ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.06.2021
Просмотров: 1306
Скачиваний: 13
Представители атомизма Левкипп, Демокрит считали, что мир состоит из мельчайших, далее неделимых частиц – атомов.
В эпоху Возрождения на смену геоцентрическому представлению о мире (в центре Вселенной – Земля) приходит гелиоцентрическое (в центре Вселенной – Солнце). Особую роль в становлении этого нового представления о мире сыграл Н. Коперник. Церковь резко осудила гелиоцентрическую систему. Из нее следовало, что человек вовсе не находится в центре сотворенного мира – он лишь одно из существ, обитающее на одной из планет, то есть такое же рядовое вяление природы, как животное или растение.
В докритический период И. Кант был материалистом. Самая важная работа этого периода – «Всеобщая естественная истории и теория неба». В ней изложена небулярная гипотеза Канта – Лапласа, согласно которой Солнечная система не всегда была такой, какова она сейчас, а возникла из первичной газовой туманности. Небулярная гипотеза отбрасывала попытки объяснить развитие мира с помощью представлений о божественном первотолчке. Она привела в движение другие науки – геологию, химию, биологию, поскольку стало ясно, что в изменяющейся Солнечной системе не могли существовать неизменные геологические структуры, химические вещества и организмы.
5. Установите соответствие между основными моделями мира и философами, для которых были характерны данные представления:
1. Атомическая модель мира
2. Плюралистическая модель мира
3. Натуралистическая модель
4. Религиозная модель
1 |
Демокрит |
2 |
Г. Лейбниц |
3 |
Фалес |
4 |
Августин Аврелий |
|
И. Кант |
Решение:
Древнегреческий
философ Фалес,
живший в Милете, первоосновой всего
существующего считал воду: все возникло
из воды путем сгущения или разряжения
ее.
Основу философских размышлений Демокрита составляет идея атомизма. Он считал, что существует множество миров; одни миры возникают, другие гибнут. Все они состоят из множества атомов и пустоты. Пустота – между мирами и атомами. Сами атомы неделимы и лишены пустоты.
Августин, развивая религиозную картину мира, ввел принцип креационизма, согласно которому Бог создал мир из ничего. До акта творения ничего не было, даже пассивной материи. Поддержание существования мира рассматривается как постоянное творение его Богом вновь и вновь. Если бы творческая сила Бога иссякла, то мир бы вернулся в небытие.
Субстанция рассматривается как объективная реальность. Г. Лейбниц субстанцию подразделяет на бесконечное множество субстанций, называя их монадами. Монады различаются по уровню сознательности. Абсолютно сознательная монада – Бог. Плюрализм – философская концепция, согласно которой существует множество несводимых и независимых друг от друга начал.
6. Установите соответствие между картинами мира и присущими им характерными чертами.
1. Образно-символическое восприятие мира, антропоморфизм
2. Критический анализ предельных оснований человеческого сознания и поведения
3. Креационизм, провиденциализм
1 |
мифологическая картина мира |
2 |
философская картина мира |
3 |
религиозная картина мира |
|
научная картина мира |
Решение:
Мифологическая
картина мира представляет собой систему
образно-символического, а не понятийного
мышления. В мифологической картине мира
не существует причинно-следственных
связей, они заменены образом. Мир природы
и общества в мифологической картине
мира персонифицируется, на него
переносятся человеческие качества.
Идея
креационизма – представление о том,
что мир сотворён Богом из ничего, актом
его воли – присуща для религиозной
картины мира. Провиденциализм –
религиозное понимание истории как
проявления воли Бога, осуществления
заранее предусмотренного божественного
плана «спасения» человека. Провиденциализм
присущ всем теистическим религиям –
иудаизму, христианству, исламу.
С
древности до наших дней предметом
философских
размышлений
были и остаются «начальные», «предельные»
основания, самые общие и глубокие идеи
и принципы, из которых человек должен
исходить в своей жизни и деятельности,
в понимании окружающей действительности.
7. Установите соответствие между моделью диалектики и присущими ей характеристиками.
1. Высшие формы движения материи сводимы к низшим.
2. Развитие присуще только живым организмам.
3. Общество является равновесной системой, все части которого сбалансированы между собой.
4. Природа, общество и человеческое мышление развиваются по единым всеобщим законам.
1 |
градуалистическая модель |
2 |
натуралистическая модель |
3 |
равновесная модель |
4 |
диалектико-материалистическая модель |
|
антропологическая модель |
Решение:
Наиболее видным представителем градуалистической модели диалектики был английский философ Г. Спенсер. Составными частями спенсеровской трактовки развития являлись идеи сводимости высших форм движения материи к низшим (социальной – к биологической, биологической – к химической и физической). Он признавал только постепенность в развитии, отрицая скачки.
Натуралистическая диалектика – это диалектика естественнонаучных материалистов. Наиболее ярко она представлена теорией эволюции, предложенной Ч. Дарвиным. Данная теория не учитывала специфики социального развития.
Теория равновесия начала складываться с XVII века в целях объяснения общества. Ее главной идеей было представление об обществе как равновесной системе, подчиняющейся законам механики. Позднее, в XIX в., общество стало рассматриваться по аналогии с живым организмом, саморегулирующимся и устойчиво равновесным. В настоящее время в теорию равновесия включаются данные кибернетики и ее принципы.
Диалектико-материалистическая модель, предложенная К. Марксом и Ф. Энгельсом, основана на взаимосвязи и взаимозависимости всех сторон и всех явлений этого мира. Таким образом, существует единый, закономерный мировой процесс движения.