Файл: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций российской федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В понимании культуры в лингвистической науке наметилось несколько основных направлений:

  1. форма общения ее субъектов

  1. совокупность всех форм деятельности (деятельностный подход)

  2. система создания, хранения, использования и передачи информации (трансляционный подход)

  3. характеристика самого человека, как форма внутренней детерминации личности (личностный подход)

  4. совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человеком (ценностный подход)

  5. система, основанная на выявлении типологических сходств и различий (типологический подход).

Основываясь на типологическом подходе, принято различать традиционную, элитарную и массовую культуру.

Элитарная культура — это высокая культура, создаваемая высокообразованной частью общества, профессиональными творцами. Элитарная культура включает изящное искусство, классическую музыку, художественную литературу. Элитарная культура рассчитана только на подготовленного зрителя, слушателя, читателя.

Массовая культура является общедоступной, она может быть интернациональной и национальной. Время ее широкого распространения — середина XX в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи, видео) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех слоев общества разных возрастов и уровня образования. Ярким примером массовой культуры является популярные эстрадные песни.

Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная. Продукты массовой культуры удовлетворяют сиюминутные запросы людей, быстро теряют свою актуальность и выходят в тираж. Продукты элитарной культуры остаются образцовыми вне времени.

Элитарная культура рассматривается многими культурологами как антипод массовой. Производителем и потребителем элитарной культурной является с этой точки зрения высший, привилегированный слой общества — элита. В современной культурологии утвердилось понимание элиты как особого слоя общества, наделенного специфическими духовными способностями. Размежевание элитарной и массовой культуры связано с развитием городов, книгопечатания, возникновением заказчика и исполнителя в сфере искусства. Элитарное — для искушенных знатоков, массовое — для обычного, рядового читателя, зрителя, слушателя. Произведения, выступающие в качестве эталона массового искусства, обнаруживают, как правило, связь с фольклорными, мифологическими, лубочными построениями, которые существовали раньше.


Особенностью элитарной культуры является интерес ее представителей к созданию новых форм, демонстративное противопоставление гармоническим формам классического искусства, а также акцент на субъективность мироощущения.

Характерными признаками элитарной культуры являются:

  1. стремление к культурному освоению предметов (явлений природного и социального мира, духовных реалий), которые резко выделяются из совокупности того, что входит в поле предметного освоения «обычной» культуры данного времени

  2. включение своего предмета в неожиданные ценностно-смысловые контексты, создание его новой интерпретации, неповторимого или исключительного смысла

  3. создание нового культурного языка (языка символов, образов), доступного узкому кругу ценителей, расшифровка которого требует от непосвященных специальных усилий и широкого культурного кругозора

В искусстве, художественном творчестве массовая культура выполняет следующие социальные функции:

  • приобщает человека к миру иллюзорного опыта и несбыточных грёз

  • пропагандирует господствующий образ жизни

  • отвлекает широкие массы людей от социальной активности, заставляет приспосабливаться.

С более позднего и по настоящее время все больше и больше идет развитие в культуре печати, а также в культуре китча. Китч – один из наиболее часто употребляемых терминов для характеристики современного искусства, архитектуры и дизайна наряду с эклектикой. На сегодняшний день китч – это и оценка (в значении «дурновкусие»), и стиль (микс на основе соединения несоединимого), и отсутствие стиля (перерождение какой бы то ни было стилевой системы), и художественный прием (ироническое прочтение исторического стиля). Данная культура больше распространена на «обычных» людей, на массу. Некоторые люди считают, что она влияет негативно и является антикультурой, так как в ней не заложено ничего нового и самостоятельного. Но соглашаясь с мнением другой половины людей, могу высказать свое положительное отношение к дачному типу культуры. С помощью нее люди, которые не могут позволить себе вещи из элитарной, могут приблизиться к ней и сделать себя счастливее в какой-то степени. Что же касается культуры печати и культуры комиксов, то также могу высказать свое позитивное мнение на счет этого. Благодаря такому виду литературы и культуры новые и молодые авторы могут набрать свою популярность, так как в большей степени комиксы распространены среди «обычных» людей.



Заключение


Культура предстает перед человеком как смысловой мир, который вдохновляет людей и сплачивает их в некоторое сообщество (нацию, религиозную или профессиональную группу и т. д.). Этот смысловой мир передается из поколения в поколение и определяет способ бытия и мироощущения людей.

В основе каждого такого смыслового мира лежит доминирующий смысл, смысловая доминанта культуры. Смысловая доминанта культуры - это тот главный смысл, то общее отношение человека к миру, которое определяет характер всех остальных смыслов и отношений. При этом культура и ее смысловая доминанта могут реализовываться по-разному, но наличие смыслового единства придает целостность всему, что делают и что переживают люди. Объединяя и вдохновляя людей, культура дает им не только общий способ постижения мира, но и способ взаимного понимания и сопереживания, язык для выражения тончайших движений души. Наличие смысловой доминанты культуры создает саму возможность культурологии как науки: нельзя сразу охватить культуру во всех ее аспектах, но можно выделить, понять и проанализировать доминирующий смысл. А дальше надо уже изучать различные способы его реализации, обращаться к деталям и конкретным формам его воплощения.

Список литературы


  1. Культурология: учебник для студентов технических вузов / Под ред. Н.Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 2002

  2. Надежда Алексеевна Рыбкина. Обыденная и специализированная культура // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 16.01.2023. — URL https://spravochnick.ru/kulturologiya/vidy_kultur/obydennaya_i_specializirovannaya_kultura/ (дата обращения: 26.01.2023).

  3. Файль Ю.А. Элитарная и массовая культура // Cyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/elitarnaya-i-massovaya-kultura/pdf (дата обращения: 26.01.2023).

  4. Афонин В. А., Афонин Ю. В. Теория и история культуры. Учебное пособие для самостоятельной работы студентов. – Луганск: Элтон-2, 2008. – 296 с.

  5. Принципы классификации различий культур // vuzlit.com URL: https://vuzlit.com/778603/printsipy_klassifikatsii_razlichiy_kultur (дата обращения: 21.012023).

  6. Кравченко А.И. Культурология. Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проект, 2001.

  7. Коломиец Н.В. Современный концепт типологии культуры // Сyberleninka URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennyy-kontsept-tipologii-kultury/viewer (дата обращения: 23.01.2023).

  8. Введение в культурологию: Учеб. пособие для вузов / Руководитель автор, колл. и отв. ред. Е. В. Попов. — М.: ВЛАДОС, 1996 — 336 с.