одет в красную рубашку, он не имеет ни птичек, ни рыбок.
21. Гном с самой длинной бородой носит сапоги.
В каком порядке сидят гномы за столом? Кто что ест, пьет, какого цвета носит одежду, каких животных содержит, какой цветок имеет на посуде, какую обувь носит, когда дежурит?
253
Рис. 19.
Рис. 20.
Пространственные представления и воображение
Развертка куба (рис. 19). Все шесть граней куба, изображенного на рисунке 19, заштрихованы различно. Взаимное расположение граней показано на развертке.
Но и развертку можно построить различно. Существует двадцать способов построения развертки поверхности куба. Здесь приведены только три из них, и на каждой заштриховано по одной грани. Нанесите штриховку на остальные грани с таким рачетом, чтобы при свертывании получились совершенно одинаковые кубики (т. е. с одинаковым взаимным расположением граней).
Лабиринт «лента» (рис. 20). Найдите 2 способа прохождения лабиринта, начиная от точки О по верхней видимой стороне (направление указа-
254
но сплошной стрелкой) и заканчивая путь в той же точке, но с противоположной невидимой стороны (направление обозначено пунктирной стрелкой).
На рисунке А показан переход с одной стороны на другую, на рисунке Б — поворот пути без перехода на другую сторону.
Квадраты и треугольники (рис. 21). Восемь спичек на рисунке образуют квадрат и два треугольника. Как переложить четыре спички, чтобы получить два квадрата и четыре треугольника?
Урок географии. Возьмите в руки карту земных полушарий: как обширны на Земле водные пространства! Попробуйте, например, водрузить по окружности Земли три флага на равных расстояниях один от другого. На экваторе не найдется для этого трех подходящих «сухих» точек. Не найдется их также и на многих меридианах.
И все-таки эта задача решается довольно просто. Сложнее разместить четыре флага так, чтобы от каждого из них до трех остальных расстояния были одинаковы и чтобы не менее трех из них находились на суше.
Попытайтесь определить четыре равноудаленные точки на поверхности шара, а потом подберите к ним соответствующие географические пункты на карте полушарий.
Квадрирование фигур. Чтобы разделить эту стреловидную фигуру (рис. 22) на 3 части, из которых затем можно сложить квадрат, достаточно провести лишь одну прямую. Проведите ее.
Несколько сложнее квадрировать три фигуры, изображенные ниже (рис. 23). Но теорема Пифагора и некоторая смекалка помогут вам сделать это, разрезав на 3 части левую фигуру, на 4 — среднюю и на 4 — правую.
Рис. 22.
Поворот с разворотом (рис. 24). Среди восьми комбинаций, составленных из двенадцати точек, выберите такую, которая будет соответствовать конфигурации В. Подбирая пару, руководствуйтесь тем же законом, по которому конфигурация А соответствует Б.
Если вам удастся справиться с задачей за 2—3 минуты, это говорит о том, что вы обладаете хорошей способностью оперировать пространственным образом.
Сосчитайте кубики (рис. 25). На первый взгляд это совсем несложно сделать. В левой группе шесть кубиков, а в правой — семь. Но это только видимые, а сколько может быть невидимых, лежащих позади внешних контуров?
— Всего,— скажете вы,— в левой группе десять, а в правой... разрешите подумать.
Подумайте, потому что в левой группе их все-таки не десять. Решая
255
Рис. 23.
>6
Рис. 24.
задачу, следует иметь в виду, что в каждой-группе кубики уложены только в три слоя.
Диагностика и самопознание
Проверьте себя. Для установления право- или леворукости существует множество тестов. Вот некоторые из них.
Переплетение пальцев рук (рис. 26). Быстро, не думая, переплетите пальцы обеих рук. Сколько бы раз ни повторялась проба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей).
Измените положение переплетенных пальцев на противоположное. Такая операция требует некоторой подготовки (обдумывания) и вызывает ощущение неудобства.
«Поза Наполеона». Не раздумывая, скрестите руки на груди. Обычно у правши правая кисть ложится на левое предплечье первой и сверху, тогда как левая кисть ложится позже и оказывается под правым предплечьем. Сознательное выполнение пробы «наоборот», во-первых, совершается
Рис. 26.
медленнее, а во-вторых, сопровождается ощущением неловкости.
Аплодисменты. Покажите, как вы аплодируете. Отмечено, что активно при этом перемещается ведущая рука, ударяя о другую руку, которая остается в одном и том же положении или менее активна.
257
Пробы на одновременные действия еих рук. Возьмите в каждую руку i карандашу и, действуя одновременно еими руками, нарисуйте, не глядя, )уг, квадрат, треугольник. Сравните 1чество линий и полноту изображе-ш заданной геометрической фигуры, зображения, выполненные ведущей гкой, обычно выглядят более полны-i и правильными.
Пробы на точность попадания. >зьмите чистый лист бумаги, по-авьте жирную точку в центре лис-
и попытайтесь раз 15—20 подряд шасть в нее карандашом при за-)ытых глазах. У правши точность шадания выше при работе правой кой: точки ближе к цели, распре-лены вокруг нее равномерно, а пло-адь разброса по форме приближает-
к овалу. Левая же рука чаще всего ладает в левую половину листа даль-э от цели, чем правая.
Рисование вертикальных линий. 1 листе бумаги нарисуйте два квад-та 1,5x1,5 см и быстро заполните : вертикальными линиями — сна-ла одной, потом другой рукой. Чис-
линий, нарисованных ведущей ру-й, обычно больше (примерно на одну еть), и они получаются более акку-тными (рис. 27).
Информативная ценность этих те-эв неодинакова, но в совокупности
Рис. 27.
они позволяют надежно отличить левшу от правши.
Исследование асимметрии рук у детей имеет свои особенности: целесообразно, чтобы оно носило характер игры или соревнования и дети не догадывались о цели занятий.
Протирание доски. Ребенка просят взять тряпку и протереть классную доску (во внеклассных условиях это может быть любая другая поверхность, например, оконное стекло). Если протирает левой рукой, то ему предлагают поймать брошенную тряпку, а затем самому бросить ее в корзину, находящуюся в 4—5 шагах от него. Левша все эти манипуляции выполняет левой рукой.
Поднимание лежащего на полу предмета. Очень редко производится неведущей рукой.
Вкладывание фишек в коробку. Активные действия совершает ведущая рука, неведущая держит или придерживает коробку.
Если вы заметили, что ваш двух-или трехлетний ребенок ест или раскрашивает картинки левой рукой, не спешите записать его в левши: более или менее устойчивая асимметрия рук устанавливается у детей лишь после четырех лет. Но и тогда нет причин для волнений: левору-кость не болезнь и не беда, жить она не мешает.
Искусство жить с детьми
Что такое искусство воспитания? Только ли присмотр, наставления? Или это душевное внимание, душевная близость детей и взрослых, которые любой конфликт делают разрешимым, а дело — радостным и интересным?
Мы предлагаем родителям лаконично ответить («да», «нет», «иногда», ♦ отчасти») на следующие вопросы психологического теста. Количество
J
своих «да», «нет» и «отчасти», «иногда» надо записать. Эта запись пригодится для подведения итогов.
1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?
2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по «личным делам»?
3. Интересуются ли они вашей работой?
4. Знаете ли вы друзей ваших детей?
5. Бывают ли они у вас дома?
6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?
7. Есть ли у вас общие с ними занятия и увлечения?
8. Проверяете ли вы, как они учат уроки?
9. Участвуют ли дети в подготовке к семейным праздникам?
10. А в «детские праздники» — предпочитают ли ребята, чтобы вы были с ними или хотят проводить их «без взрослых»?
11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?
12. А телевизионные передачи и фильмы?
13. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?
14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристских походах?
15. Предпочитаете ли проводить отпуск вместе с ними или нет?
Как вы относитесь к себе?
Один известный психиатр шутки ради распространил среди своих знакомых анкету, прочитав которую они должны были ответить, к какой из перечисленных в ней групп они относят себя:
1. Доволен собой, доволен другими.
2. Доволен собой, но не доволен другими.
3. Не доволен ни собой, ни другими.
4. Не доволен собой, доволен другими.
Большинство (в том числе и автор анкеты) отнесли себя к третьей группе, следующей по количеству голоса была четвертая группа, а люди, довольные собой и другими, оказались в меньшинстве.
Однако это всего лишь шутка, а что же происходит на самом деле, как мы сами относимся к себе?
Эмоциональную оценку своего «я» психологи считают одной из важнейших черт человеческого характера. Знать эмоционально ценностное отношение человека к себе важно не только для понимания личности как таковой, но и для решения проблемы общения между людьми. Готовность к общению (то, что мы в обиходе называем общительностью), выбор партнера и сам характер взаимоотношений между людьми во многом зависят от того, относится ли человек к себе со спокойным достоинством, преисполнен ли сознанием своей исключительности или же чувствует себя никчемным и жалким. Как можно измерить отношение к себе?
Наверное, идеально было бы наблюдать за своим внутренним миром «скрытой камерой», чтобы оценить именно неосознанное отношение к своему «я». Во всяком случае, во всех экспериментах исследователям приходится учитывать действие «психологической защиты». Положительное отношение к себе столь необходимо для поддержания психологического комфорта и здоровья личности, что нередко человек избегает негативной самооценки или же не хочет высказывать ее перед посторонними. (Очевидно, шуточная анкета психиатра дала негативную самооценку как раз потому, что она была шуточной, либо в
259
ответах проявилось своего рода «кокетство» перед знакомыми.)
Некоторые психологи до сих пор считают, что в принципе не может эыть адекватных средств для изучения эессознательного представления человека о себе самом. Однако эксперименты, недавно проведенные на факультете психологии МГУ, по-видимому, доказывают противное, демонстрируя ус-зешное применение методики, которая юзволяет определить эмоционально-денностное отношение к себе (об этом сообщает В. Сталин в «Психологическом журнале». Т. 2. № 3. 1981).
В процессе развития человеческого >бщества человек сначала познавал жружающих его людей, так что образование своего «я» было вторичным, следствием, производным от познания фугого человека. В ходе дальнейше-■о развития отношение к себе приоб->етало иной характер — со временем щенка своего «я» связывалась с отно-пением «ко мне» других людей, ина-[е говоря, самооценка выступала как •тражение общественных норм, обще-:твенных ценностей. Именно такие федставления помогли психологам •азработать методику исследования самосознания и оценки себя как лич-[ости с помощью психологической фоекции.
Речь идет об использовании тес-ов, где отношение к себе выступает в иде проекции себя на других людей, виде отношения к другим людям. >бычно это вымышленные персонажи, :о они наделены такими чертами, что еловек невольно приписывает этим ерсонажам свои собственные черты арактера. Тонкость и мастерство экспериментатора как раз и заключает-я в том, чтобы испытуемый не по-увствовал «подвоха», чтобы метод роекции вызывал именно невольную, еосознаваемую психологическую ре-кцию. В то же время выбор сюже-
тов с участием вымышленных персонажей, сфера деятельности каждого из них, его вымышленный характер должны быть такими, чтобы испытуемый как можно ближе подошел к своему «я», как можно полнее раскрылся.
В эксперименте участвовали 72 студентки филологического факультета в возрасте от 20 до 23 лет. Перед началом эксперимента испытуемым пришлось подробно ответить на вопросы о самих себе. Затем каждой из участвовавших в опыте предложили высказаться о двух персонажах. Один из них, персонаж А, был фактически портретом самой испытуемой: тот же возраст, пол, близкие интересы (например, персонаж А — студентка исторического факультета), та же социальная среда. Все черты характера персонажа были даны достаточно обобщенно, чтобы испытуемые не могли сразу узнать себя, но в то же время достаточно полно чувствовали сходство.
Второй персонаж — Б — полная противоположность персонажа А. Если А — это прототип своего «я», то Б — это «анти-я». Например, если об А говорилось, что характер этого персонажа неустойчивый, легко теряющий внешнее равновесие, то Б, наоборот, человек с устойчивым, спокойным и выдержанным характером.
Испытуемые давали ответы в письменной форме, и иногда это были настоящие сочинения, занимающие 3—4 страницы печатного текста. Задание в эксперименте состояло из трех частей. Сначала предлагалось решить задачу на проницательность, т. е. умение понимать других людей,— качество, безусловно, необходимое и важное для будущих преподавателей. Испытуемым предлагали ответить на ряд вопросов отдельно от лица персонажей А и Б (как бы
50
поставив себя на их место). Вот примерный круг вопросов: ради чего эта девушка поступила в высшее учебное заведение, почему именно этот вуз выбрала, как оценивает свои профессиональные качества и перспективы, что ищет в общении с молодыми людьми, каким представляет себе своего будущего мужа? Ответив на эти вопросы от имени вымышленных персонажей, нужно было ответить на эти же вопросы, но уже со своих позиций.