ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.06.2021
Просмотров: 870
Скачиваний: 4
§ 6. Возможность и действительность. Вероятность
В широком смысле слова под действительностью понимается весь объективно существующий мир, объективная реальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующих явлений, взятых в единстве с их сущностью. Возможность — это такое состояние (или такая ситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствует другая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобы возникло новое явление.
Если действительность есть актуальное бытие, то возможность — потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем.
Для превращения возможности в действительность необходимо действие объективных законов, которые задают спектр возможных тенденций развития предмета, и формирование определенных условий для реализации одной из возможностей.
Вероятность — это количественная мера возможности. Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; она определяет степень близости возможности к осуществлению, к действительности. Вероятность указывает на величину основания возможности в реальной действительности.
Для механистического детерминизма процесс изменения и развития выступает как реализации одной единственной возможности, определяемой к существованию закономерностями механического движения. В этой концепции все будущие состояния однозначно предопределены. Все возможное одновременно является и необходимым, подлежащим реализации в действительности. Места альтернативным или нереализуемым возможностям в этой концепции не остается. Процессы изменения и развития имеют однозначно предопределенный, фатальный характер. Возможность и действительность в механистическом детерминизме оказываются как бы тождественными.
В диалектическом детерминизме развитие понимается прежде всего как последовательность определенным образом упорядоченных необратимых качественных изменений. Каждая качественно новая стадия в развитии характеризуется действием новых, качественно специфических закономерностей. А если это так, то на каждом ключевом этапе развития и эволюции материальных систем возникают и новые возможности, определяемые к существованию возникновением новых закономерностей, и дальнейшее развитие идет по пути реализации новых возможностей, возникающих в ходе превращения старых возможностей в новую действительность.
§ 7. Свобода и необходимость. Свобода и ответственность
Одной из наиболее разработанных концепций свободы является экзистенциальная концепция Н. А. Бердяева. Он считает, что связь свободы с природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякого смысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свобода безосновна. Свобода не есть только выбор возможности (такой выбор тоже принудителен), свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего. «Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы. Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда, когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Тут мы приходим к новому определению свободы, свободы реальной. Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь, новую жизнь общества и мира. Но было бы ошибкой при этом понимать свободу как внутреннюю причинность. Свобода находится вне причинных отношений. Причинные отношения находятся в объективированном мире феноменов. Свобода же есть прорыв в этом мире». В концепции свободы Н. А. Бердяева ценным является обоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего, творчество. И какой бы момент свободы мы не имели бы в виду — выбор ли возможности в материальном мире или создание новой ситуации — везде мы обнаруживаем творчество человека. И все-таки, как бы ни импонировал нам общий пафос его концепции, мы не можем согласиться с его устранением детерминизма.
В детерминистской философии свобода понимается как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. Антонимом термина «свобода» в таком случае выступает «принуждение», т. е. действие человека под влиянием каких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.
Свобода (и мы вновь обращаем внимание на существо концепции Н.А. Бердяева) есть творчество, «созидание ранее небывшего».
Все сказанное выше позволяет утверждать, что в рамках общей концепции детерминизма свобода может быть определена как высшая форма самодетерминации и самоорганизации материи, проявляющая себя на социальном уровне ее движения.
Согласно научно-философскому мировоззрению, и свобода, и ответственность могут быть мыслимы только в мире, где существует объективная обусловленность, детерминизм. Принимая решение и действуя с опорой на знание объективной необходимости, человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности перед обществом за свои поступки. Ответственность обусловлена уровнем развития общественного сознания, уровнем социальных отношений, существующими социальными институтами. И даже тогда, когда человек несет ответственность перед самим собой, перед своей совестью, в нем отражаются современные ему социальные связи и отношения. Понятие свободы оказывается связанным и с понятием покаяния. Проблема свободы, включающая в себя проблему познания и социального действия, является одной из ведущих проблем, связывающих в единое целое диалектику, теорию познания и этику, а также философию бытия и социальную философию.
Глава XXV. Развитие
§ 1. Понятие развития. Модели развития
Развитие является основным предметом изучения диалектики, а сама диалектика выступает как наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Нацеленность на развитие служит критерием диалектики. Познание законов развития дает возможность управлять процессами развития, изменять мир в соответствии с объективными законами и потребностями человеческой цивилизации.
Развитие не есть развитие «вообще», «всего», «всей материи», «Вселенной в целом», «всего и вся в предмете». Развитие связано только с конкретными материальными или духовными системами: развивающейся системой может быть отдельный организм, Солнечная система, общество, теория и т.п. Вне конкретных систем нет никакого развития.
Развитие характеризуется прежде всего своей неотрывностью от движения, изменения. Но это — не отдельные изменения, а множество, комплекс, система изменений в составе элементов, в структуре, т.е. в рамках качества подсистем данной материальной системы. Помимо этого, развитие характеризуется не единственным, не разовым качественным преобразованием, а некоторым комплексом, связью ряда таких преобразований. В этом плане развитие есть связь качественных преобразований системы. Для этой связи характерна прежде всего необратимость. Противоположное этому понятие обратимости связано с круговоротами и функционированием, представляющими собой изменения качеств с возвратом к прежним состояниям в своих главных структурах. Если круговороты и функционирование в основном обратимы, то развитие — в основном необратимый процесс. Необратимость изменений понимается как возникновение качественно новых возможностей, не существовавших раньше.
Развитие есть особого рода связь состояний. Развитие показывает наличие преемственности между качественными изменениями на уровне системы, аккумулятивную связь последующего с предыдущим, определенную тенденцию в изменениях (в этом отношении их известную организованность) и именно на этой основе появление у системы новых возможностей. Иначе говоря, развитие соотносится с направленными преобразованиями. Направленность — третий критериальный признак развития.
Таковы основные признаки развития: 1) качественный характер изменений, 2) их необратимость и 3) направленность.
К числу наиболее значительных концепций развития XX века относится, несомненно, диалектико-материалистическая концепция. Она сложилась еще в 40-х годах прошлого столетия и ее основоположниками являются К. Маркс и Ф. Энгельс. «Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; — «перерывы постепенности»; превращение количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; — взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, — таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии».
§ 2. Законы развития
а) Закон диалектического синтеза
Его можно сформулировать так: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предыдущих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.
Из трактовки развития, включающего в себя переходы от одних качеств к другим, следует, что никакое развитие невозможно без отрицаний.
б) Закон перехода количества в качество
Закон перехода количества в качество выражает такую взаимозависимость характеристик материальной системы, при которой количественные изменения на определенном этапе приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений
Исходное определение понятия качества (на феноменологическом уровне) может быть таким: качество — это система важнейших, необходимых свойств предмета.
в) Закон диалектической противоречивости
Данный закон принято называть несколько иначе — «закон единства и борьбы противоположностей».
Не всякие противоположности, находящиеся в единстве, оставляют противоречие. Для того чтобы противоположности образовали противоречие, они должны находиться во взаимодействии (проникать и отрицать друг друга). В противоречиях — и единство, и борьба.
Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца процесса ее развития. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоречий, значимость их в системе.
В развитии противоречий можно выделить следующие этапы или состояния: 1) гармонию, 2) дисгармонию, 3) конфликт.
Таковы моменты, характеризующие всеобщность противоречий.
«Единство» противоположностей разноаспектно. Таких аспектов по крайней мере четыре: 1) единство как взаимодополняемость, связь в составе целостной материальной системы; 2) единство как равновесие, равнодействие противоположных сторон; 3) единство как возможность перехода одной противоположности в другую (в смысле изменения положения в системе) и 4) единство как возможность временного объединения, «союза» в условиях разнонаправленности (в состоянии полярности и конфликтности). Качественная сторона единства противоположностей выражается в первом, третьем и четвертом аспектах, количественная сторона — во втором.
Единство и борьба противоположностей являются источником и главной движущей силой развития.
Примеры из тестов с ответами
Тема: Диалектика бытия
1. Направление развития от низшего к высшему называется …
|
прогрессом |
|
дедукцией |
|
метафизикой |
|
редукцией |
2. Важной характеристикой развития является …
|
необратимость изменений |
|
статичность процессов |
|
отсутствие результата |
|
одномерность протекания |
3. С позиций немецкого классического идеализма учение о развитии действительности в целом называется …
|
диалектикой |
|
метафизикой |
|
экзегетикой |
|
патристикой |
4. Изменение объекта под влиянием присущих ему противоречий, факторов и условий называется …
|
самодвижением |
|
трансформацией |
|
моделированием |
|
абстракцией |
Решение:
Изменение
объекта под влиянием присущих ему
противоречий, факторов и условий
называется самодвижением. Идея
самодвижения, зародившись в античности,
особенно важную роль приобрела в
философии Г. Гегеля, рассматривавшего
эволюцию сущего через призму учения о
самопротиворечивости и саморазвитии
духа.
5. Состояние, альтернативное стабильности, переход из одного состояния в другое, называется …
|
изменением |
|
устойчивостью |
|
метафизикой |
|
константностью |
6. Новый этап развития в диалектике называется …
|
синтезом |
|
анализом |
|
тезисом |
|
базисом |
Решение:
Новый
этап развития в диалектике
называется синтезом. Синтез есть
объединение всего того, что было на
предыдущих этапах, и повтор на высшей
ступени характерных черт, структуры
исходной ступени.
7. Основными принципами диалектики, с позиций диалектического материализма, являются …
|
всеобщая связь и развитие |
|
протяженность и эволюция |
|
пролиферация и верификация |
|
актуальность и критичность |
8. Отношение между объектами, проявляющееся в том, что состояния или свойства любого из них меняются при изменении состояния и свойств других, называются …
|
связью |
|
причинностью |
|
стабильностью |
|
процессом |
9. С позиций диалектического материализма источником движения является …
|
противоречие |
|
материя |
|
развитие |
|
объект |
Решение:
С
позиций диалектического материализма
источником движения является противоречие.
Не всякие противоположности, находящиеся
в единстве, составляют противоречие,
для этого они должны взаимодействовать
друг с другом.
10. Движущей силой всякого развития, согласно диалектике, является …
|
противоречие |
|
количество и качество |
|
взаимодействие атомов и элементарных частиц |
|
первотолчок |
11. Внутреннее содержание предмета, выражающееся в устойчивом единстве всех многообразных и противоречивых свойств бытия, называется …
|
сущностью |
|
реальностью |
|
системой |
|
объективностью |
Тема: Концепции бытия
1. Представление о том, что мир существует только в сознании одного воспринимающего субъекта, называется …
|
солипсизмом |
|
скептицизмом |
|
монизмом |
|
агностицизмом |
Решение:
Представление
о том, что мир существует только в
сознании одного воспринимающего
субъекта, называется солипсизмом.
Солипсизм чреват опасностью суждения,
что вещи, возникшие благодаря восприятию,
с исчезновением воспринимающего субъекта
и прекращением восприятия также исчезают.
2. Направление в философии, исходящее из первичности духовного, мыслительного, психического и вторичности материального, природного, физического бытия, называется …
|
идеализмом |
|
материализмом |
|
субъективизмом |
|
махизмом |
3. Позиция, согласно которой мир по отношению к человеку имеет две ипостаси – волю и представление, принадлежит …
|
А. Шопенгауэру |
|
Г. Гегелю |
|
Ф. Аквинскому |
|
Н. Бердяеву |
4. Позиция, согласно которой существуют два мира – ноуменальный («вещей в себе») и феноменальный (представлений о вещах), принадлежит …
|
И. Канту |
|
Ф. Энгельсу |
|
Р. Бэкону |
|
М. Фуко |
5. Потенциальная форма бытия называется …
|
возможностью |
|
необходимостью |
|
причиной |
|
онтологией |