Файл: Книгапрактикум по созданию и управлению отделом продаж. Инструменты для внедрения для повышения эффективности работы отдела и менеджеров по прода жам..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 269

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА II
20

«Звезды»: экспертные, обученные менеджеры, которые закрывают и двигают клиента по воронке. Но принципиальное отличие от «закры- вателей» в том, что они еще и квалифицируют клиента, прежде чем на- чать активную работу с ним. Над головой клиента у таких менеджеров
«горит процент вероятности покупки, человек тратит время в первую очередь только на перспективных клиентов. Более подробно об этой технике квалификации клиентов вы прочитаете в главе про скрипты продаж.
Исходя из этой типологии, постарайтесь определить, какие отделы продаж у ваших конкурентов. Выпишите лучшие вопросы, техники и приемы, если вы попали на менеджера «закрывателя» или «звезду». Если вы пообща- лись с «ужасом» или «справочным бюро», запишите эти звонки или вы- делите суть таких разговоров. Это будет отличное учебное пособие вашим менеджерам, как делать не надо!
3. Квалифицировал ли менеджер, выявил потребность, бюджет, срочность — это ключевое отличие звезды от всех остальных типов менеджеров.
4. О чем договорились по итогу разговора — закрыл ли вас менеджер на встречу и обещал ли прислать смс-напоминание? Или просто сказал:
«Звоните», и не продвинул вас по воронке продаж? Сильные продавцы всегда назначают следующий шаг, конкретный, в конкретное время, и всегда держат слово — перезванивают, отправляют коммерческое предложение и материалы.
Отдел продаж — это призма, сквозь которую клиент смотрит на компа- нию. Если менеджер не держит слово, не перезванивает вовремя, не заин- тересован в клиенте, то почти всегда клиент подсознательно приравнивает такую работу к качеству продукта или услуги. «Скорее всего, будут пробле- мы со сроками поставки, товар будет кривой/косой и т. д.», — так обычно думает клиент. И он прав!
Как только заполните таблицу по десяти конкурентам, переходите к анали- зу. Необходимо выявить закономерности работы среднестатистической ком- пании на вашем рынке. Выпишите, что в работе было круто, а что совсем не понравилось, и посмотрите, не проигрываете ли вы по лучшим параме- трам своим конкурентам и на чем можно сделать «отстройку» от конкурентов и выделиться.

АУДИТ. КАК НЕ НАКОСЯЧИТЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ПРОДАЖ
21
Вообще, такие упражнения, как прозвон купивших клиентов и отказников, тайные покупки у конкурентов, рекомендуется делать на регулярной основе.
Рынок меняется, люди учатся, ваши конкуренты растут, и то, что сейчас их работа выглядит посредственно, совсем не означает, что так будет постоянно.
Руководитель всегда должен держать руку на пульсе.
Анализ показателей.
Оцифровываем точку «А»
Любой отдел продаж — это цифры. Статистика и закономерности.
Чтобы понять, как описанные в книге инструменты влияют на продажи, нужно оцифровать точку «А». Ниже приведены показатели, которые нужно считать в отделе продаж в любой нише, по каждому сотруднику, по отделам и общую по компании:

КОЛИЧЕСТВО ВЗЯТЫХ В РАБОТУ ЗАЯВОК (ЛИДОВ).

КОЛИЧЕСТВО СДЕЛОК (ФАКТИЧЕСКИ ПОДПИСАННЫХ ДОГОВОРОВ;
ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕДОПЛАТ).

КОНВЕРСИЯ% (CV) = х 100 %.
количество взятых работников количество сделок

ВЫРУЧКА И/ИЛИ МАРЖА.

СРЕДНИЙ ЧЕК = выручка количество сделок

СРЕДНЯЯ ВЫРУЧКА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 612 МЕСЯЦЕВ =
= всей выручки за n(мес)

n(мес)
Соберите эти показатели, если никогда раньше этого не делали, они приго- дятся при определении планов продаж и разработке системы мотивации.
Оценка загрузки менеджера по продажам. Без этого вы погибнете.
В следующей главе рассмотрим эффективные модели для отделов продаж, они могут быть одно-, двух- и трехуровневые. Чтобы выбрать модель, которая


ГЛАВА II
22
подойдет именно вам, необходимо сделать одно важное, но рутинное упраж- нение. Его можно делегировать, но идеально, если это сделаете лично вы.
В Японии есть определение эффективности сотрудника на рабочем месте.
Возьмем, к примеру, рабочего на заводе, у конвейера, — к нему постоянно подъезжает типовая заготовка, у каждой из них закручивается гайка. Подъез- жает следующая деталь, он снова закручивает такую же гайку. Понятна роль?
Японцы считают, единственное время эффективности сотрудника, когда он стоит и крутит гайку. Все остальное время: когда он подходит к станку, ищет ключ, берет ключ, идет к детали, ждет следующую деталь, — не эффективно.
Задача системы сделать так, чтобы время, когда рабочий крутит гайку, было не меньше 20% от его общего рабочего времени.
Как вы думаете, что является ключевой задачей менеджера по продажам?
Правильно, само общение с клиентом. Это может быть общение на встрече, по телефону, переписка в почте или чате. Все остальное действие не целевое, а вспомогательное, обслуживающее. Задача системы по максимуму разгру- зить менеджера, сделать так, чтобы он занимался ключевой проблемой, кото- рая ведет к деньгам.
Кстати, по этой логике можно высчитать, сколько времени должен тратить в день менеджер на общение. К примеру, у продавца восьмичасовой рабочий день, с перерывом час на обед. Итого чистого рабочего времени семь часов.
Считаем:
7 часов (х) 20% = 1 час 24 минуты
То есть когда ваши менеджеры общаются только по телефону, у них нет встреч и чатов, то в телефонии средний показатель телефонного трафика за день должен быть не меньше одного часа двадцати четырех минут, — если мень- ше, нужно искать причины.
Это не обязательно лень менеджеров, хотя нередко так оно и есть. Возмож- но, это неэффективность бизнес-процессов или неправильно выбранная изна- чально модель отдела продаж. Менеджер тратит слишком много времени на нецелевые действия.
Как понять, что именно менеджер делает не так? Что можно и нужно оптими- зировать?

АУДИТ. КАК НЕ НАКОСЯЧИТЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ПРОДАЖ
23
Создайте таблицу:
Время нача- ла выполне- ния задачи
Общее время на выполнение
Тип задачи
Что делал
Коммен- тарии
Кому можно делегировать?

Формула = время начала след. задачи — время начала предыдущей




В первом столбце вы будете заполнять точное (до минуты) время начала той или иной задачи. Во втором столбце создайте и протяните формулу, чтобы она автоматически считала, сколько времени заняла та или иная задача. В треть- ем столбце вы будете вбивать тип задачи. Нужно, чтобы типов было ограни- ченное количество. Какие типы точно стоит учесть:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МОМЕНТЫ (ВКЛЮЧАЛ КОМПЬЮТЕР,
ПЕЧАТАЛ ДОКУМЕНТ; ХОДИЛ В БУХГАЛТЕРИЮ).

CRM (ЗАПОЛНЕНИЕ И ВЕДЕНИЕ КЛИЕНТСКОЙ БАЗЫ;
ЕСЛИ ЕЕ НЕТ, ТО БЛОКНОТ ИЛИ СВОИ ЗАПИСИ).

ЗВОНОК (НЕПОСРЕДСТВЕННО САМО ОБЩЕНИЕ С КЛИЕНТОМ).

КП (ПОДГОТОВКА, РАСЧЕТ И ОТПРАВКА КОММЕРЧЕСКОГО
ПРЕДЛОЖЕНИЯ).

ВСТРЕЧА (ВРЕМЯ НА ВСТРЕЧЕ С КЛИЕНТОМ).

ДОРОГА (ЕСЛИ ВСТРЕЧИ НА ВЫЕЗДЕ  ДОРОГА ДО ВСТРЕЧИ).

АККАУНТИНГ (РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ ПО ТЕКУЩИМ КЛИЕНТАМ,
КОТОРЫЕ УЖЕ СОВЕРШИЛИ ПОКУПКУ).

ОТДЫХ (ПОШЕЛ ПОЕСТЬ, ПОКУРИТЬ, ПОПИТЬ, В ТУАЛЕТ).
В ближайший рабочий день без предупреждения (важно!) садитесь рядом с менеджером по продажам и начинайте делать поминутный срез его рабоче- го дня. Попросите менеджера комментировать каждое свое действие. Спустя тридцать-сорок минут это войдет в привычку, и вам будет легко. Также не забудьте попросить менеджера работать «как обычно» в свой среднестатисти- ческий день (он будет более включенным и замотивированным), но все же не следует перенапрягаться.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

ГЛАВА II
24
Объясните: это нужно, чтобы понять, что на самом деле отвлекает от зараба- тывания денег, — и на основе этого анализа в ближайшее время разгрузите менеджера от непродуктивных действий.
Ниже пример заполненной таблицы:
Время начала задачи
Общее время на выполнение
Т
ип задачи
Чт о делал
Комментарии
Кому можно делегировать?
10:00 4 мин
Орг. моменты
Включает компьютер.
Грузит CRM.
Пьет кофе.


10:04 3 мин
Звонок
Принял входящий звонок от клиента
Хорошо пообщался, снял запрос клиента.
Обещал перезвонить.

10:07 2 мин
CRM
Заполняет
CRM-карточку клиента
Заполнил лишние
3 поля (цвет а/м клиента, время звонка, пол клиента)
Можно вырезать
Можно оптимизировать
CRM, удалить лишние поля
10:09 6 мин
Аккаун- тинг
Позвонил клиент, спрашивал, когда привезут товар
Потратил много времени на разъяснение маршрута машины.
Нанять ассистента менеджера или создать отдел сопровождения
(аккаунт- менеджеры)
10:15

КП
Начал считать
КП, звонить поставщикам, уточнять, когда смогут довезти
Нецелевое действие.
Непродуктивно потратил почти
20 минут.
Можно делегировать аккаунт менеджеру или ассистенту менеджера по продажам

АУДИТ. КАК НЕ НАКОСЯЧИТЬ ПРИ ПОСТРОЕНИИ СИСТЕМЫ ПРОДАЖ
25
Для более показательного анализа лучше оценивать работу двух менедже- ров параллельно, в течение двух — лучше трех — дней. Работа действитель- но утомляет своей рутинностью, но качественно заполненная таблица может стать дорогой в лидирующие позиции на рынке!
Как только тайм-срез дня закончится, проанализируйте, сколько времени ме- неджер занят реальным общением с клиентом, какие типы задач суммарно поглощают наибольшее количество времени. Выпишите вопросы и продумай- те, каким типам сотрудников их можно направить. В следующей главе мы подробно разберем, что кому и как нужно делегировать, чтобы менеджер был максимально эффективен.
Дополнительные инструменты анализа
Во время работы над проектом, помимо вышеперечисленных инструментов, мы также делаем пять-десять тайных покупок в отделе продаж клиента. На- стоятельно рекомендую это сделать собственнику бизнеса, оставить на сай- те телефон и посмотреть, как сотрудники работают со среднестатистическим клиентом.
Прослушайте от тридцати до пятидесяти телефонных разговоров менеджеров, если у вас внедрена телефония с записью разговоров (если нет, в главе про
CRM мы расскажем, как это сделать). Выпишите, что они делают хорошо, что плохо, постарайтесь разбить эти звонки по четырем вышеперечисленным ка- тегориям: «ужс», «справочная», «закрыватель», «звезда». Так ваше видение общей картины будет наиболее близко к реальности.
ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ,
КАК УВЕЛИЧИТЬ ПРОДАЖИ, 
СПРОСИТЕ У НЕСОСТОЯВШИХСЯ
КЛИЕНТОВ, ПОЧЕМУ ОНИ
НЕ ПОКУПАЮТ.


ГЛАВА II
Стоит провести опрос сотрудников: что в текущей работе отдела продаж ме- шает им увеличить количество выручки в два раза? Но! Тут стоит быть акку- ратным, так как не все, что они скажут, на самом деле повлияет позитивно.
Например, многие неопытные и не самые эффективные менеджеры нередко пишут, что им мешает CRM, что они тратят много времени (пять минут в день) на заполнение ежедневной отчетности о работе с показателями. К таким со- ветам стоит подходить с осторожностью, хотя встречаются и неудобные, недо- деланные и перегруженные CRM с излишним контролем действий, что может мешать. Все относительно, всегда нужно разобраться по существу, но менед- жеры, особенно лояльные, могут подкинуть пару классных идей!

27
ГЛАВА III
ВЫБОР
МОДЕЛИ ПРОДАЖ
И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ
Выбор модели — самый важный шаг. Понимание точки «Б», направления ва- шего движения, определяет успех на 80%.
C чего вы начнете строительство собственного загородного дома? Вряд ли вы сначала зальете фундамент, привезете кирпичи и в итоге решите стро- ить деревянный теремок. Сначала создается проект-идея, потом конструктор- ское решение, заказываются материалы (ресурсы), только потом начинается строительство. С отделом продаж то же самое. Сначала вы должны решить, какую модель вы строите, прописать дорожную карту, а уже после реализо- вывать ее.
Если вы сделали все, о чем написано в первой главе, то понимаете, какие у вас точки роста, проблемные зоны, в чем преимущества и сила компании перед конкурентами. Хорошо, если все внедрения будут элементами единой системы. Давайте рассмотрим три базовые модели, по которым можно стро- ить систему.
Любая продажа глазами менеджера
Любую продажу можно разделить на три этапа. Мы говорим о процессе, про- исходящем с момента старта общения менеджера с клиентом до подписания актов (иногда до момента формирования повторной заявки).

ГЛАВА III
28
ЭТАП 1: Квалификация.
На этом этапе происходит сканирование клиента на предмет: а клиент ли он вообще? Интересен ли нам его заказ? Какую прибыль может принести компании? Как срочно ему нужен продукт?
ЭТАП 2: Продажа.
На предыдущем этапе мы выяснили, что клиент целевой, у него интерес- ный бюджет, он готов работать в принципе. Теперь задача менеджера про- дать, довести до сделки, до подписи, предоплаты. Нужно, чтобы клиент проголосовал деньгами (не обязательно 100%-ной суммой) о готовности работать. На втором этапе происходит формирование и отправка коммер- ческого предложения, презентация, встречи, работа с возражениями, со- гласование бумаг и договоров, конец этапа символизирует предоплата и/
или подпись в договоре.
ЭТАП 3: Аккаунтинг.
Как правило, подписанием договора и получением предоплаты работа ме- неджера с клиентом не заканчивается. Остается множество нерешенных вопросов: дебиторская задолженность, поставка, качество товара (бывают сбои, это жизнь), работа над заказом, если товар индивидуальный, согла- сование эскизов, проекта, макета. Именно эта работа нередко выжигает
70–80% продающего времени отдела продаж.
Этап 1
Этап 2
Этап 3
Квалификация продажа аккаунтинг
Какие бывают модели? По сути, все крутится вокруг трех этапов, и их может закрывать один сотрудник, тогда это одноуровневый отдел продаж. Может закрывать кол-центр + менеджер, тогда это двухуровневый отдел, а может кол-центр + менеджер по продажам + аккаунт-менеджер. Это трехуровневая комбинация.