Добавлен: 30.10.2023
Просмотров: 487
Скачиваний: 14
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Коммуникативная потребность определяется настоятельной необходимостью индивидов в обмене смысловой и оценочной информацией с целью взаимодействия в различных сферах своего существования и воздействия друг на друга в условиях коммуникации различного типа. Степень мотивированности определяется силой потребности, которая концентрируется в коммуникативной установке как важнейшей социологической доминанте коммуникации. Чем настоятельнее потребность, тем устойчивее коммуникативная установка.
В актуализации коммуникативной установки наблюдается использование либо одних и тех же коммуникативных средств (эффект усиления при повторяемости), либо разных средств (эффект усиления при скрытой повторяемости за счет варьирования коммуникативных средств). Мотивом коммуникации может служить психологически обусловленная потребность сопереживания, а сформировавшаяся на этой основе коммуникативная установка формируется на базе вербальных и невербальных средств коммуникации. Таким образом, мотивационные механизмы влияют на коммуникативную деятельность личности.
Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять самонаблюдение и самоосознание, метакоммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного горизонта партнера-коммуниканта, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Актуализация этих способностей и знаний сопряжена с целым рядом других когнитивных характеристик, связанных с самым ответственным этапом коммуникации - функционированием выбранного кода в конкретной ситуации, когда начинают действовать сложные механизмы речемыслительной деятельности, обусловленные не только социологическими, психологическими и лингвистическими факторами, но и нейрофизиологическими.
Успешность коммуникации, воздействие на собеседника в значительной мере зависят от совместимости когнитивных характеристик коммуникантов. Знание коммуникативных систем способствует адекватному восприятию информации и позволяет в соответствии с коммуникативной установкой влиять на ситуацию.
Когнитивный параметр является связующим звеном между мотивационным и функциональным параметрами. С одной стороны, он определяет уровень коммуникативной потребности, ее обусловленность различными аспектами познавательного опыта индивида, с другой стороны, дает возможность выбора наиболее эффективного способа использования этого опыта в конкретных условиях коммуникации.
Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение индивидуальным запасом вербальных и невербальных средств для актуализации информационной, экспрессивной и прагматической функций коммуникации; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения; построение дискурса в соответствии с нормами избранного коммуникативного кода и правилами речевого этикета.
Таким образом, отмеченные нами параметры оценки коммуникативной личности: мотивационный (определяемый коммуникативными потребностями и являющийся сильным стимулом для коммуникативной деятельности); когнитивный (формирующий в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах) и функциональный (определяющий коммуникативную компетенцию индивида) могут служить и параметрами ее развития.
3. Типы коммуникативной личности
Коммуникативная личность обладает коммуникационным потенциалом, включающим знания и опыт, коммуникативную компетенцию и коммуникативную потребность. Владение этим комплексом (потребности, знания и компетентность) позволяет коммуникативной личности уверенно ориентироваться в коммуникативной среде. В зависимости от степени использования своего коммуникативного потенциала личность может быть отнесена к тому или иному типу. Мы всегда невольно «подстраиваемся» под собеседника в процессе коммуникации, т. е. осуществляем метакоммуникативную функцию. Опытный специалист в области коммуникации должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода).
Существует несколько типов коммуникантов.
Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для ‘борьбы’ с таким коммуникантом бесполезно пользоваться его же приемами, лучше принять стратегию «речевого изматывания» (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать «накопительную тактику»).
Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации. Следует иногда – в собственных интересах – возвращать его к нужной теме.
Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется использовать стратегию «разогревания» партнера (вступительная часть «о погоде», фатическое общение).
Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее другим, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.
В плане воздействия как социально значимой функции выделяются два основных типа коммуникативной личности: а) доминантный, для которого характерны самоуверенность, напористость, и б) реагирующий, для которого характерны аргументативность, аналитизм и отзывчивость.
Интересную классификацию типов общения в социальной группе можно почерпнуть и из теории американского психолога Эрика Берна. Состояния Я или ego-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. По Берну, люди переходят из одного состояния в другое с различной степенью легкости.
Родитель: критический (руководитель: Когда вы, наконец, начнете делать нормальные справки? Я не могу все время делать за Вас Вашу работу!) и кормяще-заботливый (преподаватель студенту: Не волнуйтесь, сейчас Вы все обязательно вспомните! руководитель: Давайте, я сделаю это за Вас!).
Взрослый: консультант фирмы клиенту: Вас устраивает такое решение вопроса? работник директору: Я готов предоставить Вам сведения к четвергу!
Ребенок: приспосабливающийся (работник руководителю: А как я должен был составить справку? Я полностью согласен с Вами!) и естественный (работник фирмы клиенту: Это будет прекраснейшая поездка! коллега коллеге: Ну старик, ты гений!).
В зависимости от коммуникабельности - привычного стиля общения социотипа на близких коммуникативных дистанциях – можно выделить несколько разновидностей общения или групп типов личности.
1) группа страстных социотипов (этические экстраверты), которые уверены в своем отношении к другому человеку и не боятся открыто проявлять свои симпатии и антипатии; наиболее общительные в неформальных контактах типы. К ним относятся: энтузиаст, наставник, политик, советчик.
2) группа хладнокровных социотипов (логические интроверты), которые не уверены в своих чувствах и поэтому очень сдержанны в эмоциональных проявлениях; наименее общительная категория людей. К ним относятся: аналитик, инспектор, критик, мастер.
3) группа деловых социотипов (логические экстраверты), которые контактны в деловом общении и эмоции которых направлены на результаты работы. К ним относятся: искатель, маршал, предприниматель, управитель.
4) группа душевных социотипов (этические интроверты), которые обладают скрытым миром душевных переживаний и отличаются прочными, хотя и не демонстрируемыми при посторонних душевными привязанностями; для них характерна средняя степень коммуникабельности - общительность в кругу знакомых и родных. К ним относятся: посредник, лирик, хранитель, гуманист.
Сначала разберем контрастные, легко заметные в жизни виды коммуникабельности - экстравертно-этический и интровертно-логический.
1. Экстравертные этики, или страстные. Их позиция в общении - активный поиск чувств. Они несут эмоции окружающим людям. Общение они понимают как обмен эмоциями, как своеобразное "плавание" в бурном потоке жизни.
2. Интровертные логики, или хладнокровные. Группа коммуникабельности, противоположная страстным. Общение понимают как обмен недостающей информацией. Такая коммуникабельность ничего бы не потеряла, если бы осуществлялась лишь в письменном виде.
Среди этих двух полюсов коммуникабельности находятся еще два, которые укладываются в рамки выработанных обществом стереотипов поведения лиц противоположного пола.
3. Экстравертные логики, или деловые, - мужской стереотип коммуникабельности. Его можно назвать активным ожиданием чувств. Стандартному образу настоящего мужчины приписывают активную жизненную позицию, но только не в области чувств. Общение эти социотипы понимают как деловое сотрудничество.
4. Интровертные этики, или душевные, - женский стереотип коммуникабельности. Эту позицию можно охарактеризовать как пассивный поиск чувств. Общение понимается как обмен знаками душевной привязанности.
С течением времени у каждого индивида вырабатывается свой собственный коммуникативный стиль, который является формой ее репрезентации и саморепрезентации. Предложенные типологии не являются исчерпывающими и построены на разнородных основаниях, например: доминантный (нацеленный на подавление и самоутверждение), драматический (с элементами нажима, преувеличения, с надеждой на сочувствие и понимание своих проблем), аргументативный (предполагающий спор, дискуссию, в какой-то мере провокативный), впечатляющий (аффективный, театрально-игровой, запоминающийся благодаря удачному употреблению слов или фраз), уравновешенный (внимательный, открытый индифферентный к внешним проявлениям).
Развитие личностью тех или иных коммуникативных стилей (которые могут воспроизводиться человеком в неосознаваемой форме) предполагает их анализ и осознанный выбор при решении тех или иных задач.
Таким образом, существует несколько классификаций типов коммуникативной личности. Основными типами являются: доминантный (стремится завладеть инициативой в общении), мобильный (легко входит в разговор, не теряется в незнакомой ситуации), ригидный (испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения) и интровертный (застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения).
Заключение
Таким образом, коммуникативная личность понимается как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией - умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.
Для оценки коммуникативной личности как социального феномена следует обращать внимание не только на индивидуальные характеристики личности, но и такие аспекты, как коммуникабельность, коммуникативную компетентность и харизму.
Отмеченные нами параметры оценки коммуникативной личности: мотивационный (определяемый коммуникативными потребностями и являющийся сильным стимулом для коммуникативной деятельности); когнитивный (формирующий в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном планах) и функциональный (определяющий коммуникативную компетенцию индивида) могут служить и параметрами ее развития.
Существует несколько классификаций типов коммуникативной личности. Основными типами являются: доминантный (стремится завладеть инициативой в общении), мобильный (легко входит в разговор, не теряется в незнакомой ситуации), ригидный (испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения), экстравертный и интровертный (застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения).
Проблема коммуникативной личности остается открытой для исследования, полной тайн и загадок даже для нас самих. Попробуйте заглянуть в себя как коммуникативную личность, и вы найдете много неожиданного и поучительного.
Список использованной литературы
1. Адамьянц Т.З. Социальные коммуникации: учебник для академического бакалавриата / Т.З. Адамьянц. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 200 с.
2. Базылевич Т.Ф. Психология высших достижений личности: Монография / Т.Ф. Базылевич. - М.: Инфра-М, 2018. - 251 c