ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.06.2021
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
Программа
дополнительного
образования детей
«Сольное
пение»
Возрастная
категория: 8 -17лет
Программа
рассчитана на 4 года
Составитель:
п.д.о.,
1 кв. категория
Малькович
Ю.Г.
Утверждена на
методсовете
Протокол №
Брянск
2008
Содержание
1.
Пояснительная
записка..................................1
2. Цель
и задачи программы................................4
3.
Учебно - тематическое
планирование................5
4. Тематический
план 1-го года обучения...............6
5.
Содержание изучаемого
курса.........................7
6. Тематический
план 2-го года обучения..............8
7.
Содержание изучаемого
курса..........................9
8. Тематический
план 3-го года обучения..............10
9.
Содержание изучаемого
курса.......................... 11
10. Тематический
план 4- го года обучения..............12
11.
Содержание изучаемого
курса..........................13
12. Механизм
реализации программы..................... 15
13.
Работа с
родителями......................................18
14
Заключение.................................................19
15.
Примерный
репертуар....................................20
16.
Список
литературы.......................................21
Пояснительная
записка.
Музыка
- один из видов искусства, язык звуков
и интонаций. Пение - это исполнение
музыки голосом и одна из форм эстетического
воспитания.
В кружке « Сольное
пение » могут заниматься дети всех
возрастов при наличии у них достаточно
выраженных голосовых данных, музыкального
слуха, музыкальной памяти, чувства ритма
и желания заниматься сольным и вокальным
пением.
При зачислении в кружок
ребёнок исполняет песню, которую хорошо
знает. Полезно прослушать её в разных
тональностях, что позволит выявить у
поющего характер и качество голоса,
диапазон, точность интонации.
Музыкальные
данные учащихся фиксируются в «Таблице
роста» ребёнка и на их основе составляется
в дальнейшем индивидуальная работа
каждого обучающегося.
Занятие в
кружке «Сольное пение» проводится 2 -3
раза в неделю. Если состав кружка
неоднороден по возрасту и уровню развития
голоса, целесообразно заниматься
отдельно с каждым ребёнком.
Весь
педагогический процесс должен быть
проникнут не только целями вокального
и музыкального развития детей, но и
общим воспитательным задачам Центра
Детского туризма педагогу
дополнительного образования необходимо
следить за успеваемостью учащихся в
школе, поддерживать тесную связь с
родителями и классными руководителями.
Большое
значение в работе педагога имеют беседы,
направленные на расширение
общеобразовательного и музыкального
кругозора учащихся ( беседы о музыке,
композиторах, анализ музыкальных и
литературных текстов, сведения о поэтах,
прослушивание звукозаписей профессиональных
певцов ).
Необходимо знать специфику
и природу развития детского голоса,
особенности возрастной физиологии и
психологии ребёнка. Голоса школьников
в процессе развития можно разделить на
3 основные группы:
1. голоса чисто
детские (1-й год обучения )
2. голоса
формирующиеся (2 - й, 3 - й год обучения
)
3. голоса сформировавшиеся (4-й
год обучения )
Голоса 1-й группы
(чаще всего дети в возрасте 8 — 12 лет )
характеризуются мягким голосовым
звучанием, воспитание голоса в этом
возрасте сводится к поддержанию легкого
звучания и охране детей от крикливого
пения. Обычный диапазон голосов у
обучающихся этого возраста: До - 1 и Ре
- 2.
Голоса 2-й группы (наиболее
часто в возрасте 13-14 лет ) находятся в
стадии формирования, зависят от
психологического развития детей, их
физического роста, в частности их
гортани. Этот период характеризуется
большей плотностью и яркостью звучания
голосов. Диапазон этой группы простирается
от Си - До - 1 до Фа - 2. Занятия с мальчиками
необходимо строить так, что бы не
испортить голосовые связки, т.к. в этом
возрасте происходит мутация голоса.
К
3 - й группе относятся голоса подростков
15 - 17 лет, почти сформировавшиеся,
приближённые к звучанию взрослого
тембра голоса. Необходимо укреплять
средний диапазон. Мальчики старших
классов могут заниматься только при
использовании голоса в пределах
свойственного им в этот период диапазона
Ре - мал. - Ре - 1.
В процессе занятий
формируются основные вокальные навыки,
искореняются дефекты речи, развивается
звуковысотной слух, интонация, чувство
ритма.
При обучении пению
значительная роль принадлежит репертуару.
Правильно подобранный репертуар не
только успешно развивает музыкально
певческие способности детей, но и
содействует их эстетическому развитию,
а так же высоких нравственных качеств.
Весь
репертуар должен соответствовать
возрастным и индивидуальным особенностям
учащихся кружка «Сольное пение». Нужно
разумно сочетать произведения различной
сложности.
При подборе репертуара
важно придерживаться и жанрового
разнообразия: героика, романтика, лирика,
патриотизм и др.
Данная программа
предназначена на 4 - х годичный курс
обучения.
^ Группа
1-го года обучения
комплектуется из учащихся 8-12
летнего возраста, занятия для них
проводятся 1-2 раза в неделю индивидуально
до 20 минут.
^ Группа
2-го года -
это учащиеся 13 - 14 лет. Для них занятия
строятся так же индивидуально, 2 раза в
неделю.
Обучающиеся 3-го
года -
это подростки 14 - 15 летнего возраста. Для
них занятия строятся так же
индивидуально, 2 раза в неделю.
^ Группа
4-го года -
молодежь в возрасте 16-17 лет. Для
них занятия строятся так же
индивидуально, 2 раза в неделю.
Программа
так же предполагает включение детей в
многообразную внеурочную деятельность:
конкурсы, фестивали, праздники, смотры,
выпуски музыкальных газет, игры и
т.д.
^ Принципы
образовательной деятельности.
1. Принцип
личностно - ориентированного подхода.
Это
принцип восходит к идеям гуманистической
психологии и педагогики. Направлен на
человека как полноценно функционирующую
личность, которая видится как развивающаяся
личность, а не застывший результат.
2. Принцип
адаптивности.
Данный
принцип выступает как конкретизация
личностно -ориентированного и ситуационного
подходов, побуждает быть гибким,
мобильным, максимально учитывать
интересы, установки, потребности,
ценности, возможности детей и действовать
всегда на основе такого учёта и
индивидуальных особенностей
обучающихся..
^ 3. Принцип
природоспособности.
Этот
принцип предполагает воспитание с
учётом природы ребёнка, его индивидуальных
биологических , физиологических и
психологических особенностей. Главные
признаки:
- создание максимально
благоприятных условий для выявления
природных способностей ребёнка;
-
определение методов обучения не
содержанием образования, а врождёнными
способностями детей;
- информирование
полезных привычек;
- установление
количества изучаемого материала, сроков
обучения на основе индивидуальных
особенностей ребёнка;
- стимулирование
у каждого ребёнка индивидуального
своеобразия;
- постоянная
направленность на достижение конечной
цели образования, т.е. на творческое
развитие личности.
Этой же цели
способствует определение мотивации
познавательной деятельности каждого
ребёнка.
^ 4. Принцип
увлекательности.
Данный
принцип направлен на организацию
деятельности несовместимой с равнодушием,
рассчитан на завоевание души ребёнка,
развитие у него устойчивого интереса
к данному виду художественно - эстетического
творчества.
^ 5. Принцип
поисковой, творческой и исследовательской
направленности.
Направлен
на поиск закономерностей, на утверждение
ценностей творчества, новаторства в
детском коллективе . Очень важно создать
условия для развития творческих
способностей каждого ребёнка в
объединении.
^ 6. Принцип
ценностной и целевой направленности.
Ориентируется
на результаты. Например: формирование
профессионального певческого
голоса.
^ Цель
и задачи программы.
Цель
программы:
Развивать
у детей качества, значимые для занятий
сольным пением эстетический вкус,
творческую самостоятельность, нравственные
качества, интерес и любовь к музыке и
пению.
^ Задачи
программы:
•
Формирование у детей основных вокальных
навыков;
• Развивать звуковой
слух, чистоту интонирования, чувство
ритма, научить каждого обучающегося
правильно и грамотно петь;
•
Создавать условия для гармоничного
развития личности каждого ребёнка,
раскрытие всех его способностей к
художественному творчеству;
»
Способствовать формированию умения
самостоятельно выбирать репертуар;
•
Привлечь детей к регулярному посещению
занятий и формированию коллектива.
^ Учебно
- тематическое планирование.
При
разработке учебно - тематического плана
учитываются мотивы, являющиеся наиболее
значимыми для каждой возрастной группы.
Кроме того важно учитывать доминирующие
виды деятельности, которые на данном
этапе развития ребёнка является ведущими
в его становлении.
Для
младшего школьного возраста характерны
следующие мотивы деятельности:
-
потребность, стремление приобрести
знания;
- потребность в
общении.
Ведущие
виды деятельности:
-
игра;
- учебная деятельность;
-
сочинительство.
Средний
и старший школьный возраст отличают
следующие мотивы познавательной
деятельности:
- потребность занять
своё место в коллективе;
- выделение
лидерства;
- потребность личной
самооценки;
- стремление приобщаться
к жизни и деятельности взрослых.
Основные
виды деятельности:
-
учебная;
- сочинительство;
-
общение особенно с другими подростками;
-
личное общение.
^ Годовой
план 1 -го года обучения.
Задачи:
-
освоить правильную певческую установку
во время пения;
- научить умению
правильного пения и необходимости
беречь голос;
- развивать дикцию,
т.е. ясно и четко проговаривать слова
песни;
- научить пользоваться
мягкой атакой звукообразования;
-
способствовать видению прекрасного в
людях, природе, искусстве;
-
развивать творческие способности детей.
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ Содержание
изучаемого курса.
1.
Установочное (вводное) занятие.
Роль
и место пения в жизни человека, знакомство
с правилами пения, охрана
голоса,
правила дыхания, правила по технике
безопасности.
Практическая
работа. Прослушивание
детей. Игры на внимание, разучивание
песен.
^ 2.
Вокальное искусство, о певческом голосе
(песни детских композиторов).
Возрастные
изменения голоса, специфика звучания
голосов. Основные типы певческих голосов:
сопрано, альт, тенор, бас. Биографические
данные о композиторах.
^ Практическая
работа. Работа
над песнями, использование сборников
с текстами песен, прослушивание
аудиозаписей с профессиональным
исполнением изучаемых произведений.
^ 3.
Эстрадное творчество (пение из репертуара
современных исполнителей детской
песни).
Значение
песни в жизни человека; наиболее известные
песни, связанные с различными
событиями.
Практическая
работа. Прослушивание
записей в исполнении профессиональных
солистов и ансамблей. Разучивание новых
детских песен.
^ 4.
Песни из детских кинофильмов и
мультфильмов.
Знакомство
с творчеством композиторов, писавших
музыку к кинофильмам и мультфильмам.
Понятие видов искусств «Кино»
и
«Myльтипликация».
Практическая
работа. Анализ
послушанных произведений, разучивание
популярных вокальных произведений из
детских кинофильмов и мультфильмов.
^ 5.
Подготовка и участие в городских
мероприятиях и массовой работе
ЦДЮТиЭ.
Подготовка
к участию в мероприятиях согласно плана.
Отработка основных вокальных навыков
исполнительского мастерства.
Практическая
работа. Исполнение
разученных песен, в зависимости от
тематики мероприятия или концерта.
^ 6.
Итоговое занятие.
Последнее
занятие строится как итоговое и
посвящается подготовке к проведению
«Заключительного огонька» ЦДЮТиЭ.
Повторяются все изученные произведения
за учебный год.
^ Результативность
работы за год работы.
Пройдя,
курс 1-го года обучения дети должны
уметь:
-
верно петь изученные песни, знать их
названия и авторов;
- быть
внимательными при пении к указаниям
педагога;
- петь напевно, легко,
светло без форсирования;
- соблюдать
певчую установку (сидеть или стоять во
время пения не напряженно, прямо, руки
опущены или лежат на коленях при пении
сидя);
- иметь любимые песни;
-
уметь прохлопывать простой ритм изученных
песен;
- анализировать тексты
песен.
Годовой план
-го года обучения.
Задачи:
-
формировать необходимые навыки сольного
пения;
- «расширять» диапазон
голоса;
- воспитывать умение
работать в коллективе;
- создавать
условия для творческого развития
учащихся;
- формировать способность
эмоционального сопереживать другим
людям, обществу;
- научить
чувствовать и понимать, любить и оценивать
музыкальное искусство, наслаждаться
им.
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание
изучаемого курса.
^ 1.
Установочное (вводное) занятие.
Правила
техники безопасности на занятиях,
правила пения, певческая установка,
обсуждение плана работы на новый учебный
год.
Практическая
работа. Прослушивание
вокалистов, изучение особенностей
голоса и выбор репертуара.
^ 2. Элементарная
теория музыки.
Изучение
средств музыкальной выразительности
и применение их в вокальном творчестве.
Сущность и особенности музыкального
вокального искусства. Практическая
работа. Прослушивание музыкальных
фрагментов с последующим анализом
музыки.
^ 3.
Произведения современных композиторов,
исполнителей.
Индивидуальные
занятия. Двухголосное пение.
Знаменитые
популярные композиторы и исполнители
современности, специфика современной
музыки. Понятия «современность»,
«эстрада», «аранжировка», «ансамбль».
Анализ популярных произведений.
^ Практическая
работа. Индивидуальная
работа с солистами и, отработка навыков
точного воспроизведения ритмического
рисунка одноголосного пения. Развитие
голосовых данных: распевки, соответствующих
возрасту, голосовым данным, умение
владеть голосовым аппаратом. Работа
над применением двухголосного звучания,
пение дуэтом. Изучение песенного
материала.
^ 4.
Подготовка и участие в смотрах,
мероприятиях, конкурсах и т.д.
Сценическая
работа, работа над дикцией. Умение
эмоционально, точно исполнять
репертуар.
^ Практическая
работа. Работа
над песнями разной тематики, разных
жанров, в соответствии с календарными
праздниками, массовыми мероприятиями
по плану Центра детско-юношеского
туризма и экскурсий. Участие в городских,
районных мероприятиях, а так же смотрах
художественной самодеятельности
(конкурс патриотической песни «Пою мое
Отечество», конкурс бардовской песни,
детской песни, общежанровый смотр).
^ 5.
Итоговое занятие.
Последнее
занятие строится как итоговое. Закрепление
теоретических знаний, повторение
изученного песенного материала.
Результаты
работы за год.
Пройдя,
курс 2-го года обучения дети должны знать
и уметь:
-
соблюдать при пении правильную посадку;
-
четко, ясно произносить слова, округленно
формировать гласные;
- чисто
интонировать;
- петь песни разного
характера;
- петь в диапазоне:
высокие голоса До 1 - Ми 2; низкие голоса
Ля м - До 2;
- понимать обозначения:
лигато, стаккато; обозначение темпов
(быстро, медленно, умеренно).
-
следить за творчеством высокопрофессиональных
исполнителей, композиторов
современности.
Гoдовой план
-го года обучения.
Задачи:
-
совершенствовать умения и формировать
навыки в вокальном творчестве;
-
владеть знаниями в области музыки;
-
учить импровизации (подголоски к
мелодии);
- научит анализировать
характер певческого звучания;
-
воспитывать в каждом воспитаннике
творчески - индивидуальную личность;
-
научит видеть прекрасное в природе,
человеке, искусстве;
-
научить самостоятельно, выбирать
произведения для разучивания
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание
изучаемого курса.
^ 1.
Установочное (вводное) занятие.
Обсуждение
плана работы на учебный год. Инструктаж
по технике безопасности. Повторение
правил одноголосного и двухголосного
пения. Практическая работа. Индивидуальная
проверка голоса. Музыкальная игра
«Угадай мелодию».
^ 2.
Индивидуальная работа по постановке
голоса, подготовка сольных номеров.
Развитие
голосовых данных: распевки, соответствующих
возрасту, голосовым данным, умение
владеть голосовым аппаратом. Развитие
вокальных навыков. Практическая работа.
Углубленная работа над репертуаром.
Работа над разножанровым вокальными
произведениями.
^ 3.
Произведения современных композиторов
и исполнителей.
Двухголосное
и трехголосное пение.
Знакомство
с аккордно - гармоническим строем музыки.
Понятия: импровизация, трехголосное
пение, канон.
^ Практическая
работа. Разучивание
одноголосных, двухголосных и трехголосных
песен. Пение соло и ансамблем, пение по
цепочке, пение в измененной
тональности.
Проведение викторины,
включающей в себя специальную терминологию,
отрывки изученных песен.
^ 4.
Подготовка и участие в смотрах,
мероприятиях, конкурсах и т.д.
Углубленная
работа над дикцией, сценическим
мастерством. Развитие профессиональных
навыков, расширение певческих навыков.
Умение эмоционально, точно исполнять
репертуар.
^ Практическая
работа. Работа
над песнями разной тематики, разных
жанров, в соответствии с календарными
праздниками, массовыми мероприятиями
по плану Центра детско-юношеского
туризма и экскурсий. Участие в городских,
районных мероприятиях, а так же смотрах
художественной самодеятельности
(конкурс патриотической песни «Пою мое
Отечество», конкурс бардовской песни,
детской песни, общежанровый смотр).
^ 5.
Итоговое занятие.
Последнее
занятие строится как итоговое. Закрепление
теоретических" знаний, повторение
изученного песенного материала.
Подведение
итогов работы кружка.
Результативность
работы за год.
^ Пройдя
курс 3-го года обучения дети должны знать
и уметь:
-
владеть правилами правильного пения;
-
самостоятельно выбирать и анализировать
музыкальный материал;
- осознавать
собственное « Я »;
- адекватно
понимать свои возможности, способности,
особенности характера;
- должна
быть сформирована потребность к
прекрасному;
- петь
профессионально.
^ Тематический
план 4-го года обучения.
Задачи:
-
обобщение знание по пройденному материалу
за весь курс обучения;
- самостоятельная
творческая работа;
- самостоятельная
подготовка к различным выступлениям;
-
совершенствовать умения и формировать
навыки в вокальном творчестве;
-
умение применять полученные знания;
-
при необходимости помогать педагогу в
работе с младшими.
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание
изучаемого курса.
^ 1.
Вводное занятие.
Обсуждение
плана работы на учебный год. Инструктаж
по технике безопасности. Повторение
правил одноголосного и многоголосного
пения.
Практическая
работа.
Прослушивание вокалистов, изучение
особенностей голоса и выбор репертуара.
^ 2.
Индивидуальная работа по постановке
голоса, подготовка сольных номеров.
Развитие
индивидуальных голосовых данных.
Практическая
работа. Дальнейшая
углубленная работа над репертуаром.
Тренировочные упражнения, распевки.
Развитие профессиональных навыков:
пение в ансамбле.
^ 3.
Произведения современных композиторов
и исполнителей.
Двухголосное
и трехголосное пение.
Обзор
пройденного материала. Пение
многоголосия.
^ Практическая
работа. Разучивание
одноголосных, двухголосных и трёхголосных
песен. Пение соло и ансамблем, пение по
цепочке, пение в изменённой тональности.
^ 4.
Подготовка и участие в смотрах,
мероприятиях, конкурсах и т.д.
Углубленная
работа над сценическим мастерством.
Развитие
профессиональных
навыков, расширение певческих навыков.
Умение эмоционально, точно исполнять
репертуар.
Практическая
работа. Выездные мероприятия, выступления,
показ младшим (с помощью педагога)
исполнения упражнений, песен, распевок.
Участие в различных конкурсах, смотрах,
фестивалях, концертах и т.д.
^ 5.
Итоговое занятие.
Подведение
итогов работы кружка. Исполнение
изученного материала. Подготовка к «
Заключительному Огоньку ».
Результативность
работы за год.
Пройдя
курс 4-го года обучения дети должны:
-
ощущать себя частицей коллектива;
-
уметь взаимодействовать, общаться,
быстро адаптироваться в различных
ситуациях;
-
знать теорию вокального творчества и
уметь применять свои знания в жизни;
-
уметь передавать свои знания
другим.
Механизм
реализации программы.
^ 1.
Выбор методик.
Основным
видом деятельности объединения «Сольное
пение» является учебная. Особенность
методики работы с данным объединением
состоит в том, что специально организуется
разнообразная образовательная
деятельность, в которой создаются
благоприятные ситуации для развития
творческих способностей детей.
Наиболее
эффективным педагогическими средствами,
побуждающими детей к творчеству
являются:
-
неформальная обстановка;
-
свободный выбор детьми репертуара,
игровые и соревновательные
элементы.
Комплексное
решение образовательных, воспитательных
и развивающихся задач предполагает
организацию разнообразной внеурочной
деятельности, включающей:
-
подготовку и участие в мероприятиях
ЦДЮТиЭ;
-
проведения дня именинника;
-
проведение традиционных мероприятий
на «каникулы»;
-
сотрудничество с другими коллективами;
-
взаимодействие со школой;
-
связь с родителями;
-
поощрение за успехи.
Важнейшими
дидактическими принципами являются:
Принцип
воспитывающего обучения выражается
в осуществлении воспитания через
содержание, методы и организацию
обучения.
Формирование
и развитие воли, настойчивости, восприятия,
внимания, памяти, мышления и речи.
Принцип
сознательности и активности проявляется
в осмыслении целей и задач обучения,
глубоком понимании репертуара. Основой
сознательности в обучении является
умственная и речевая активность
обучающихся.
Принцип
наглядности -
это один из важнейших принципов обучения
занятия пением. На наглядной основе
легче осуществляется переход к
абстрактному мышлению.
Принцип
систематичности и последовательности выражается
в следующем:
-
преемственность знаний (учебный материал
по годам обучения распределяется так,
что каждый новый опирается на усвоенный);
-
комплектность в усвоении знаний (связь
между предметами, изучаемыми в школе:
музыка, искусство, изо, литература..,);
Принцип
доступности обучения предполагает
так же соответствие учебного материала
возрасту, индивидуальным способностям,
уровню подготовленности детей, а так
же учебному времени.
Принцип
прочности означает
необходимость такой постановки обучения,
при которой ребёнок всегда в состоянии
воспроизвести изучаемый материал в
памяти или знаний, умений и навыков
обеспечивается прежде всего повторением
и закреплением изученного материала.
^ Три
группы методов обучения:
а)
методы организации и осуществления
учебно - познавательного процесса;
б)
методы стимулирования и мотивации
учебно - познавательной деятельности;
в)
методы контроля и самоконтроля за
эффективностью учебно -познавательного
процесса.
^ 2.
Формы фиксации и анализа
результатов.
Неотъемлемой
частью образовательного процесса и
педагогической деятельности является
педагогический контроль.
Цель
контроля совпадает с целью и задачами
управления ими. ^ Задачи
контроля:
-
определение фактического состояния
объекта в данный момент времени;
-
определение причин выявленных отклонений
объекта от заданных предметов;
-
обеспечение устойчивого состояния
объекта.
^ Объекты
контроля:
-
знания понятий, теории;
-
вокальные навыки;
-
соответствие знаний, умений, навыков
программе обучения;
-
уровень и качество исполнения
произведений;
-
степень самостоятельности в приобретении
знаний;
-
развитие творческих способностей.
^ Критерии
оценки знаний, умений, навыков учащихся
является:
-
уровень предусмотренных программой
теоретических знаний;
-
умение объяснить значение, смысл
произведений;
-
правильная организация рабочего места,
соблюдение правил по технике
безопасности;
-
степень самостоятельности в работе;
-
время, затраченное на выполнение
работы.
В
первые дни обучения проводится
предварительный контроль, который
позволяет увидеть не только исходную
подготовку каждого кружковца, но и
выявить мотивацию прихода каждого
ребёнка в объединение, индивидуальные
вкусы, способности детей.
Формы проведения
предварительного контроля прослушивание,
собеседование с сочетанием творческих
заданий.
По
мере реализации программы встаёт задача
текущего контроля уровня усвоения
знаний, умений и навыков с целью повышения
ответственности и заинтересованности
ребят к усвоению материала, своевременного
выявления отстающих, а так же опережающих
обучение с наиболее эффективного подбора
методов и средств обучения. Частично
решить проблему педагогического контроля
помогает методика КТД.
В
течении проводится несколько контрольных
занятий - это смотры, конкурсы в феврале
- апреле, кроме того в мае проводится
итоговое мероприятие «Заключительный
огонёк», на котором подводятся результаты
работы за учебный год, поощряются лучшие
обучающиеся. Результаты контроля
фиксируются в « Таблице роста » в течении
всего курса обучения.
^ Обеспечение
программы.
Для
успешной реализации данной программы
необходимо учебно -методический комплекс,
состоящий из подробно разработанных
тематических подборок с планированием
занятий, содержащих помимо разнообразного
дидактического материала игротеку,
аудиотеку, видиотеку.
Для
расширения кругозора, пробуждение
любознательности в овладении данным
видом искусства необходимо иметь
специальную литературу, аудио и
видиозаписи. В кабинете должен быть
оформлен уголок по кружковой работе.
Для
занятий требуется светлое помещение,
соответствующее санитарно -гигиеническим
нормам. Помещение должно быть сухое,
теплое, с достаточным дневным и вечерним
светом.
Учебное
оборудование кабинета должно включать:
комплект мебели, инструменты, магнитофон,
видиомагнитофон, минидиск, DVD, звуковую
усилительную аппаратуру, микрофоны,
наглядные пособия и т.д.
^ Работа
с родителями.
Очень
важно, чтобы дети приходили на занятия
с удовольствием, прочно овладели умениями
и навыками пения.
Педагог
и родители являются основными носителями
информации о ребёнке. Знание , что
окружает ребёнка, что может на него
влиять, помогает выбрать единую линию
взаимодействия на развивающуюся
личность. >,
Важной
формой осуществления контакта педагога
с родителями является индивидуальная
работа.
Применяется
следующая методика взаимоотношений с
родителями:
•
поиск контактов при первой встрече;
•
определение индивидуальных особенностей
детей, изучение условий семейного
воспитания;
•
определение тактики детей, родителей
и педагогов их усилия в упрочнение
сотрудничества в достижении положительных
результатов;
•
беседы с родителями об успехах их
детей;
•
практическая помощь в подготовке и
проведении различных мероприятий,
организация экскурсий и т.д.
Заключение.
В
данной образовательной программе
учебная деятельность рассматривается
как составляющая часть целостного
воспитательного процесса на занятиях,
смотрах, концертах.
Приобретение
знаний сопровождается процессом развития
личности ребёнка, которая является
основным объектом воспитания, как
носитель социально - ценностных отношений,
как индивидуальность с неповторимым
своеобразием черт и качеств, свободно
и достойно проявляющая своё « Я ».
Система
дополнительного образования, благодаря
заложенной в ней вариативности и
адаптивности к требованиям жизни, может
являться хорошей базой развития
творческих способностей воспитанников.
На
основе анализа результатов по данной
программе обучение можно сформулировать
следующие условия, при которых могут
развиваться творческие и интеллектуальные
способности обучающихся:
-
если вся учебная и внеурочная деятельность
будет сориентирована на развитие и
саморазвитие творческой личности
педагога и ребёнка;
-
выявление индивидуальных особенностей
детей;
-
при формировании межличностных отношений.
Способствующих развитию интеллектуального
и творческого потенциала всех участников
учебно -воспитательного процесса
учащихся дополнительного
образования.
Примерный
репертуар.
1-й
год обучения:
1.
муз. М. Парцхаладзе, сл. Л.Некрасовой. «
Веселая дудочка »
2.
муз. В.Фере, сл.народные « Дождик »
3.
муз. и сл. А. Красева « Лягушка »
4. муз.
Г. Гладкова, сл. С.Козлова « Львенок и
черепаха »
5.
муз. В.Витлина, сл.П. Кагановой « Веселый
дождик »
6.
муз. Р. Паулса, сл. И. Резника « Золотая
свадьба »
2-й
год обучения:
1.
муз. В. Витлина, сл. А. Усановой « Елочка
стройная »
2.
муз. Б.Савельева, сл. М. Пляцковского «
Настоящий друг »
3.
муз. Е. Туманяна, сл. Н. Найденовой «
Песенка о дружбе »
4. муз.
Г. Струве, сл. Л. Кондрашенко « Родина
»
5.
муз. Д. Львова - Компанейца, сл. С. Богомазова
« Снежная песенка »
6.
муз. Н. Пескова, сл. В. Крючкова « Мама и
папа, сестренка и я »
3-й
год обучения:
1.
муз. и сл. А. Якушевой « Люди идут по свету
»
2.
муз. и сл. И. Николаева « Маленькая страна
»
3.
муз. Б. Гребенщикова « Город золотой
»
4. муз.
В. Львовского. Сл. М. Голивца « Чем пахнет
Земля »
5.
из кинофильма « Земля Санникова », « Миг
»
6.
муз. Л. Квинта, сл. В. Кострова « Здравствуй,
мир! »
4-й
год обучения:
1.
муз. Ю. Саульского, сл. Завальнюка « Земля
моя »
2.
муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова
« Берега России »
3.
муз. и сл. В. Цоя « Звезда по имени Солнце
»
4. муз.
и сл. И. Николаева « Синие лебеди »
5.
муз. и сл. И. Николаева « Лето кастаньет
»
6.
из кинофильма « Ах, водевиль...» , « Гадалка
»
Список
литературы.
1.
И.В. Алёхина, Н.В. Матяш, Т.А. Павлова «
Психология развития ». Брянск, 1999 г.
2.
Е.И. Юдина, В.М. Сидоренко « Методические
разработки по музыке ». Москва. « Владос
», 2002 г.
3.
« Внешкольник ». № 4, 2002 г. Ы
4.
« Дополнительное образование ». № 7,
2001 г.
5.
В.В. Федин «Музыка ». Волгоград, 2002 г.
6.
« Музыкальный словарь в рассказах ».
Москва, 1999 г.
7.
Музыкальный альманах « Семь нот ».
Москва, 1991 г.
8.
Авторские песни. Москва, 2001 г.
9.
Н.К. Кондратюк. « Музыка в школе». Игры,
конкурсы, современные методы. Методическое
пособие. Москва,
«
Творческий центр », 2005 г.
10.
Аудиозаписи.