Файл: Книгапрактикум по созданию и управлению отделом продаж. Инструменты для внедрения для повышения эффективности работы отдела и менеджеров по прода жам..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

11
ГЛАВА I
КАЧЕСТВЕННЫЙ
И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ РОСТ
Как работать с книгой
Эта книга — практикум. Если сейчас вы заняты построением системы про- даж, рекомендую не читать книгу до конца, а, изучив очередную технологию или элемент, внедрить ее, и только потом идти дальше. Если отдел уже есть и вы работаете над эффективностью — делайте закладки и пометки на полях: что из прочитанного было бы полезно применить в компании. Не начинайте что-то внедрять, не дочитав главу до конца, поскольку в процессе интеграции многих элементов важны политические ходы и необходимо готовить команду, чтобы не возникло саботажа и диверсии. Поэтому вы узнаете и о политиче- ских играх, и об эмоциональном фоне внедрений, и о шагах. Книга построена по принципу соблюдения этапов, которые мы проходим в процессе. Я старал- ся соблюсти логику внедрений при формировании глав.
Типы роста
Ключевой вопрос, который решает это исследование, — увеличение прибыли и/или выручки компании посредством увеличения продаж. Поэтому давай- те сразу разберемся, какие типы роста бывают. Их всего два: качественный и количественный.
Чтобы быстрее понять суть обоих подходов, стоит понять сущность показа- теля. Показатель — это величина, то, что можно измерить. Любой бизнес — это совокупность показателей. Количество звонков, продаж, выручка, маржа, средний чек, NPS, LTV, встречи, конверсии и т. д. И все эти показатели делят- ся на два типа — качественные и количественные.


ГЛАВА I
12
Количественные показатели — те, что показывают величину, размер, объем.
Например, количество входящих звонков, количество встреч, количество де- нег в кассе, выручка, прибыль.
Качественные показатели — те, что показывают соотношение между чем-то, разницу. Например, конверсия отдела продаж из заявки в оплату, средний чек, средняя маржа на сделку, конверсия сайта.
На любом этапе развития бизнеса продажи можно увеличить как за счет ро- ста количественных показателей, так и за счет качественных. Но на каждом этапе один из методов будет кратно эффективнее.
Рассмотрим пример. Представьте, что мы работаем над увеличением объема продаж в маленьком бизнесе, где в месяц приходит всего 50 заявок и отдел продаж из них закрывает в сделку пять. Конверсия отдела продаж в оплату в данном случае составит 10%. И если мы положим все усилия на увеличе- ние конверсии с 10% до 15%, то при этом же объеме заявок мы получим не пять продаж, а семь-восемь. Представьте, мы увеличили рекламный бюджет, наняли еще двух-трех менеджеров, конверсия составила те же 10%, но ко- личество входящих заявок выросло с 50 до 150 штук, в результате имеем не пять продаж, а все пятнадцать. В этом примере количественный рост (уве- личение количества заявок, менеджеров для их обработки) даст значитель- но больше денег, чем качественный (работа над эффективностью обработки заявок).
Рассмотрим второй пример. Компания Zara продает одежду по всему миру.
В их случае открытие еще одного-двух магазинов — это рост, но в масштабе всей структуры мизерный. Представьте, мы поработали над конверсией слу- чайно зашедших в магазин посетителей в тех, кто решается что-то примерить.
Конверсия по всей сети в среднем 20% (то есть из ста случайных посетителей двадцать делает примерку), а мы сделали среднюю по всей сети 21%. Как вы думаете, сколько дополнительной прибыли заработает магазин «Zara», если конверсия из зашедшего в примерку изменится всего на 1%? Это будет крат- но больше, чем открытие еще одного магазина, и в их случае качественный тип роста будет значительно эффективнее количественного в локальном мас- штабе.
Поэтому задача человека, который приступает к работе над системой продаж с целью увеличения выручки, определить, какой тип роста на текущем этапе даст наибольший выхлоп.

КАЧЕСТВЕННЫЙ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ РОСТ
Если вы определили тип роста, следующая задача — выбрать «рычаг» из- менения качественного или количественного показателя. Это могут быть от- лично написанные скрипты продаж, нанятые менеджеры или корректность выбранной модели. В любом случае в этой книге описаны все необходимые инструменты и инструкции по их внедрению в систему продаж как для каче- ственного, так и для количественного роста.
ГЛУПО РАБОТАТЬ НАД КОНВЕРСИЕЙ
В ОТДЕЛЕ ПРОДАЖ, ЕСЛИ МАЛО
ВХОДЯЩИХ ЗАЯВОК.


14
ГЛАВА II
АУДИТ. КАК НЕ НАКОСЯЧИТЬ
ПРИ ПОСТРОЕНИИ
СИСТЕМЫ ПРОДАЖ
Упражнение, которое меняет менеджерам образ мышления
Самое частое явление, с которым нам приходится сталкиваться во время по- строения систем продаж, — это неадекватность собственника и топ-менед- жмента компании. Зачастую все гипотезы и стратегии построены на мнении, а не фактах.
Чтобы показать, как человек додумывает мнениями, а не фактами, хочу при- вести пример упражнения, часто задаваемого на тренингах по продажам ме- неджерам. Расскажу реальный пример из жизни.
«Представьте, что вы едете в метро и в вагон зашел человек…» — тут мы просим одного из менеджеров встать, а всем остальным посмотреть на него и представить, что это именно тот самый человек. Наш менеджер — моло- дой человек в синем костюме, чистых ботинках, в очках, гладко выбритый, с кольцом на безымянном пальце правой руки, аккуратной прической, мило улыбающийся всем.
Представили себе этот образ?
Мы попросили менеджеров описать, что они думают об этом человеке. Гипо- тезы были следующие:

ЗАНИМАЕТСЯ СПОРТОМ, ТАК КАК ФИГУРА ПОДТЯНУТА, БЕЗ ЖИРА.

МНОГО РАБОТАЕТ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ, ПОЭТОМУ НОСИТ ОЧКИ.

У НЕГО СЕМЬЯ, НОСИТ КОЛЬЦО.

АУДИТ. КАК НЕ НАКОСЯЧИТЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ПРОДАЖ
15

ОН АККУРАТЕН, НА НЕМ ЧИСТЫЕ БОТИНКИ И ВЫГЛАЖЕННАЯ
РУБАШКА.

ОН ОЧЕНЬ КОММУНИКАБЕЛЕН, НОСИТ КОСТЮМ, ПРИЯТНО
ВЫГЛЯДИТ.

ОН ВЕСЕЛЫЙ, ОБЩИТЕЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК, УЛЫБАЮЩИЙСЯ ВСЕМ.

НА НЕМ СИНИЙ КОСТЮМ.

У НЕГО ГЛАДКО ВЫБРИТО ЛИЦО.
Что из описанного менеджерами мнение, а что факт?
Можем ли мы утверждать, что у него есть семья? Возможно, человек просто носит кольцо на пальце левой руки, но сегодня палец опух и болит, и он пе- реодел кольцо на правую руку? Он много работает за компьютером, поэтому носит очки? Возможно. Но если у него с рождения плохое зрение и он даже не знает, как открыть документ в ворде? Эмпатичный человек? Легко распо- лагает к себе? А что если его улыбка — нервный тик? Такое возможно? Этот список можно продолжать и дальше.
Единственное, что мы могли утверждать на 100%, — на нем очки, синий ко- стюм, чистые ботинки, кольцо на безымянном пальце правой руки.
Люди часто додумывают, судят о происходящем вокруг, исходя из своей кар- тины мира. Так менеджеры, когда выявляют потребности, получив ответ на вопрос «А что для вас важно?» — «Качество», сами додумывают, что это за качество. При покупке автомобиля для одного человека качеством может быть надежность и отсутствие поломок, а для другого — идеально простроченные швы на коже салона и бесподобное звучание басов в динамиках.
Подобным образом нередко строятся гипотезы относительно увеличения прибыли в отделе продаж — они не имеют в своей основе досконального изучения фактов. Это всегда риск — начинать тестировать неподготовлен- ные гипотезы. Конечно, иногда цена ошибки настолько мала, что мы ее не замечаем, или она не достойна глубокого изучения. Но скрипты, система мо- тивации, наем менеджеров, стратегия развития всегда должны опираться на факты, а не на мнения. Поэтому давайте рассмотрим основные методы, при- меняемые при изучении компании, прежде чем начнем выстраивать эффек- тивную систему продаж. Рекомендую проделать все ниже описанное в своем бизнесе.


ГЛАВА II
16
Изучение целевой аудитории
Если вы хотите увеличить свои продажи, но не знаете, как это сделать мак- симально быстро и точно, — спросите об этом у своих клиентов. Выясните, почему они покупают и не покупают ваши продукты, чем довольны, а что раз- дражает, требует срочной доработки.
Упражнение № 1: прозвоните минимум тридцать клиентов, которые уже со- вершили у вас покупку. Если ваш бизнес предполагает регулярные покупки, например, вы что-то продаете оптом или вы сеть массажных салонов и люди ходят к вам постоянно, то прозвоните пятнадцать тех, кто сделал всего одну покупку, и пятнадцать, кто купил несколько раз.
Вы можете представиться руководителем клиентского сервиса или назвать свою должность напрямую. Объясните, что в данный момент вы активно за- няты развитием компании, желаете улучшить качество сервиса и продукта, поэтому и хотите задать несколько вопросов. По статистике, более 80% лю- дей соглашаются и легко дают обратную связь о работе вашей компании.
Ниже список вопросов, которые стоит задать клиентам, чтобы понять, что именно и как влияет на их решение купить.
Имя
Т
елефон
Откуда о нас узнали?
Сколько компаний сравнивали?
Как сравнивали?
На чт о обращали внимание?
Почему выбрали именно нас?
Чт о ст оит у лу чшить в рабо те?
Как вам наш продукт/ услуг а?
Чт о нужно сделать, чт обы вы купили еще?
Буде те ли нас рекомендовать?
Иван
Иваныч
8 (926) 123–45–67







да
Семен С.
8 (916) 098–76–54








Прозвоните тридцать клиентов и заполните такую таблицу. По итогам выяви- те закономерности.

АУДИТ. КАК НЕ НАКОСЯЧИТЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ПРОДАЖ
17
Например, вы поймете, сколько примерно компаний сравнивают клиенты, прежде чем совершают покупку. Если в среднем от одной до трех, скорее все- го, клиент покупает у первой попавшейся компании, хорошо обработавшей его запрос, или на рынке отсутствует конкуренция. В этом случае я рекомендую особое внимание уделить скорости реакции отдела продаж, ответа на заявку, времени на расчет коммерческого предложения и т. д.
Все, что клиенты назовут в ответе на вопрос о сравнении, является ключевы- ми смыслами, которые необходимо раскрыть на сайте, в коммерческом пред- ложении, скриптах.
По похожей модели прозвоните тридцать некупивших клиентов — желатель- но тех, кто вот-вот должен был внести предоплату или подписать договор, но почему-то «слился». Стоит выбрать «свежих» клиентов, которые «слились» максимально близко к текущему моменту.
Спросите у них, почему они не купили, у кого купили и почему? Что повлияло на решение? Возможно ли их вернуть и что для этого нужно сделать?
Ниже приводится список вопросов, которые стоит задать вашим некупившим клиентам:
Имя
Т
елефон
Откуда о нас узнали?
Сколько компаний сравнивали?
Как сравнивали?
На чт о обращали внимание?
Почему не купили у нас?
Почему купили у конкурент ов?
Чт о «закрыло» у них?
Чт о нужно сделать, чт обы в будущем выбрали нашу компанию?
Как вам качество рабо ты о тдела продаж? Чт о понравилось, а чт о не т?
Сергей
Васильевич
8 (926) 123–45–67







Виктор
Федорович
8 (916) 098–76–54









ГЛАВА II
18
Проанализируйте ответы некупивших клиентов. Обязательно сравните ответы некупивших и купивших. В практике работы встречались компании, где клиен- ты, которым была важна скорость реакции отдела продаж, почти всегда покупа- ли, так как наш отдел продаж срабатывал на опережение. Большая часть отказ- ников была из категории «сравнивающих», они сравнивали от шести до десяти компаний, и там, где была нужна детальная проработка клиента, менеджер не справлялся, не дожимал, не перезванивал вовремя, поэтому и терял выручку.
Анализ конкурентов
Отличным опытом для вас станет изучение десяти главных конкурентов. Если вы давно в нише, скорее всего, неплохо знаете своего типового клиента; если вы только пришли на этот рынок как руководитель отдела продаж или консультант, прозвонив купивших и некупивших, сложили свое представление о клиенте.
Создайте еще одну таблицу, внесите туда ТОП-10 своих главных конкурентов
(если они вам неизвестны, вбейте в Яндекс или Google запрос по своей те- матике). Раскидайте на каждом сайте заявки как потенциальный покупатель, будьте готовы заносить информацию в таблицу. Почему не звонить, а оста- вить заявки в формах? Скорее всего, большинство ответит на звонок (но не факт), и мы не сможем определить среднюю скорость реакции менеджера на обращение. Разве что время ожидания.
Компания
Сайт
Скорость о тве та на заявку?
На чт о «закрывали после первог о касания»?
Квалифицировал ли менеджер по типу: боль/по требность/бюдже т/
срочность в принятии решения?
О чем дог оворились по ит ог у разг овора?
Прислал ли менеджер коммер- ческое предложение? (сравнит е цены!)
Перезвонил ли менеджер в обещанное время?
Общее впечат ление о т общения с менеджером (эмоции; эксперт
- ность)?
ООО
ПромИнжСнаб www.
pis.ru







ООО БолтГаз www.
bg.ru








АУДИТ. КАК НЕ НАКОСЯЧИТЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ПРОДАЖ
19
Давайте разберем некоторые вопросы:
1.
Скорость ответа на заявку — важно понять, как быстро перезванивают ваши конкуренты по заявкам. По статистике, 25–40% компаний вообще не перезванивают. А те, кто перезванивает, делают это спустя от шести до тридцати шести часов. Конечно, бывают и перегретые ниши, где такого ужаса давно нет. Но в целом ситуация по рынку России и СНГ не самая позитивная. Любой человек, который что-то покупал/заказывал в интернете, знает: нужно подсуетиться, чтобы совершить покупку. Если конкуренты перезванивают нехотя, поздравляем, вы сможете выглядеть очень выигрышно, так как самые горячие клиенты будут покупать у ваших расторопных менеджеров.
2. На что закрывали после первого касания — чтобы лучше понять, приведу пример нашей типологии отделов продаж:

«Ужс-ужс»: отдел продаж делает все для того, чтобы клиент не ку- пил, — не отвечают на звонки, не перезванивают, грубят, из них надо клещами вытаскивать необходимую информацию, они «ничего не зна- ют, что вы хотите??!» и так далее. Мой любимый пример — если вы пытались записаться на обслуживание в недорогой автосервис в пром- зоне, то это они.

«Справочная»: менеджеры иногда отвечают на звонки, вежливо разго- варивают, но ни на что «не закрывают» клиента, в их идеальной карти- не мира клиент доволен общением, но, к сожалению, это не сделки. Та- ких менеджеров клиенты, которым очень «надо», закрывают сами. Они сами просят прислать счет, узнают, когда можно приехать на встречу и т. д. А «справочники» просто не мешают покупать горячим клиентам.
Чаще всего беседы с такими менеджерами заканчиваются следующим образом: «Ну вы звоните. Заезжайте к нам в офис как-нибудь. Я на все вопросы ответил? До свидания».

«Закрыватели»: менеджеры, замотивированные на закрытие сделки, понимают, что такое двигать клиента по воронке продаж и ориентиро- вать на следующий шаг. Они берут на себя инициативу в разговоре, дают необходимое количество информации и закрывают, закрыва- ют, закрывают. Таких отделов продаж, к сожалению или, может, даже к счастью, совсем немного. Чаще всего единичные менеджеры в «спра- вочных» работают подобным образом.