Файл: КонституционноеправоРоссийской.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.10.2023

Просмотров: 1339

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

106 Раздел II. Конституция положений проекта. Работа Конституционной комиссии посте- пенно заходила в тупик.
В мае 1993 г. проект Конституции, одобренный Верховным
Советом, был опубликован. Он существенно исправлял многие пороки старой Конституции, содержал демократические положе- ния о правах и свободах человека и гражданина. Однако в вопро- сах организации государственной власти доминировали прежние подходы. По существу, снова принцип разделения властей трак- товался в сторону уменьшения полномочий Президента, и сохра- нялась все та же советская форма правления.
Выдвигая по политическим соображениям идею парламента- ризма, но игнорируя отсутствие для него условий в современной
России, авторы проекта упорно утверждали ведущую роль парла- мента в системе высших органов государственной власти. Чтобы подчеркнуть это, глава о Верховном Совете предшествовала главе о Президенте. Явно в нарушение принципа разделения властей
Верховный Совет наделялся «контрольными полномочиями», а также правом принимать решения по основным направлениям внутренней и внешней политики России. Верховный Совет при- обретал право не только принимать федеральный бюджет, но и контролировать его исполнение. Среди членов Правительства,
которые могли назначаться Президентом исключительно с согла- сия Верховного Совета, были не только Председатель и его за- местители, но также министры экономики, финансов, внутрен- них дел, иностранных дел, обороны, безопасности.
Проект ставил Президента под контроль Верховного Совета,
обязывая его представлять Верховному Совету ежегодные доклады об осуществлении внутренней и внешней политики, выполнении федеральных программ. Подчиненное Президенту Правительство также обязывалось ежегодно представлять отчет Верховному Со- вету. Эти и ряд других положений существенно ограничивали пра- ва Президента и исполнительной власти, закладывали своеобраз- ную мину под отношения двух властей.
Решившись на принятие Конституции на основе своего про- екта, оппозиционное большинство Верховного Совета назначило для этого дату созыва Съезда народных депутатов (17 ноября
1993 г.) и начало подготовку к его проведению. В самом Верхов- ном Совете откровенно поднимался вопрос об отрешении Пре- зидента от власти, что планировалось осуществить на предстоя- щем Съезде. Это был открытый вызов Президенту и очевидный поворот к отказу от проведения демократических реформ. Оппо-


Глава 5. Особенности принятия Конституции РФ 1993 года 107
зицию не остановило даже то, что в ходе референдума, проведен- ного 25 апреля 1993 г., большинство избирателей, принявших в нем участие, поддержали легитимность Президента.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   66

§ 3. Конституционное совещание
12 мая 1993 г. Президент РФ издал Указ «О мерах по заверше- нию подготовки новой Конституции Российской Федерации»,
согласно которому для завершения подготовки проекта Консти- туции 5 июня в Москве созывалось Конституционное совещание.
Неделей позже (Указ от 20 мая 1993 г.) был определен состав
Конституционного совещания. Оно включало представителей федеральных органов государственной власти Российской Феде- рации; органов государственной власти республик в составе Рос- сийской Федерации, краев, областей, автономной области, авто- номных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга; местного самоуправления; политических партий, профсоюзных, молодеж- ных, иных общественных организаций, массовых движений и ре- лигиозных конфессий, товаропроизводителей и предпринимате- лей. Предусматривалось, что в состав Конституционного совеща- ния также должны войти народные депутаты Российской
Федерации — члены Конституционной комиссии Съезда народ- ных депутатов РФ, представители от каждой фракции народных депутатов, Президента и Правительства, Конституционного Су- да, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры РФ.
Таким образом, Конституционное совещание было задумано как широкий форум, сочетающий представительство всех выс- ших органов государственной власти, а также общественности.
Он таким фактически и получился, хотя ряд приглашенных чле- нов Конституционной комиссии, народных депутатов, а также политических партий участия в его работе не приняли. 24 июня
1993 г. Верховный Совет отказался сотрудничать с Конституци- онным совещанием под предлогом причастности к делам о кор- рупции некоторых его координаторов и участников.
Президент внес на обсуждение Совещания свой проект Кон- ституции, но призвал участников к выработке компромиссного текста на базе этого проекта и проекта Конституционной комис- сии. Многие положения президентского проекта были подверг- нуты критике участниками Конституционного совещания, на- пример за то, что проект не содержал характеристики Российско-

108 Раздел II. Конституция го государства как социального. В нем не был выдержан принцип равноправия субъектов РФ — в Совете Федерации 50%
всех мест предполагалось предоставить республикам и нацио- нальным образованиям. Президент по проекту обладал чрезмер- ными правами по роспуску Государственной Думы. Были и дру- гие основания, вызвавшие обоснованную критику проекта.
Однако в отношении механизма власти этот проект в целом выдерживал принцип разделения властей и устанавливал опреде- ленный баланс законодательной и исполнительной ветвей власти в рамках республики президентского типа. В нем содержался яс- ный отказ от бесплодного советского парламентаризма в пользу сильной исполнительной власти. Именно поэтому созванное
Верховным Советом в конце мая — начале июня совещание двух тысяч депутатов Советов всех уровней полностью отвергло пре- зидентский проект, а 4 июня, за день до созыва Конституцион- ного совещания, Верховный Совет предложил свой порядок со- гласования и принятия проекта Конституции, который снова ставил в центр всей работы Конституционную комиссию.
Конституционное совещание работало больше месяца. В его адрес поступило более 50 тыс. замечаний и предложений. В ре- зультате их обсуждения в первоначальный проект было внесено свыше 500 поправок, около 40 принципиально новых норм —
фактически все статьи были изменены. В разработанный Сове- щанием проект вошли многие статьи из проекта Конституцион- ной комиссии
1
. 12 июля 1993 г. проект был одобрен Совещанием.
§ 4. Развитие конституционного кризиса
С осени 1993 г. конституционный кризис вошел в новую фазу.
И законодательная, и исполнительная власть имели свой проект
Конституции и свое представление о способе ее принятия. Дос- тижение согласия стало невозможным, обе ветви власти все чаще апеллировали к народу, а паралич власти усиливался.
21 сентября Президент подписал Указ о поэтапной конститу- ционной реформе в Российской Федерации, который, не прекра- щая действия Конституции в части, не противоречащей Указу,
прерывал осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съезда народных депутатов и Верховного
1
См.: Конституционное совещание. Стенограммы, материалы, доку- менты. М., 1995.


Глава 5. Особенности принятия Конституции РФ 1993 года 109
Совета. При этом отмечалось, что «безопасность России и ее на- родов — более высокая ценность, нежели формальное следова- ние противоречивым нормам, созданным законодательной вет- вью власти». Полномочия народных депутатов прекращались.
Указ временно, до принятия Конституции, вводил в действие
Положение о федеральных органах власти на переходный пери- од, подготовленное на основе проекта Конституции, одобренно- го Конституционным совещанием 12 июля 1993 г. В действие также вводилось Положение о выборах депутатов Государствен- ной Думы, разработанное народными депутатами и Конституци- онным совещанием. Выборы в Государственную Думу были на- значены на 11 — 12 декабря. Приостанавливалась деятельность
Конституционного Суда. По существу, временно вводилось пре- зидентское правление.
Конституционный кризис немедленно перерос в конституци- онную войну. В тот же день Президиум Верховного Совета, ссы- лаясь на ст. 121 6
Конституции, объявил о немедленном прекра- щении полномочий Президента РФ Б. Н. Ельцина, полномочия
Президента были переданы вице-президенту А. В. Руцкому. Вер- ховный Совет оценил действия Президента как государственный переворот. Конституционный Суд, признав Указ Президента не- конституционным, высказался за отрешение Президента от должности. Были отстранены старые и назначены новые руково- дители «силовых» министерств, а в Уголовный кодекс введена статья, карающая (вплоть до смертной казни) за антиконститу- ционную деятельность, невыполнение решений высшего органа государственной власти и воспрепятствование его деятельности.
Оппозиция находила основания для своих действий в Конститу- ции, которую сама же приспособила к своим интересам, а Пре- зидент опирался на поддержку избирателей и субъектов Федера- ции, полагая, что противоречивая и устаревшая Конституция уже не может служить базой для разрешения разногласий двух ветвей власти. При таких подходах неудивительно, что каждая сторона конфликта рассматривала действия другой стороны как мятеж,
государственный переворот. Конституционная законность, таким образом, была подорвана с двух сторон и утратила свою ней- тральность.
Попытки достичь согласия не увенчались успехом, и кризис стал порождать общественные беспорядки, силовые действия.
Сторонники Президента организовали блокаду Дома Советов, а сторонники Верховного Совета совершили попытки захватить


110 Раздел II. Конституция здание мэрии Москвы, один из военных штабов и телецентр
«Останкино». Это привело к вмешательству армии, несколько танков обстреляли здание Дома Советов. Погибло много людей.
В Москве действовало чрезвычайное положение, был приоста- новлен выпуск некоторых газет.
Антипрезидентские выступления были подавлены, но траги- ческие события неизгладимой печатью легли на молодую россий- скую государственность, ясно указав, к каким последствиям мо- гут приводить амбиции политиков, к тому же действующих в ус- ловиях несовершенной конституционной системы.
После подавления выступлений оппозиции президентское правление осуществлялось безраздельно. Президентом был издан
Указ о правовом регулировании в период поэтапной конституци- онной реформы в Российской Федерации от 7 октября 1993 г.,
который подтвердил действие на всей территории России зако- нов и постановлений, принятых Верховным Советом и Съездом народных депутатов до 21 сентября 1993 г. Было установлено,
что до начала работы Федерального Собрания правовое регули- рование по вопросам, отнесенным к компетенции Съезда и Вер- ховного Совета, осуществляется указами Президента. Другим
Указом констатировалась невозможность деятельности Консти- туционного Суда, в связи с чем приостанавливался созыв его за- седаний до принятия новой Конституции. Председатель Консти- туционного Суда сложил с себя полномочия, а вице-президент,
несмотря на то что он был избран вместе с Президентом, был ос- вобожден Президентом от должности.
Президентом был принят ряд других мер по реформированию государственности. Указом о реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в Российской Феде- рации от 9 октября 1993 г. были прекращены полномочия Сове- тов народных депутатов, а Указом от 27 октября утверждены Ос- новные положения о выборах в представительные органы госу- дарственной власти в регионах. Это означало юридическую ликвидацию советской власти в стране. Для решения вопроса о конституционной реформе на 12 декабря 1993 г. было назначено всенародное голосование (референдум) по проекту новой Кон- ституции РФ, вступающей в силу в случае ее одобрения с момен- та опубликования результатов голосования (10 ноября 1993 г.
проект был опубликован).
Конституционный кризис, развивавшийся на протяжении почти года, так и не нашел своего конституционного разреше-