Файл: Курсовая работа по дисциплине Архивные материалы в изучении и преподавании истории студент.docx
Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
по сути начала сворачиваться «культурная революция». Привлечение инвестиций и торговля с Западом так же благотворно сказались на Китае. Кроме того, можно отметить повышение трудовой дисциплины, развитие индивидуального сектора, всё это повлияло на повышение уровня и качества жизни населения8. В результате, несмотря на инфляцию и дисбаланса в экономике, сказать, что правление Хуа Гофэна полностью провально нельзя, однако исключать гипотетические негативные последствия его реформ так же не стоит.
10
1.2 Приход Дэна Сяопина к власти
Причин прихода к власти прагматиков было две. Первая – сугубо экономическая. Даже если предположить, что Реформы Хуа Гофэна были бы всецело успешными, очевиден факт, что они были поверхностными. Подобные реформы, даже если и не привели бы Китай в запустение, не смогли бы вывести страну в лидирующие позиции.
Вторая причина – личные амбиции фракции прагматиков и Дэна Сяопина в частности. Желание взять реванш за прошлые поражения вполне оправдано.
В 1978 году началась активная пропаганда направленная на дискредитацию Хуа Гофэна. Изначально она (пропоганда) прикрылась лозунгом Мао Цзэдуна «практика — единственный критерий истины»9, однако вскоре стало очевидно её явное антимоисткое направление. Данный факт уже свидетельствует о наборе сил фракции прагматиков. Действительно, практически отрытая критика Мао при том, что у власти находятся выдвиженцы культурной революции, говорит или же о явном ослаблении левых и непопулярности их фракции в народе.
Со стороны левых началась ответная пропаганда, призванная дискредитировать уже прагматиков.
Исход политической схватки должен был решится на III пленуме ЦК КПК 11-го созыва (декабрь 1978). Можно сказать, что на пленуме фракция Хуа Гофэна выступила уже достаточно ослабленной. Чистка партийного и государственного аппарата от сторонников «четверки» достигла уездного уровня. По сути же ,прагматики уже начачали избавляться от прямых сторонников Хуа Гофэна и любых выдвиженцев «культурной революции».
11
Например в 1977 маршал Е Цзяньин и Дэн Сяопин добились от Хуа Гофэна назначения Ху Яобана на пост заведующего организационным отделом Центрального комитета партии. Ху Яобан немедленно начал реабилитацию жертв террора «культурной революции»10.
Из этого следует, что серьёзной угрозы хуа гофэн уже не представлял. По сути армия симпатизировала прагматикам и под влиянием объединённых сил они могли протаскивать нужных людей на места. Подобна ситуация говорила о неизбежной политической кончине левых.
В результате пленума ЦК КПК сторонники Хуа Гофэна потерпели крах. Начались реабилитации жертв «культурной революции», так было востоновлено имя Пэна Дэхуайя. Попимо Ху Яобана во власть проник сторонник Дэна Чэнь Юнь. Был открыто взят курс на экономические преобразования. Единственной уступкой Хуа Гофэну было стремление оправдать «культурную революцию»11. При этом сам Хуа Гофэн критики не избежал. Открыто высказались о несостоятельности его программы «большого скачка».
Таким образом, началась, по сути новая эпоха красного Китая. Правительство, пусть завуалировано, но выступило против влияния Мао Цзэдуна. Дэн Сяопин начинает необходимые экономические реформы, которые так или иначе связаны с Китайской политикой – одна семья, один ребенок. Так как «культурная революция», унесшая неисчеслимое количество жизней ударила по экономике. Производство упало, вражда с окружающим миро так же не пошла китайам на пользу. Многочисленные политические дрязги в которые погрузилась китайская верхушка так же не способствовали скорому развитию государствства.
12
1.3 Осуждение культурной революции. Полнота власти в руках прагматиков
Уступка об оправдании культурной революции, сделанная Хуа Гофэну, была временной. Уже на IV пленуме ЦК КПК (сентябрь 1979 г.) прагматики добились жесткой критики курса Мао Цзэдуна.
Е Цзяньин расценил «культурную революцию» как «потрясающее, чудовищбедствие»12. А в кургу прагматиков высказывались о сравнении курса Мао с фашизмом. Дествительно, культурная революция, как таковая, не нашла отклика и в соц. Лагере. Брежнев высказывался «Это больше похоже на подавление социалистической революции»13. Безусловно, политическая ситуация была тяжелая и можно сделать предположение, что это всего лишь желание дискредитировать врага. Но конфликт на Даманском случился после начала «культурной революции». Подобное говорит о личных амбициях Мао Цзэдуна.
Открытая критика велась в известных китайских журналах: «В настоящее время Китай отстает от развитых капиталистических стран в области технологии и промышленности на 20 лет, а в области сельского хозяйства - на 50 лет»14. Подобное ясно говорило о мнении самого китайского народа касательно «культурно революции». Каким образом
Вскрылись неприглядные экономические последствия «культурной революции». Для понимания плачевной ситуации, стоит взглянуть на нерадующие показатели. Если взглянуть на среднегодовое потребление зерна в 1978 году – это 195 кг на душу населения, в то время как в 1956 оно
13
равнялось 204,5 килограмма15. В 1979 было выявлено, что в Нинся-Хуэйском районе годовое производство зерна на душу населения снизилось с 410 кг в 1949 до 180 в 1977 году16. Подобные показатели действительно пугают. Если коснуться последующей демографической политики становится понятно, что её корни уходят в «культурную революцию» и её последствия, когда Китаю, по сути, нечем кормить население.
При всём этом, Дэн Сяопин был сдержан по отношению к самой фигуре «великого кормчего». Серьезной критики фигура Мао не подверглась, да и тотальная демаоизация не наступила. Дело в том, что Дэн Сяопин справедливо считал, если пойдёт критика Мао Цзэдуна, она обрушится и на единомышленников из его поколения. А значит, вполне возможно, авторитет в глазах народа потеряет не только Мао, но и сам Дэн17.
Однако далеко не все члены партии придерживались подобного мнения. В обсуждении приняли участие 5600 человек18 и немалая часть из них выступали за полный разгром фигуры Мао в глазах общества. В результате долгих споров делегаты собрания пришли к выводу, что критику Мао всё же получит, но незначительную. Будет считаться, что во время 2культурной революции» ошибки, конечно, допускались, но занимают они скорее «второстепенное место»19 в жизни великого лидера. Таким образом, чтобы не подрывать моральный дух и веру народа в социализм, а так же избежать возможной собственной дискредитации, было решено не допустить полного развенчания фигуры Мао Цзэдуна.
При этом, к жене бывшего лидера КНР это не относилось. В ноябре 1980
14
начался долгий публичный процесс по обвинению «банды четырёх» во всех грехах культурной революции. Их обвиняли в котрреволюции, массовых реприссиях и попытках свержения строя. Разумеется, не обошли вниманием Цзян Цин. Сам Дэн высказывался о ней весьма резко и был явно не лучшего мнения: «Цзян Цин совершала дурные дела… Цзян Цин злобна до мозга костей. Даже самые что ни на есть тяжкие наказания не будут чрезмерными для “четверки”. От их рук пострадали десятки миллионов людей»20. Данные факторы говорят о полноте власти в руках Дэн Сяопина. Гонения на жену Мао и сторонников «культурной революции», свободная критика вождя и решения по вопросу
дальнейшей судьбы его образа ясно дают понять, что остановить прагматиков больше некому.
Так же стоит отметить политику реабилитации, пострадавших во времена маоизма. К марту 1979 в тянцзине, было «восстановлено доброе имя более 2700 передовиков труда из 3 тыс. пострадавших в годы "культурной революции"»21.
Подобная политическая активность свидетельствует о могуществе сторонников Дэн Сяопина. Открытая критика, реабилитация и фактически признание несостоятельности курса демонстрирует силу прагматиков и полное поражение маоистов.
15
Глава 2. Социально-экономическое развитие страны в период правления Дэн Сяопина
2.1 Экономические реформы Дэн Сяопина
Придя к власти, перед фракцией Дэн Сяопина стояла непростая задача вывести страну из кризиса и модернизировать экономику. Однако мало взять курс на экономическую реформацию, мало выдвинуть подобную идею. Само руководство крайне смутно понимало, что конкретно необходимо сделать, каким образом выбраться из той ямы, в которую погрузила страну «культурная революция»? Поэтому разработка программ велась методом «переходить реку, нащупывая камни»22, такое положение вещей ставило партию в трудную ситуацию.
Кроме того, правительство Китая не желало брать пример с других стран соц. Лагеря. Особенно с СССР. Уже на тот момент была очевидна провальная стратегия жёсткой диктатуры, за железным занавесом не было развития, государства, придерживающиеся коммунистической идеологии, утопали в собственной экономике, связанные своей же идеологией. Поэтому стоял вопрос об установлении совершенно новой формы стратегии экономического развития.
И начать необходимо было с деревни, по которой «культурная революция» ударила особенно сильно. Ответ, что делать, был найден достаточно в внезапно. В уезде Фэнъян провинции Ань хуэй 21 крестьянская семья, спасаясь от голодной смерти, приняла решение о разделе земли своей бригады по дворам23. Крестьяне, при этом, оставались арендаторами земли и не претендовали на собственность, однако подобная форма землепользования
16
оказалась куда более эффективной, в сравнении с насаждаемыми коммунами.
Изначально, власти отнеслись к эксперименту с недоверием, однако голод был устранен, а идея нашла отклик в других деревнях. Поэтому в июне 1979 г. первый секретарь аньхуэйског комитета партии Вань Ли посетил деревню24 и пришёл к выводу, что задумка успешная. С этого момента начался отход от коллективной формы обработки земли и переход к индивидуальной. Отчасти этот эксперимент, положивший начало глубоким реформам, вызвал симпвтию руководства не только из-за своей эффективности, хотя это основной фактор. Фактически переход к индивидуально хозяйству – это напоминание паргматикам о их желание сохранить рыночные отношения ещё в 1950х годах.